Конспект интегрированного занятия. «Как выращивают хлеб. Кто выращивает хлеб? Как называется профессия

Беседа для детей 5-7 лет: «Хлеб – всему голова»

Дворецкая Татьяна Николаевна
ГБОУ школа №1499 ДО №7
Воспитатель
Описание: Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей дошкольных учреждений и родителей.
Назначение работы: Беседа познакомит детей с этапами приготовления хлеба, с обычаями, традициями, с народным фольклором. Для данного мероприятия была разработана авторская игра.

Цель: ознакомление детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;
Задачи:
1. формировать представление о процессе производства хлеба;
2. знакомить детей с разнообразным миром зерновых хлебных культур;
3. воспитывать бережное отношение к хлебу;
4. закреплять полученные знания о хлебе в повседневной жизни и в игровой деятельности

Ход беседы

Ведущий: Дорогие ребята! Хлеб – наше богатство, в него вложен труд многих людей. Мы с Вами не можем себе представить обеденный стол без белого и черного хлеба. Многие из Вас любят кушать сушки, печения, баранки, пироги, и пирожки. А Вы знаете, из чего делают эти продукты питания? (Ответы детей) Правильно из муки. А что такое мука? Из чего ее получают? (Ответы детей)
Хотите узнать, какой большой путь проходит хлебный колосок, чтобы превратиться в пышный хлеб на нашем столе.
Когда то очень давно первобытный человек заметил, что созревшие семена диких растений разносятся с помощью ветра или птиц, и попадают в почву, дают всходы, вырастает новое растение со множеством семян.
Древний человек попробовал на вкус семена диких растений, и они ему понравились. С тех пор человек начал сам не только собирать эти семена, но и сеять их в обработанную землю. Первой мотыгой для обрабатывания земли, стала деревянная палка, потом человек догадался насадить на палку отесанный камень. С помощью таких приспособлений люди разрыхляли почву, затем сажали в нее семена. Собранные семена человек молотил с помощью камня, превращая их в муку. Затем из муки он выпекал на огне хлеб.

Считалки о хлебе.

Дождик, дождик, поливай - будет хлеба урожай.
Будут булки, будут сушки, будут вкусные ватрушки.

Шло время и люди стали использовать в земледелии прирученных животных для рыхления земли. Появился деревянный плуг, с помощью которого почва подрезалась, переворачивалась и взрыхлялась.


В наше время на помощь земледельцам пришла техника. Назовите, какую сельскохозяйственную технику Вы знаете? (ответы детей)
Правильно, на полях трудятся сеялки, с помощью которых семена попадают в землю. Комбайны, которые срезают растения, обмолачивают колосья, очищают зерно и погружают его в грузовую машину. Трактора, которые складывают зерновые стога для просушки.
Ведущая: Ребята, а играть Вы любите? (Ответы детей) Выходите на середину зала, вставайте врассыпную. Сейчас мы с Вами поиграем в игру: «Мы посеяли зерно» . Я буду Вам говорить слова и показывать движения, а Вы будете за мной повторять. СЛОВА + ПОКАЗ ДВИЖЕНИЙ
Весной давно
Мы посеяли зерно (поочередно разводим руки в стороны сперва вправо, затем влево)
Прорастут ростки, (приседаем на корточки, затем медленно встаем в
Скоро будут колоски. полный рост и поднимаем руки вверх над головой)

А придет пора
Выйдут в поле трактора. (руки сгибаем в локтях ритмично двигая вперед назад)
Уберем урожай. (наклоны, имитируем сбор колосьев)
Испечем каравай! (руки на уровни груди сцепляем в замок в виде круга)
Примечание: Игра проводится 2-3 раза
Ведущая: Молодцы ребята. Хорошо поиграли. А теперь садитесь на стулья, продолжаем нашу беседу. Хлебных зерновых культур в природе встречается множество. Но самые питательные для человека является рожь и пшеница.


Наши предки уважали, берегли и почитали хлеб!
По русскому обычаю, если нечаянно уронишь хлеб, его нужно поднять, и не только бережно обтереть, но, и поцеловав, попросить прощение.
Хлеб – дар Божий, говорили люди. Они считали хлеб главным богатством.

Послушайте русские поговорки о хлебе.

Хлеб да вода – богатырская еда.
Хлеб батюшка, водица матушка.
Хлеб - кушай, добрых людей слушай.
Худ обед, коли хлеба нет.
Работай до поту, поешь хлеба в охоту.
Пот на спине – так и хлеб на столе.


Ведущая: Вырастить хлеб тяжелая работа. Сто потов сойдет, пока хлеб взойдет. Ранней весной люди сеют зерна в землю. Через время ростки прорастают, напиваются дождевой воды и тянутся к солнцу. За лето колоски окрепнут, наберутся жизненных сил и полезных веществ. Осенью, когда зерно созревает, колос приобретает желто-золотистый цвет. Наступает время собирать урожай. На поля выходит техника и люди. Начинается кропотливая работа. После того, как комбайны аккуратно срежут колосья, их погрузят на грузовые машины и повезут на мельницу. Там зерно перебирают, растирают и мелют до состояния муки.


Дальше мука отправляется на хлебозаводы. Из пшеничного зерна получается пшеничная мука, из нее получается белый хлеб, баранки, печенье, булки, сушки, пирожки и другие изделия. А из ржаных зерен получают ржаную муку, и пекари выпекают ржаной хлеб.


Круглые сутки грузовые машины доставляют горячий хлеб в магазины и детские сады, что каждый из нас мог отведать вкус настоящего хлеба.

Загадки о хлебе.

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)

Мнут и катают,
В печи закаляют.
Потом за столом
Режут ножом. (Хлеб)

Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объедение! (Баранка или бублик.)

Вот он – тёплый, золотистый.
В каждый дом, на каждый стол –
Он пожаловал – пришёл.
В нем – Здоровье, наша сила,
В нем – Чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло! (Хлеб)

Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (Блины)


Выходит хозяйка в русском сарафане, кокошнике, в руках она держит каравай.
Хозяйка: В России есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. На красивое расшитое вручную хозяйками полотенце кладут хлебный каравай, в центре которого находится солонка и солью. Этот обычай выражает гостеприимство и радушие русских людей. Гостей, на Руси, окружали почетом и уважением. Считалось, что заглянувший в дом путник много повидал на своем пути, многое знает, у него есть чему поучиться.


Хлеб - символ достатка и благополучия, а соли приписывались свойства «оберега»,то есть способность оберегать от злых сил. Встретить гостя «хлебом-солью» означало призвать на него божью милость, выразить свое уважение и пожелать добра и мира. Хлеб являлся самым знатным угощением.

Чистоговорки о хлебе.

Жок-жок-жок - это пирожок.
Шки-шки-шки - мама жарит пирожки.
Жок-жок-жок - кушай дочка пирожок.
Чи-чи-чи - пекуться в печке калачи.
Ач-ач-ач – вкусный будет наш калач.
Ведущая: Ребята, сегодня мы с Вами узнали какой долгий путь, проходит хлебное зернышко, до кого как оказаться у нас на обеденном столе. Теперь я думаю, каждый из Вас будет, бережно и уважительно относиться к хлебу. Человек, который не научится беречь хлеб, никогда не будет пользоваться уважением окружающих людей.

Вам понадобится

  • - трактор;
  • - комбайн;
  • - сеялки;
  • - гербициды сплошного действия;
  • - комплексные минеральные удобрения;
  • - семена;
  • - химический состав для обработки семян.

Инструкция

Перед любым посевом, будь то озимая или пшеница, держите участок без посева не менее одного года, затем обработайте его гербицидами сплошного действия, проведите предварительную вспашку и снова обработайте гербицидами.

Полновесное зерно обработайте химическим составом, провейте на веялках.

Высевайте озимую пшеницу в конце сентября, в начале октября. Сроки зависят от погодных и климатических условий. Посев производите с помощью сеялок.

В течение зимы проведите 2-3 мероприятия по задержке снега. Если поле находится в наметаемой зоне, например между лесополосами, то задержку снега производить необязательно.

Убирайте озимую пшеницу, как только основная часть колосьев пришла в стадию технической зрелости.

Яровую пшеницу высевайте в подготовленную почву. Подготовку по удалению сорняков произведите . Весной внесите комплексные минеральные удобрения, произведите вспашку и приступайте . Точные высева также зависят от погодных и климатических условий. Чтобы их определить ориентируйтесь на то время, когда вся техника сможет выйти в поле и не увязнет в грязи. В больших хозяйствах наиболее рентабельно держать агронома, который укажет точные и сбора , ориентируясь на сорт пшеницы и на погодные условия данного года.

Производите обмолот во время массовой технической спелости колосьев.

При недостаточной обработке придется произвести прополку и рыхление с помощью техники. При выращивании хлеба уже с прошлого века не используется ручной труд.

Видео по теме

Без хлеба многие не представляют себе сытного завтрака, обеда или ужина. Он ведь такой универсальный! На него можно что-то намазать, будь-то маслице или мед, и получится вкусный завтрак. Не менее вкусно есть его с настоящим украинским борщом. Помимо хороших вкусовых качеств, у хлеба не менее интересная история возникновения.

Употребляя хлеб, человек получает всю необходимую для него энергию, которая содержится в злаках. Изначально у людей не было такого представления о , как сегодня. И выглядел он совсем иначе.

Например, иудеи пекли хлеб в тонких пластинах, которые потом ломались руками. Именно от них пошло выражение «разломить хлеб», означавшее «съесть что-нибудь».

В древности люди измельчали зерна в муку при помощи двух камней, чтобы потом, добавив воду и сделав лепешки, их на очаге. Обычно такой очаг сооружали в ямах, вырытых в земле. Стенки этих ям выкладывали глиной. Такой хлеб был достаточно тяжелым и грубым, потому что он совсем не содержал разрыхлителей, которые сделали бы его мягким и нежным.

Первый хлеб в Египте

История возникновения хлеба в Египте насчитывает тысячи лет, но точное число установить сложно. Именно египтяне первыми поняли, что в содержатся дрожжи. Они научились получать дрожжи и печь . А также прекрасно овладели искусством разрыхления теста с помощью брожения. Хлеб в Древнем Египте имел самую разную форму: продолговатую, круглую, пирамидальную, а также в форме сфинксов, рыб и плетенок. Также в Египте было принято выпекать сладкие . В них добавляли мед, молоко, жир. Такой хлеб был ценнее, чем обычный.

Хлеб в Греции и Риме

Греция и Рим переняли у египтян навык приготовления разрыхленного хлеба с помощью сброженного теста. В этих государствах такой хлеб был доступен только состоятельным семьям. Для рабов был доступен лишь черный хлеб – плотный и грубый.

В Древней Греции с хлебом были связаны и определенные суеверия. Одно из них гласило, что человек, который употребил пищу без хлеба, был виновен в тяжком грехе. И за этот грех он обязательно будет наказан богами. Рецепты изготовления хлеба никому не рассказывались. Это было великой тайной. Передавались они лишь из поколения в поколение мастерами-пекарями.

Раньше в Древней Греции хлеб считался самостоятельным блюдом и употреблялся он так же, как любое другое отдельное блюдо.

Хлеб в Италии

Итальянцы научились печь хлеб у греков. Именно они привезли технологию приготовления хлеба на территорию Италии в восьмом веке до нашей эры. К приготовлению хлеба относятся очень бережно. Рецепты передают из поколения в поколение. Хлеб не меняется со временем, итальянцы предпочитают и очень ценят именно традиционный вариант приготовления.

Первый хлеб в Швейцарии

Хлебопечение в Швейцарии начало развиваться еще несколько тысяч лет назад. Древние жители пекли плоский хлеб на раскаленных камнях и посыпали его пеплом. Каждая семья пекла хлеб самостоятельно по своим потребностям. Только когда начали развиваться города, стали открываться пекарные цеха. Беднякам на то время был доступен только черный хлеб. Когда в стране наступали неурожаи и не хватало запасов ржи и пшеницы, в муку подмешивали измельченные каштаны, и корни растений.

Несомненно, каждый народ дорожит историей возникновения хлеба в своем государстве. И было бы интересно попробовать и сравнить хлеб в разных частях света.

Видео по теме

Источники:

  • Когда и как появился первый хлеб

У русского народа издревле было много пословиц и поговорок о хлебе. «Хлеб – всему голова», «Будет хлеб – будет и обед», «Горек обед без хлеба», «Не в пору обед, как хлеба дома нет», «Без хлеба и медом сыт не будешь» - эти и многие другие присказки говорят о трепетном отношении к этому продукту. Почему же именно хлеб считается такой важной составляющей рациона?

Чем полезен хлеб?

Ученые-диетологи пришли к интересному выводу: оказывается, обыкновенный хлеб содержит в себе практически все необходимые человеку полезные вещества. Это белки, углеводы; витамины А, Е, витамины группы В; большое количество солей и минералов – селена, магния, марганца, кремния, кобальта, цинка, хлора, натрия, калия, железа, фосфора; и еще много микро- и макроэлементов и клетчатка.

При помощи одного лишь хлеба человек почти на 50% удовлетворяет суточную потребность в углеводах, на 1/3 – в белках, более 60% - в солях фосфора, кальция, железа и витаминах группы В. Хлеб является источником примерно 30% суточной нормы калорий.

Какой хлеб выбрать?

Действительно, при сегодняшнем изобилии разных сортов этого продукта, очень трудно остановить свой выбор на каком-то одном виде. Конечно, у многих сложился уже свой вкус – кто-то берет исключительно ржаной хлеб, кто-то – булки, а кто-то – только цельнозерновой хлеб или хлеб с .

Однако какой бы сорт вы ни выбрали, всегда обращайте внимание на корочку. Именно она является самой полезной составляющей . Наверняка многие из вас в , неся домой свежий, горячий батон, не могли удержаться от соблазна отгрызть хрустящую корочку. Интуитивно вы понимали ее полезность, ведь именно корка является источником антиоксидантов и содержит большее количество полезных соединений, чем мякиш. Полезные свойства корочки помогают противостоять развитию склероза и многих разновидностей онкологических заболеваний.

Но не любая корка полезна: этими свойствами обладает лишь хорошо пропеченная, светло-коричневого цвета. А вот недопеченная или, наоборот, подгорелая корка может отрицательно сказаться на здоровье, особенно у людей с проблемами желудочно-кишечного тракта.

Польза хлеба при различных заболеваниях

Людям, страдающим от различных заболеваний, врачи-диетологи рекомендуют потреблять в пищу разные виды хлеба. Так, например, страдающим от сердечно-сосудистых заболеваний лучше всего подходит хлеб пшеничный первого и второго сорта, а также с отрубями, с йодом или с лактозой.

При атеросклерозе наибольшую пользу принесет хлеб, имеющий в составе сою или – эти элементы помогают в значительной степени снизить уровень холестерина в крови. При заболеваниях желчевыводящих путей и нарушениях функций печени рекомендуется употреблять в пищу хлеб с йодом или морскими водорослями.

Дети стоят в кругу и передают по кругу мяч и называют определения, например, хлеб румяный, свежий, душистый, аппетитный, мягкий, и т.д.

Его покупают в магазине.

из муки (на экране слайд с картинкой «мука»)

из зерен (на экране слайд с картинкой «зерна»)
Из зёрен пшеницы получают пшеничную муку, а из зёрен ржи получают ржаную муку. Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда и сил: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Этим и занимаются хлеборобы.

Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор. Ведет его
тракторист (на экране слайд с картинкой «тракторист»)

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.

В землю зёрнышко попало,
Прорастать на солнце стало
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза)

А как вы думаете, на поле растут одинаковые колосья? Нет, они все разные: один высокий, а другой...

Один большой, а другой... и т.д. (толстый, длинный, полный, прямой).

Это большое поле, а маленькое - полюшко.

Это колос, а это маленький...(колосок)

Это пшеница, а это....(пшеничка)

Это кукуруза, а это....(кукурузка)

Это зерно, а это....(зернышко)

Это стебель, а это....(стебелек)

Из пшеницы пекут хлеб, значит, хлеб какой? (Пшеничный.)

Из ржи пекут лепешки, значит, лепешка какая? (Ржаная.)

Из кукурузы делают масло, значит, масло какое? (Кукурузное.)

Из ячменя готовят кашу, значит, каша какая? (Ячменная.)

Мешу, мешу тесто,

Есть в печи место,

Пеку, пеку каравай,

Переваливай, валяй.

Хлеб какой: вкусный, аппетитный, лакомый, сладкий, соленый, кислый, пахучий, ароматный, душистый, ржаной, пшеничный, сытный, черный, белый, теплый, холодный, свежий, старый, твердый, мягкий, черствый, добрый, небывалый, отличный, нужный, чужой, свой, хороший, плохой, великолепный, вкуснейший, сырой, подгорелый, столичный, бородинский (и другие названия).

Пироги какие: вкусные, жареные, печеные, подгоревшие, румяные, пшеничные, брусничные, горячие, теплые, черствые, свежие, маленькие, большие, мягкие, слоеные, и т.д.

Задание 1 . Посуда для сахара – сахарница, для конфет – конфетница, а для хлеба? Как называется посуда для хлеба? (хлебница).

Задание 2. Прибор, который режет овощи, называется «овощерезка», а как называется прибор, который режет хлеб? («хлеборезка»).

Задание 3. Завод, где делают хлеб называется – как ты думаешь, как?

Если ребенок затрудняется ответить, подскажите ему: «Завод, где выпускают продукты из рыбы, называется «рыбозавод». Как же может называть завод, где делают хлеб? Попробуй догадаться».

Откуда к нам домой хлеб пришел? (Из магазина.)

В магазин, откуда попал? (Из пекарни.)

Что делают в пекарне? (Пекут хлеб.)

Из чего пекут хлеб? (Из муки.)

Из чего мука? (Из зерна.)

Откуда зерно? (Из колоса.)

Откуда колос? (Вырос в поле.)

Хлеб имеет неоценимое значение в жизни каждого человека. Благодаря этому продукту люди выживали, ведя нескончаемые войны, главной целью которых было завоевание плодородных земель. О хлебе сложены песни, поговорки, пословицы. Недаром народная мудрость гласит: «Хлеб - всему голова», подчеркивая его первостепенную важность. Как выращивают хлеб? Как осуществляется посадка и уход за зерновыми культурами, читайте в статье.

Кто выращивает зерновые культуры?

В старину этим занимались крестьяне-земледельцы. Сегодня человека, выращивающего хлеб, называют хлеборобом. Но это обобщенное название профессии, которой на самом деле не существует, как и вузов, училищ, где можно ее получить. Чтобы полезный продукт оказался на столе, нужно много потрудиться людям разных профессий.

В этом деле важны все этапы работы слаженной команды сельскохозяйственных тружеников:

  • Селекционеров, стараниями которых выводятся новые сорта зерновых культур.
  • Агрономов, которые отслеживают состояние земель, а также семян в зимнее время. Люди данной профессии контролируют вспашку земли. По многочисленным расчетам они определяют дату данной процедуры.
  • Трактористов, занимающихся вспашкой земель, их боронованием и посевом семян.
  • Комбайнеров, без которых не обойтись в уборочную страду. Эти люди на специальных машинах - комбайнах - осуществляют скашивание колосьев, обмолачивание зерна, которое ссыпается в кузов машины и увозится на ток для просушки.
  • Шоферов (водителей), доставляющих зерно на ток, а затем на мукомольные заводы.
  • Пилотов, работающих в гражданской авиации, которые осуществляют борьбу с вредителями зерновых культур.

Хлеб является богатством страны. Его выращиванием занимаются земледельцы, но самой главной фигурой в этом является земля. Прежде чем зерно превратится в буханку хлеба, трудятся люди многих профессий. В настоящее время хлебороба с сохой и рабочей лошадью давно не существует. Многие процессы по возделыванию хлеба выполняют машины.

Выращивание зерновых культур

К данной категории сельскохозяйственных растений относится овес, ячмень, пшеница, рожь. Как выращивают хлеб? Для того чтобы полезный продукт всегда был на столе, нужно хорошо потрудиться специалистам многих профессий. Возделывание зерновых культур следует осуществлять, придерживаясь следующих мероприятий:

  • Нужно провести основную и предпосевную подготовку почвы.
  • Внести необходимые удобрения.
  • Подготовить семена и посеять их.
  • Правильно и регулярно ухаживать за растениями.
  • Вовремя убирать урожай, не допуская потерь.

Посевные сроки

В зависимости от времени посева зерновые культуры бывают озимыми и яровыми. Посев первых осуществляется осенью, яровых - весной. Выращивая зерновые культуры, очень важно определить сроки, когда можно заделывать в почву семена. Если это до наступления зимних холодов на растениях должно сформироваться три-четыре побега. Поэтому сеять семена нужно в первой декаде сентября, иногда для этого выбирают конец августа. Яровые культуры следует сеять, ориентируясь на состояние почвы. Оптимальным сроком является апрель, середина или конец месяца.

Обработка почвы

Как выращивают хлеб? Прежде чем посеять зерновые культуры, нужно вспахать землю. На ее поверхности не должны оставаться растительные остатки после прошлого года. Это очень важное агротехническое мероприятие, в результате которого почва не подвергается эрозии и в ней сохраняется много влаги. Одновременно со вспашкой в почву вносятся удобрения. Если на поле будут выращиваться яровые культуры, весной проводится боронование почвы, если озимые - культивация.

Как посеять семена?

Посадка зерновых культур осуществляется в подготовленную почву. Посадочный материал должен быть не поврежденным и отвечать требованиям стандарта. Чтобы избежать заражения семян, их протравливают. Выращивание озимых культур осуществляется из прошлогодних семян. После посева посадочный материал нужно прикатать, чтобы произошел контакт с землей.

Как правильно ухаживать?

Чтобы получить высокий урожай, за зерновыми культурами нужно регулярно ухаживать. Для этого следует проводить следующие мероприятия:

  • Защищать растения от поражения болезнями и повреждения вредителями. Для этого поля с посевами зерновых обрабатываются химическими препаратами.
  • Вовремя удалять сорняки, чтобы они не заглушали культурные растения. Для этого используют гербициды.
  • Подкармливать злаки составами, содержащими азот.

Способы уборки урожая

Это агротехническое мероприятие для зерновых культур осуществляется двумя способами:

  • Прямым комбайнированием. Это самый эффективный способ уборки. Проводится при влажности зерна 14-17 %, а также в том случае, когда 95 % всех растений достигли зрелости.
  • Раздельным (двухфазным) способом. Так осуществляется уборка засоренных и созревающих в разное время хлебов.
  • Трехфазным методом, при котором злаки скашивают в валки, подбирают их со всего поля и транспортируют в специально оборудованные помещения для дальнейшего обмолота. Но этот способ используется редко из-за отсутствия машин.

Еще в период каменного века люди заметили, что некоторые растения имеют сытные зерна, которые к тому же можно долго хранить. Ими были злаки в дикой рожь, ячмень. Первобытные племена поселялись рядом с такими полями. Со временем люди изобрели инструменты для обработки земли, уборки зерна и его переработки на муку.

Как в старину выращивали хлеб? Сначала подготавливали землю. Эта работа была очень тяжелой. Большая часть территории Древней Руси была покрыта могучими, непроходимыми лесами. Крестьяне сначала выкорчевывали деревья, очищали землю от мощных корней. В слежавшуюся почву не поступал воздух, необходимый для жизни растений. Оживить землю можно было только вспашкой. Крестьяне выполняли эту работу сохой или косулей, которые изготавливали сами.

Плуг появился значительно позже. Он предназначался для подрезания пластов земли и ее переворачивания. После вспашки почву боронили при помощи бороны, которая представляла собой бревно с длинными сучьями. Все комья разбивались, камни крупных размеров удалялись. Земля была готова для использования.

Посев зерна в старину

Началом года на Руси считали весну. От посевных работ зависело, будет грядущий год сытным или голодным. Семена хранили очень бережно, чтобы раньше положенного времени они не прорастали. Больше одного года зерно для посадки не хранили, иначе ему не хватит сил прорасти.

Время посева крестьяне определяли по народным приметам, наблюдая за явлениями природы. Например, если в период разлива рек уровень первой воды был велик, яровые зерновые нужно было сеять рано, если нет - поздно.

День посева считался самым ответственным и торжественным в году. Как выращивают хлеб? Определялся человек, которым первым выходил в поле. Он был босым, надевал праздничную рубашку красного или белого цвета, на груди висела коробочка с семенами. Он разбрасывал их равномерно, читая молитву. Сеяли в основном рожь, так как она была устойчивей к переменам погоды и холодам.

Посевом зерновых культур крестьяне занимались и осенью. Такие злаки называли озимыми и сеяли перед наступлением холодов. До зимы растения успевали прорасти. Если долгое время стояла теплая погода, на озимое поле выпускали скот, который съедал ростки, а растения быстрей укоренялись. В дальнейшем крестьяне полагались на выпадение большого количества снега, который являлся укрытием для посевов. Можно посмотреть, как выращивали хлеб, на картинках ниже. В иллюстрациях к стихотворению Михаила Стельмаха "Жнива" представлен сбор урожая.

Жатва

Очень ответственной порой считалась уборка хлеба. Важно было сделать это вовремя, и чтобы погода была хорошей. Дату жатвы крестьяне определяли, исходя из своих наблюдений. Зерно на зрелость определяли зубами: если оно хрустит, значит поспело.

Требовала больших трудозатрат, поэтому это делали всей семьей. В поле выходили не только взрослые. Как выращивают хлеб, для детей не было секретом. Они с раннего детства были приучены к труду. Если семья не справлялась с работой, звали соседей на помощь. Убирать зерно было нелегко, но эта работа приносила радость людям: процесс сопровождался игривыми песнями. Все работы выполнялись вручную с помощью серпов и кос.

Современным детям, особенно тем, чьи родители не занимаются сельскохозяйственным трудом, помогут узнать, как выращивают хлеб, рассказы. Их написано очень много. Например, «Три калача и одна баранка». Это произведение написал Лев Николаевич Толстой.

Как обмолачивали зерно?

Жатва заканчивалась к середине августа. Колосья, связанные в снопы, увозили с поля для просушки. Для этого использовали:

  • Овин - представлял собой хозяйственную постройку, в которой помещалось до 500 снопов. Сооружение состояло из ямы с печью без трубы и верхним ярусом для складирования снопов.
  • Ригу - постройку, большую по размерам, чем овин. Она была оснащена печью. В ней можно сушить одновременно пять тысяч снопов.

После того как зерно просушили, снопы везли на гумно (участок на земле, огороженный забором). Здесь его хранили, обмолачивали. Это была самая тяжелая работа. По снопам ударяли молотилом, пока в колосьях не останется ни одного зернышка. Обмолотом не всегда занимались сразу. Эту работу можно было выполнять осенью и даже с наступлением зимнего периода. Обмолоченное зерно нужно было провеять. Для этого человек стоял на ветру и ворошил его лопатой. Затем зерно везли на мельницу для перемалывания на муку, из которой хозяйки пекли хлеб, который на Руси всегда считался сокровищем всего народа. Вот почему в нашей стране к хлебу относятся с уважением и почитанием.

Конспект образовательной деятельности в старшей группе.

Тема: «Как выращивают хлеб».

Программное содержание :

  1. Познакомить детей с трудом хлеборобов в старину и в наше время, донести до их сознания, что хлеб – это итог большой работы многих людей.
  2. Закрепить знания детей о различных видах и сортах хлеба, и о народных пословицах и поговорках.
  3. Развивать ручные умения при лепке хлебобулочных изделий, активизировать словарь: щедрая, каравай, изобильная, агроном, пекарь.
  4. Воспитывать бережное отношение к хлебу, интерес к профессии пекаря; уважение к труду людей, участвующих в его выращивании.

Материал : иллюстрации природа России; картинки хлебобулочных изделий; хлеб черный, белый, разные булочки; Д/и «От зернышка к колоску»; схема «Как хлеб на стол пришел» в старину и в наше время; готовое соленое тесто; стеки, доски, салфетки.

Ход : Воспитатель предлагает детям рассмотреть иллюстрации с изображением природы России. Родина… Это край, где мы живем. Это наш город, улица, дом, лес, это все то. Что нас окружает. Россия – страна в которой мы живем, она наша Родина. Какое красивое слово! И роса, и сила, и синие просторы…

Глубоки у нас моря.

Широки у нас поля

Изобильная, родная

Щедрая моя земля!

Ребята, а что значит щедрая земля?

Дети: отвечают на вопрос.

Воспитатель : земля дает богатые урожаи зерна, овощей и фруктов, в лесах растет много грибов, ягод, орехов, лекарственных трав. Да ребята, и все эти богатства дарит людям земля. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?

Дети: Хлеб.

Воспитатель : Правильно, рыба-водица, Ягода – трава. А хлеб, как говорится,

Всему голова!

Воспитатель: К хлебу нужно относится свято, бережно, ведь он достается тяжелым трудом. А вот в старину хлеб можно было брать только чистыми руками, нельзя было выбрасывать. А если уронили, обязательно надо было поднять и поцеловать. А кто знает, как называют хлеб который пекут к празднику?

Дети: Каравай (рассматриваем иллюстрацию каравая).

Воспитател ь: Вот, он каравай душистый

С хрупкой корочкой витой,

Вот он мягкий, золотистый,

Словно солнцем налитой!

Ребята, а из чего пекут хлеб? А из чего муку получают? Да мука бывает пшеничная и ржаная.

Воспитатель : Что выпекают из пшеничной муки? Как называются хлебобулочные изделия?

Дети: белый хлеб, булочки, печенье, баранки, батоны.

Воспитатель : а еще из пшеничной муки делают манную крупу, смолов ее не очень мелко. А вот из ржаной муки пекут черный хлеб.

А давайте поиграем в игру «От зернышка к колоску» и вспомним, что необходимо для жизни и роста растений (раскладываем по порядку картинки 1-посадили зернышко. 2-солнце пригревает, дождик поливает и т.д.)

Воспитатель : Молодцы справились с заданием. А вы хотите узнать, как раньше в старину люди выращивали хлеб? (воспитатель рассказывает используя иллюстрации. В те далекие времена лесов было больше чем теперь и люди сначала срубали деревья, выкорчевывали пни, затем поле вспахивали лошадью и засевали, сеяли зерно не машины, а люди разбрасывали горстями зерно. Когда колосья вырастали, мужчины брали косы, женщины серпы колосья срезали и собирали в снопы. Снопы складывали в высокие скирды. Затем каждый колосок молотили цепями, очищали от шелухи. Складывали в мешки и убирали в амбары для хранения зерна).

А сейчас давайте поговорим, как в наше время выращивают хлеб:(воспитатель рассказывает, используя иллюстрации. Сейчас люди не работают вручную, за них все делает современная техника, хлеборобы готовят почву к посеву, затем трактора вспахивают и боронят землю, рыхлят ее и начинают сев. К трактору прицепляют сеялки, они ровными аккуратными рядами укладывают в землю зерна пшеницы и ржи. За ростом всходов следит агроном. Когда зерно созрело, начинается жатва. На поля выходят комбайны, они срезают колосья, выколачивают из них зерна, которые по специальному рукаву ссыпаются в бункер комбайна. Зерно везут на элеватор, на мукомольный завод,где делают муку. А муку везут на хлебокомбинат, где из нее выпекают различные хлебобулочные изделия.Готовые изделия доставляют в магазины).

Ребята, а кто из вас знает пословицы и поговорки, посвященные хлебу? Давайте вспомним их.

Дети : Без хлеба – нет обеда.

Много света – много хлеба.

Будет хлеб – будет и песня.

Не трудиться – хлеба не добиться.

У народа есть слова – хлеб всей жизни голова.

Воспитатель : Да, ребята и сейчас труд хлеборобов по-прежнему очень нелегкий и напряженный! А чтобы мы с вами могли принести домой обычный батон белого или ржаного хлеба, на славу поработали и комбайнеры, и трактористы, и шоферы, и пекари. Много рук прикоснулось к зерну, чтобы оно превратилось в каравай хлеба!

Воспитатель: А хотите вы побывать пекарями? Мы сейчас будем стряпать различный хлеб и хлебобулочные изделия, из соленого теста, для игры в магазин. Согласны? Надевайте фартучки, косынки. Каждый из вас выберите, какие изделия вы хотите слепить. Делите тесто отщипыванием или используйте стеки.

Выбрали, посмотрите какими приемами можно лепить: отщипывание, скатывание, сплющивание, надавливание, размазывание. Бублик – скатать тесто в колбаску или в палочку и соединить кончики прищипом; косичку – скатать две палочки и сплести их в косичку; батон - скатать тесто уменьшая края и увеличивая середину, сделать сверху надрезы, блины и оладьи сплющивая тесто и т.д.

Кто слепил, складывайте свои изделия на поднос и вместе отнесем в духовой шкаф для выпекания. Ой, какие молодцы слепили разные изделия, как настоящие пекари. Вот и закончилось наше знакомство с хлебом! Вам понравилось? Очень хорошо.