1829 г корабль меркурий. Бриг Меркурий — славная победа одного корабля российского флота. Основные характеристики брига «Меркурий»

…На картине было лунное море. Сама луна скрывалась за светлыми облаками, но её лучи пронизывали воздух и рассыпали свет по высоким волнам. Среди волн шёл двухмачтовый парусник. Несмотря на волны, он шёл ровно и спокойно. У него были сплошь дырявые паруса, и сквозь них виднелось небо, но всё равно он шёл уверенно… (В.П.Крапивин)

«Меркурий» – маленький отважный бриг, одержавший победу в заведомо проигрышном положении за счет мастерства и стойкости экипажа. Он стал героем одного боя, и примером другим судам на многие годы.Бриг «Меркурий» был заложен на Севастопольской верфи 28 января (9 февраля) 1819 года и сошел со стапелей 7 (19) мая 1820 года. Парусник был построен корабельным мастером Иваном Яковлевичем Осмининым и назван в честь катера парусно-гребного типа, участвовавшего в сражениях в Русско-шведской войны 1788-1790 годов. Изначально бриг «Меркурий» предназначался для охраны кавказских берегов.


модель брига “Меркурий”

В длину парусник был 30,9 метров в ширину – 9,7 метров, водоизмещение – 390 тонн. Носовая фигура брига представляла собой изображенного по пояс древнеримского бога Меркурия. Корабль был вооружен восемнадцатью 24-фунтовыми карронадами (небольшие короткоствольные орудия) для ближнего боя и двумя 3-фунтовыми переносными пушками, которые имели большой радиус действия. Орудия были расположены на верхней палубе. Через орудийные порты стекала вода, попадающая на палубу, поэтому они всегда были открыты. У «Меркурия» была малая осадка, отчего он был не очень быстроходен при хорошем ветре, зато наличие весел (по семь с каждого борта) добавляло ему скорости в штиль или против ветра. Гребли веслами стоя.

До 1828 года парусник ходил по Черному морю, занимаясь своими прямыми обязанностями - охраной кавказских берегов. В 1828 году началась русско-турецкая война. Бриг «Меркурий» принимал участие во взятии крепостей Анапа, Бургас, Инада, Сизополь, Варна, затем долгое время сопровождал российские транспортные суда.

Знаменитое сражение, прославившее маленький бриг, произошло 14 мая 1829 года у пролива Босфор. Помимо «Меркурия» сторожевую службу несли еще два корабля: фрегат «Штандарт» и бриг «Орфей» . На рассвете они заметили приближение турецкой эскадры из 14 кораблей вдоль анатолийского побережья. Три небольших судна не могли принять бой против 14 турецких кораблей, поэтому взяли курс на Сизополь, где тогда стояла российская эскадра. Турки же, заметив российские корабли, отправились в погоню. «Орфей» и «Штандарт» быстро оторвались от преследователей. «Меркурий» же был менее маневренен, и к тому же нуждался в ремонте парусов. Поэтому его быстро настигали два турецких корабля: 110-пушечный линейный корабль «Селемие» и 74-пушечный «Реал-бей». Сто восемьдесят четыре орудия большого калибра против 20-х маленьких карронад! Одного только меткого выстрела с этих кораблей хватило бы, чтобы превратить «Меркурий» в груду щепок. На одном из кораблей находился турецкий адмирал – капудан-паша.

Когда турецкие корабли подошли совсем близко на «Меркурии» уже понимали, что бой неизбежен. И трезво оценивали возможный исход боя. Капитаном судна был Александр Иванович Казарский (28-летний капитан-лейтенант). Он созвал всю команду корабля на совет для принятия дальнейшего решения. В таких ситуациях право говорить первому принадлежало самому младшему по чину. На «Меркурии» им оказался Иван Петрович Прокофьев, штурманский поручик. Прокофьев на вопрос Казарского ответил, что бой нужно принимать в любом случае, а чтобы избежать захвата и сдачи в плен, «Меркурий» должен сцепиться с одним из кораблей, чтобы взорваться вместе с противником. Мнение Ивана Прокофьева было единодушно поддержано всем экипажем. Капитан-лейтенант Казарский в заранее обозначенном месте положил заряженный пистолет, для того, чтобы выживший член экипажа взорвал с помощью выстрела пороховые мешки. Капитан приказал обрубить оснастку для спуска спасательных шлюпок, таким образом улучшив маневренность корабля и лишив экипаж последнего шанса на спасение. Все, кто остался на судне, были готовы умереть за честь Родины и флота.

Вражеские суда поставили «Меркурий» в два огня - обстреливали маленькое судно с двух сторон. «Меркурий» отвечал огнем из карронад, целясь преимущественно в мачты и такелаж противников, чтобы лишить их маневренности и хода. Несколько метких выстрелов канонира Ивана Лисенко, и у «Селемие» сильно повреждена грот-мачта, еще одно ядро - и разбита каюта капудан-паши. Большая же часть ядер с «Салемие» пролетела над бортом «Меркурия» , только лишь продырявив паруса. Но вскоре досталось и «Меркурию» - корпус отважного парусника был пробит в нескольких местах, на передней палубе разгорался пожар. Турецкий адмирал догадавшись, что бриг «Меркурий» погибнет, но ни за что не сдастся противнику, прекратил преследование и лег в дрейф. «Реал-бей» еще некоторое время продолжал бомбить «Меркурий» , но и ему пришлось попрощаться с затеей захватить российский бриг, и получив значительные повреждения в рангоуте и такелаже, «Реал-бей» покинул поле боя.

А бриг «Меркурий» с 22-мя дырами в корпусе и 133-мя – в парусах вышел победителем из этого сражения! На паруснике погибло четыре человека, и шестеро было ранено.

Впоследствии газета «Одесский вестник» писала об этом бое:

«Подвиг сей таков, что не находится другого ему подобного в истории мореплавания; он столь удивителен, что едва можно оному поверить. Мужество, неустрашимость и самоотвержение, оказанные при сем командиром и экипажем «Меркурия», славнее тысячи побед обыкновенных».

Удивительное мужество и самоотверженность экипажа брига «Меркурий» были признаны и противником. Штурман с «Реал-бея» так рассказывал об этом сражении:

«Во вторник с рассветом, приближаясь к Босфору, мы приметили три русских судна. Мы погнались за ними, но догнать могли только один бриг. Корабль капудан-паши и наш открыли тогда сильный огонь… Неслыханное дело! Мы не могли заставить его сдаться. Он дрался, отступая и маневрируя по всем правилам морской науки так искусно, что стыдно сказать: мы прекратили сражение, а он со славою продолжал свой путь».

За проявленные мужество и героизм бриг «Меркурий» был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом.

Капитан Казарский и поручик Прокофьев были награждены орденом Святого Георгия IV класса, остальные офицеры – орденами Святого Владимира IV степени с бантом, нижние чины получили знаки отличия военного ордена. Все офицеры были произведены в следующие чины и могли отныне свои фамильные гербы украсить изображением того самого пистолета, выстрелом из которого последний живой из экипадажа должен был взорвать порох в крюйт-камере.

Капитан-лейтенант Казарский указом императора был произведен в капитаны 2 ранга и назначен флигель-адъютантом.

По велению Николая Первого в составе Черноморского флота всегда должно было быть судно «Память Меркурия». В 19-м столетии таких было три: два крейсера и один корвет. В двадцатом веке название «Память «Меркурия» носило небольшое картографическое судно.

В 30-е годы 19-го столетия легендарный бриг был отремонтирован и принял участие еще в одной русско-турецкой войне 1837-1839 годов, а затем и в Крымской войне (1854-1856 гг). Во время Крымской войны корпус «Меркурия» был использован при наведении понтонного моста через Южную бухту Севастополя.

А после Крымской войны отважный бриг стал плавучим складом в г.Николаеве и в ноябре 1857 года был полностью разобран по причине ветхости.

Легендарному сражению «Меркурия» посвятили свои полотна многие живописцы: Айвазовский, Иванов, Красовский, Чернецов, Барри, Лубянов.

В память о подвиге легендарного брига и его капитана в 1839 году в городе Севастополе был установлен памятник «Казарскому. Потомству в пример». На постаменте памятника изображены боги Нептун, Меркурий и богиня Ника, а также капитан брига А.И. Казарский, венчает памятник древнее военное судно трирема. Памятник находится в самом центре Севастополя – на Матросском бульваре. Ежегодно мимо него проходят тысячи людей. И многие ли из нынешнего «потомства» знают о большом подвиге маленького брига «Меркурий»?

Шел 1829 год. Русско-турецкая война подходила к концу. После разгрома Турции в Наваринском сражении османский флот избегал открытого боя с русскими моряками, проводя большую часть времени в Босфоре, под прикрытием береговых батарей. 14 мая три русских корабля (фрегат «Штандарт», бриги «Орфей» и «Меркурий»), находясь в дозоре в 13 милях от входа в Босфор, неожиданно столкнулись с вышедшей в море турецкой эскадрой. Силы были не равны. С флагманского корабля «Штандарт» поступил приказ – уходить, выбирая оптимальное направление для лучшей скорости хода. Надо было срочно сообщить командованию (основные силы русского флота базировались в Сизополе – Болгария) о присутствии в открытом море турецкого флота. Быстроходные «Штандарт» и «Орфей» оторвались от преследования. «Меркурию», обладавшему меньшей скоростью, шансов уйти почти не оставалось. Казалось, что судьба брига, оставшегося один на один против турецкой эскадры, была предрешена…

Немного истории

«Меркурий» был построен на севастопольской судоверфи и спущен на воду в мае 1820 года. Руководил строительством известный корабел Осьминин. Материал – крымский дуб. Был назван в честь катера «Меркурий», который прославился в войне 1788-1790 года со шведами. Бриг предназначался для охраны побережья и ведения разведывательных операций. Нос судна украшала выполненная по пояс фигура быстроногого римского бога торговли и путешественников. Это был двухмачтовый парусный корабль, вооруженный 18 карронадами (короткоствольные орудия ближнего боя), еще имелись две переносные пушки большей дальности. Особенностью корабля была низкая осадка и наличие весел – по семь с каждого борта. Гребли стоя. Конструктивные особенности портов для бортовой артиллерии и отверстий для весел не позволяли одновременно грести и стрелять. Бриг имел хорошую остойчивость, но не отличался высокой скоростью хода. Численность экипажа на май 1829 года составляла 115 человек, из них всего 5 офицеров вместе с командиром.

Столкновение русского брига с двумя турецкими линейными кораблями, во много раз превосходившими его в огневой мощи, закончилось тем, что турки вышли из боя, а израненный бриг продолжил плавание. Эта история казалась настолько невероятной, что обросла мифами и легендами. Самым надежным источником остается рапорт командира брига Казарского адмиралу Грейгу. Этот документ послужил основой для последующих описаний подвига русских моряков.

Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями. 1892

После того, как был получен сигнал уходить от преследования самостоятельно, бриг изменил курс, оставив два турецких корабля на юге от себя. В погоню за русским кораблем отправились 110-пушечный трехдечный (три закрытые палубы с портами для орудий) «Селимие» под флагом капудан-паши (командующего турецким флотом) и оснащенный 74 орудиями двухдечный корабль младшего флагмана. 20 пушек против 184! Лучшие ходоки турецкого флота! Ситуация была безнадежная. Казарский собрал офицеров. Первому дали слово младшему по званию – поручику Ивану Прокофьеву. Он предложил принять бой, а при невозможности сблизиться с одним из турецких кораблей и взорвать бриг. Тот из офицеров, кто к этому моменту останется в живых, должен выстрелить в крюйт-камеру (пороховой склад), для чего на шпиле был оставлен пистолет. Остальные офицеры поддержали поручика. Казарский обратился к матросам, и те заверили его, что останутся верны долгу и присяге.

Командир корабля отдает приказы – отставить весла, приготовиться для стрельбы бортовыми орудиями. По настигавшим бриг туркам был открыт огонь из кормовых пушек. Вскоре «Селимие» предпринял маневр, пытаясь зайти справа, чтобы дать продольный залп бортовыми орудиями. «Меркурий» уклонился, вынуждая противника использовать только погонные (носовые) орудия. Наступил момент, когда турецким кораблям почти удалось взять бриг в «клещи», и они сделали два залпа и криками на русском языке предложили спустить флаг. Моряки брига ответили артиллерийским и ружейным огнем. На «Меркурий» обрушились ядра, зажигательные снаряды, книппели. Последние представляют собой два чугунных ядра или полуядра, скрепленные между собой, применяются для вывода из строя такелажа (тросы, канаты, обеспечивающие управление парусами). Бриг продолжал искусно маневрировать, русские артиллеристы вели огонь по турецким кораблям. Им удалось перебить ватер-штаги (канаты, удерживающие бушприт – выдвинутый с носа корабля наклонный брус для улучшения маневренности) и повредить гротовый рангоут (горизонтальные реи самой высокой на корабле грот-мачты) одного из них. «Селимие» потерял ход и вышел из боя. Второй корабль продолжал преследование, пока еще один точный выстрел русских моряков не перебил нок-фор-марс-рею (горизонтальное бревно, несущее парус на передней мачте), падение которой привело к прекращению погони…


Иван Айвазовский. Бриг «Меркурий» после победы над двумя турецкими кораблями встречается с русской эскадрой (1848)

Русский корабль, увидеть который потеряли всякую надежду, оставил без хода турецкие линейные корабли, сумел оторваться от преследования и вернуться в базу. Его потери – четверо убитых, шестеро раненых, 22 «дырки» в корпусе и многочисленные повреждения такелажа.

***

Через 12 лет будет отмечаться двухсотлетие памятного события. И все это время люди самых разных профессий пытаются найти ответ на этот вопрос. Уж слишком фантастическим выглядел исход противостояния. Среди причин можно выделить тактическое мастерство командира брига Александра Казарского, маневрирование которого «Меркурия» лишило турок возможности занять положение для нанесения решающего удара, и, конечно, высокая выучка, храбрость моряков и их решимость взорвать бриг вместе с турками. Уровень подготовки и моральный дух турецкий флота в этот момент находились на низком уровне из-за тяжелых поражений на море. Высказывались также предположения, что, возможно, турки хотели не утопить корабль, а спокойно пленить его, как тремя днями раньше русский фрегат «Рафаил». Это было естественным в сложившейся обстановке, и поэтому они не ожидали такой храбрости от русских моряков.


Николай Красовский. Бой брига «Меркурий»

Подвиг экипажа был оценен по заслугам. Все офицеры были награждены орденами, матросы наградой для нижних чинов – знаками отличия военного ордена. Всем была назначена пожизненная пенсия. Офицерам было дано право внести в фамильный герб изображение пистолета, о назначении которого уже было сказано. Бриг получил Георгиевский флаг. Николай I своим указом распорядился, чтобы отныне на флоте всегда был корабль «Меркурий», аналогичный легендарному бригу.

Моряки брига стали национальными героями. О подвиге слагали стихи (Денис Давыдов), писались книги (Тренев, Черкашин), снимались фильмы. Известные художники воплощали на своих холстах различные моменты боя. Самым известным из них был маринист Айвазовский, к картине которого «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими кораблями» некоторые исследователи даже предъявляли «претензии». Художника упрекали в недостоверности расположения брига, зажатого турецкими кораблями. Как это нередко случается (штурм Зимнего дворца, восстание на броненосце «Потемкин»), «великая сила искусства» приводит к тому, что событие начинает интерпретироваться по художественным произведениям…

Два корабля, две судьбы

За три дня до описанных событий в похожем положении оказался новейший российский фрегат «Рафаил». Русский корабль спустил флаг и сдался врагу. Командовал им капитан-лейтенант Стройников. Странные зигзаги судьбы… Оба командира – Стройников и Казарский были знакомы, Казарский сменил Стройникова на «Меркурии», оба были награждены за храбрость, проявленную в текущей компании. Офицеры соперничали между собой и даже добивались признания одной женщины. Один покрыл себя позором, другой стал примером мужества для многих поколений.


Памятник бригу «Меркурий» в Севастополе |

Подвиг русских моряков состоял в том, что в безвыходной ситуации они сделали свой выбор – предпочли смерть позорному плену и благодаря «духу экипажа и милости Божией» (А.И. Казарский) вышли из боя победителями. Такое под силу не всем – «Рафаил» тому подтверждение. «Меркурий» навсегда останется символом доблести и славы российского флота.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В статье использованы материалы Музея Черноморского флота. Фото: dag.com.ua/nikolaev/

Бриг "Меркурий", атакованный двумя турецкими кораблями. Иван Айвазовский, 1892 г.


Исполнилось 180 лет со дня небывалого сражения, в котором проявилось несгибаемое мужество русских моряков брига "Меркурий", его командира капитан-лейтенанта А.И. Казарского, не склонивших головы и не спустивших Андреевский флаг перед неприятелем.

Александр Иванович Казарский родился 16 июня 1798 года на белорусской земле в местечке Дубровно Витебской губернии в семье отставного губернского секретаря, управляющего имением князя Любомирского. Отец Саши - Иван Кузьмич Казарский, мать - Татьяна Гавриловна. В семье Казарских было пятеро детей: Прасковья, Екатерина, Матрена, Александр и Иван.

В 1811 году Александр стал кадетом Николаевского штурманского училища.

30 августа 1813 года волонтер Александр Казарский был записан в Черноморский флот гардемарином, а еще через год был произведен в первый офицерский чин и стал мичманом. Плавал на бригантинах "Десна" и "Клеопатра", затем был переведен на Дунайскую флотилию и назначен в Измаил командиром отряда мелких гребных судов.

Его служба на Дунайской флотилии продлилась пять лет. В 1819 году он получил чин лейтенанта и в этом же году был назначен на фрегат "Евстафий", который прибыл в Севастополь.

После "Евстафия" Казарский плавал на шхуне "Севастополь", транспортах "Ингул" и "Соперник", командовал катером "Сокол", служил на бриге "Меркурий", на линейном корабле и снова на бриге "Меркурий".

9 июля 1828 года за отличие, проявленное при взятии Анапы, Казарский был произведен в капитан-лейтенанты. В этом же году за храбрость при штурме Варны его наградили золотой саблей.

В 1829г. Казарский стал командиром 18-пушечного брига "Меркурий".

Бриг "Меркурий" был заложен в январе 1819 года в Севастопольском адмиралтействе (Южная бухта, между Минной и Телефонной стенками). Спущен на воду 7(19) мая 1820 года.

Строил этот корабль Осминин Иван Яковлевич - полковник корпуса корабельных инженеров.

Бриг предназначался для дозора и разведки, крейсерской и посыльной службы. Для возможности передвижения при полном штиле бриг имел 14 больших весел. Гребли этими веслами стоя. Экипаж корабля - 115 человек.

Артиллерийское вооружение брига состояло из восемнадцати 24-фунтовых карронад и двух длинноствольных 8-фунтовых пушек, имевших, по сравнению с карронадами, большую дальность стрельбы.

Шла русско-турецкая война.

В мае 1829 года три русских корабля: 44-пушечный фрегат "Штандарт" (командир капитан-лейтенант П.Я. Сахновский), 20-пушечный бриг "Орфей" (командир капитан-лейтенант Е.И. Колтовский), и 20-пушечный бриг "Меркурий" (командир капитан-лейтенант А.И. Казарский) крейсеровали у выхода из пролива Босфор. Командовал отрядом кораблей капитан-лейтенант Сахновский.

На рассвете 14 мая 1829 года от Босфора отошел турецкий флот в составе 6 линейных кораблей, 2 фрегатов, 2 корветов, 1 брига, 3 тендеров. Неприятельская эскадра, заметив русские корабли, пустилась за ними в погоню.

На "Штандарте" был поднят сигнал: "Избрать каждому курс, каким судно имеет преимущественный ход", после чего более быстроходные "Штандарт" и "Орфей" быстро вырвались вперед, а тихоходный "Меркурий" стал отставать.

К 14 часам дня корабли неприятеля - 110-пушечный линейный корабль "Селимие" и 74-пушечный линейный корабль "Реал-бей" уже начали настигать "Меркурий".

Видя невозможность уклониться от неравного боя, Казарский собрал совет из офицеров.

Шансы на спасение у "Меркурия" были ничтожны (184 пушки против 20), почти не оставляли надежды на благополучный исход боя, в неизбежности которого уже никто не сомневался.

Как пишет Казарский в своем рапорте командующему Черноморским флотом адмиралу А.С. Грейгу от 14 мая 1829 года №130 (Фонд Музея КЧФ, ГУ-678), первым попросили высказаться поручика корпуса штурманов Прокофьева, который предложил: "Взорвать бриг, когда он будет доведен до крайности". Далее Казанский продолжает: "Вследствие этого мнения, принятого всеми единогласно, было положено защищаться до последней возможности и если будет сбит рангоут, или откроется большая течь, тогда схватиться с ближайшим неприятельским кораблем, и тот офицер, который остается в живых, должен зажечь крюйт-камеру, для чего был положен на шпиль пистолет".

Казарский также обратился к нижним чинам и объяснил им, "чего ожидает от них Государь и чего требует честь императорского флага, нашел в команде те же чувства, как и в офицерах: все единогласно объявили, что будут до конца верны своему долгу и присяге".

Успокоенный таким общим единодушием, он приказывает: "Прекратить действие веслами, поставить людей к пушкам, сбросить в море ял, висевший за кормой, и открыть огонь из ретирадных портов".

Казарский прекрасно знал слабые и сильные стороны своего корабля, бриг был очень тяжел на ходу, спасти его могли только искусное маневрирование и меткость канониров.

В течение получаса "Меркурий", маневрируя, умело уклонялся от залпов неприятельских кораблей, но потом был поставлен между обоими кораблями, и с линейного корабля капудан-паши "Селимие" закричали по-русски: "Сдавайся! И убирай паруса".

Ответом на это с "Меркурия" были залп всей артиллерией и дружный ружейный огонь.

Оба турецких корабля, сдавшись к корме брига, открыли по нем непрерывную канонаду ядрами, книпелями и брандскугелями. На "Меркурии" возник пожар, который, к счастью, удалось потушить.

Метким огнем канониров брига был поврежден гротовый рангоут стопушечного турецкого корабля "Селимие" под флагом капудан-паши, что заставило его лечь в дрейф.

Другой корабль 74-пушечный "Реал-бей" под флагом младшего флагмана продолжал сражение, переменяя галсы под кормой брига, и бил его продольными выстрелами, которых никакими движениями невозможно было избежать.

"Меркурий" отстреливался, и счастливым выстрелом удалось перебить у неприятеля нок-фор-марс-рею, падение которой увлекло за собой лисели.

Эти повреждения лишили "Реал-бей" возможности продолжать сражение и в половине шестого он прекратил бой.

Как писал в своем рапорте Казарский: "Урон в команде брига состоялся из четырех убитых и шести раненых нижних чинов. Пробоин в корпусе оказалось 22, повреждений в рангоуте 16, в парусах 133 и в такелаже 148; сверх того разбиты гребные суда и повреждена карронада".

Сам Казарский во время боя получил контузию головы, но, несмотря на это, оставался на мостике и руководил боем.

В заключение он пишет, что "не находит слов для описания храбрости, самоотверженности и точности в исполнении своих обязанностей, какие были оказаны всеми вообще офицерами и нижними чинами в продолжение этого трехчасового сражения, не представлявшего никакой совершенно надежды на спасение, и что только такому достойному удивления духу экипажа и милости Божией должно приписать спасение судна и флага Его Императорского Величества".

14 мая 1829 года А.И. Казарский и экипаж брига навечно вписали свои имена в историю Российского флота.

Они шли на явную гибель, но не склонили головы перед неприятелем, как это сделал незадолго до этого боя бывший командир брига "Меркурий" (1826-1828 гг.) капитан 2 ранга Семен Михайлович Стройников.

Командуя 36 пушечным фрегатом "Рафаил", он буквально за два дня перед героическим сражением "Меркурия", оказавшись в тумане в гуще турецкой эскадры, спустил флаг корабля и сдался туркам.

Впервые с момента утверждения Морского Устава Петром I русский корабль спустил перед неприятелем флаг. Турки переименовали фрегат в ""Фазли-Аллах"" (данный Богом).

В момент сражения Стройников находился на борту линейного корабля "Реал-бей". Так сошлись судьбы двух командиров брига "Меркурий". Одна – бесславная, а другая - бессмертная.

Разгневанный император Николай I издает указ, в котором говорится: "Уповая на помощь Всевышнего, пребываю в надежде, что неустрашимый Флот Черноморский, горя желанием смыть бесславие фрегата "Рафаил", не оставит его в руках неприятеля. Но когда он будет возвращен во власть нашу, то, почитая фрегат сей впредь недостойным носить Флаг России и служить наряду с прочими судами нашего флота, повелеваю вам предать оный огню".

Воля императора была выполнена.

После разгрома турецкой эскадры в Синопском сражении, когда адмирал П.С. Нахимов сжег османскую эскадру в бухте Синопа, свой доклад императору он начал словами: "Воля Вашего Императорского Величества исполнена - фрегат "Рафаил" не существует".

После Синопского сражения флагманский корабль эскадры Нахимова "Императрица Мария" залпами ста пушек разнес бывший фрегат "Рафаил" в щепки.

Мужество командира и экипажа брига "Меркурий" оценил даже неприятель.

"Если на свете и существуют герои, чье имя достойно быть начертано золотыми буквами на Храме Славы - то это он, и называется он капитан Казарский, а бриг - "Меркурием". С 20 пушками, не более, он дрался против 220 ввиду неприятельского флота, бывшего у него на ветре".

Экипаж "Меркурия" был щедро награжден.

"В воздаяние блистательного подвига брига "Меркурий", вышедшаго победителем из беспримернаго боя 14 мая им выдержанного противу двух турецких кораблей, Государь Император всемилостивейше пожаловать соизволил: командира капитан-лейтенанта Казарского в капитаны 2 ранга, с назначением флигель-адъютантом к Его Императорскому Величеству, и сверх того кавалером ордена св. Георгия 4 класса; лейтенантов Скорятина и Новосильского, мичмана Притупова и поручика корпуса флотских штурманов Прокофьева следующими чинами, и первых орденами св. Владимира 4 степени, а Прокофьева, как предложившаго мужественный совет взорвать бриг, орденом св. Георгия 4 класса. Всем нижним чинам знаки отличия военного ордена. Всем вообще, как офицерам, так и нижним чинам, в пожизненный пенсион двойной оклад жалованья по окладу, какой они получали до Настоящего времени. Вместе с тем Его Императорское Величество соизволил отличить и самый бриг, пожалованием на оный Георгиевскаго флага. А дабы увековечить в роде сих офицеров память примерной их храбрости и мужественной решимости на очевидную гибель, Государь Император соизволил повелеть, чтобы пистолет, как оружие избранное ими для взорвания на воздух при невозможности продолжать оборону, был внесен в гербы их". ("Морской сборник" № 6-1850 г., с. 493-494).

Бриг "Меркурий" был награжден кормовым Георгиевским флагом и вымпелом (второе награждение после линейного корабля "Азов").

Кроме награждений указ императора Николая 1 повелевал "...Мы желаем, дабы память безпримернаго дела сего сохранилась до позднейших времен, вследствие сего повелеваем вам распорядиться: когда бриг сей приходит в неспособность продолжать более служение на море, построить по одному с ним чертежу и совершенным с ним сходством во всем другое такое же судно, приписав к тому же экипажу, наименовать его "Меркурий", на который перенести и пожалованный флаг с вымпелом; когда же и сие судно станет приходить в ветхость, заменить его другим новым, по тому же чертежу построенным, продолжая сие таким образом до времен позднейших. Мы желаем, дабы память знаменитых заслуг команды брига "Меркурий" и его никогда во флоте не исчезала а, переходя из рода в род на вечныя времена, служила примером потомству".

Вот откуда слова на постаменте памятника бригу "Меркурий" и его командиру, исполненного Брюлловым: "ПОТОМСТВУ В ПРИМЕР".

Бриг "Меркурий" прослужил на Черном море до 9 ноября 1857 года, затем был разобран по "совершенной ветхости".

Но имя брига было сохранено в русском флоте с передачей вновь названному кораблю кормового Георгиевского флага. Три корабля Черноморского флота поочередно носили название "Память Меркурия": в 1865 году - корвет, а в 1883 и 1907 годах - крейсера. Ходил под Андреевским флагом балтийский бриг "Казарский".

К великому сожалению, сейчас отсутствует в Российском Черноморском флоте военный корабль с таким названием.

В 1834 году на Матросском бульваре по инициативе адмирала М.П. Лазарева на средства, собранные моряками, был заложен памятник бригу "Меркурий". Его открыли в 1839 году. Автор проекта - академик архитектуры А.П. Брюллов.

Высокий постамент, на котором выбита надпись: "Казарскому. Потомству в пример", венчает бронзовая триера.

Памятник А.И. Казарскому и подвигу брига "Меркурий" стал первым памятником, воздвигнутым в Севастополе.


Памятник А.Н. Казарскому и бригу "Меркурий" на Матросском бульваре Севастополя. (После реконструкции Матросского бульвара и памятника, приуроченной к 225-летию города и Черноморского флота. Реконструкцию профинансировала Московская область)


Оправившись от контузии, капитан 2 ранга Казарский был назначен командиром 44-пушечного фрегата "Поспешный", а в начале 1830 года - командиром линейного корабля "Тенедос".

В 1831 году за отличие по службе капитан 2 ранга Казарский был произведен в капитаны 1 ранга и поступил в полное распоряжение Николая I, став офицером свиты императора.

В конце 1832 года Черноморская эскадра под командованием вице-адмирала М.П. Лазарева готовилась к походу в Босфор. Россия намеревалась выступить на стороне Турции в ее конфликте с египетским пашой. Казарскому были поручены снаряжение и погрузка большой группы войск на десантные суда, с чем он успешно справился.

В 1833 году Казарский инспектировал тыловые конторы флота и интендантские склады в Одессе. Из Одессы он переехал в Николаев для проверки интендантов.

Но 16 июля 1833 года, через несколько дней после приезда в город, капитан 1-го ранга флигель-адъютант императора Казарский внезапно умер.

Расследование загадочных обстоятельств смерти безуспешно велось несколько лет. Есть основания полагать, что командир "Меркурия" стал жертвой преступного заговора проворовавшихся чиновников и был отравлен.

Тайна его смерти не раскрыта до сих пор.

Похоронили Александра Ивановича Казарского в Николаеве, на городском кладбище у церкви Всех Святых.

Проект памятника на могиле А.Н. Казарского разработан архитектором А.А. Авдеевым. Сооружался силами и средствами Черноморского флота.


Он сделан из черного полированного гранита в виде вертикальной плиты высотой около 3 метров. На лицевой стороне, обращенной к церкви, вверху на круглом медальоне, окруженном лавровым венком, выгравирована надпись: "14 мая 1829 г." Внизу на пьедестале под стеклом - рельефное изображение брига "Меркурий", идущего под всеми парусами. Посредине - лаконичная надпись бронзовыми буквами: "Казарский". На противоположной стороне памятника вверху - рельефный бронзовый медальон с портретом Казарского, окруженный лавровым венком. Внизу - бронзовый герб Казарского в виде брига и пистолета, который служит эмблемой знаменитого совета на борту "Меркурия", когда было принято решение взорвать бриг вместе с турецкими кораблями.

Атрибуты эти пожалованы в герб Казарскому Указом Николая I.

Совсем рядом с А.Н. Казарским захоронен бывший штурман "Меркурия" И.П. Прокофьев, но старый скромный надгробный памятник ему исчез, а вместо него поставлен помпезный мраморный памятник с ангелом, который взят с чужой могилы. (На фото слева - памятник на могиле И.П. Прокофьева) На Николаевском кладбище захоронены и некоторые другие члены экипажа брига, завещавшие быть преданными земле рядом с их командиром. Однако сейчас следы этих захоронений утеряны, остался только памятник, установленный уже в наше время на могиле Федора Спиридонова, который во время сражения на "Меркурии" был на нем штурманским учеником I класса. (См. фото справа).

Кроме этих памятных русским морякам захоронений, на Николаевском некрополе покоятся: адмирал Н.А. Аркас (Главный командир Черноморского флота и портов в 1871-1881 годах, военный губернатор Николаева), адмирал М.П. Манганари и многие другие, в том числе первый командир линкора "Новороссийск" капитан 1 ранга Ю.К. Зиновьев. Здесь также захоронены герои Первой Севастопольской обороны, умершие от ран в Николаевских госпиталях.

Но в этом историческом некрополе раздор и запустение и явно не видно, как говорил великий поэт, "любви к отеческим гробам".

А ведь там покоятся национальные герои России и знаменитые предки. Уважение к их праху должно быть для нас священным.

Но, увы, стирается память поколений.

Мы, потомки, должны помнить, чтить память и могилы наших славных предков.

Мы должны быть благодарными потомками.

Рангоут (от голл. rondhout, букв. - круглое дерево) брига, как и у подавляющего большинства кораблей Российского флота был изготовлен из сосны.
Бушприт и мачты были составными по сечению – центральный единый по длине стержень квадратного сечения – шпиндель – дополнялся до круглого сечения боковыми накладками – фишами. Вся конструкция скреплялась через каждые примерно полтора метра вулингами - обвязками из тросов или стальными бугелями. Остальной рангоут был выполнен "в одно дерево".
Размерения основных элементов рангоута (длина и максимальный диаметр в метрах):
Бушприт - 12.65, 0.51
Утлегарь – 9.14, 0.20
Бом-утлегарь – 12.00, 0.13
Фок-мачта – 18.49 (топ -2.84 м), 0.50
Грот-мачта – 20.62, 0.55 (топ -3.07 м)
Фор- и грот-стеньги – 10.9, 0.30
Фор- и грот-брам-стеньги
(в одно дерево с бом-брам-стеньгами) - 13.2, 0.20

Реи
Блинда-рей - 12.19, 0.20
Фок- и Грот-рей - 15.70, 0.30
Фор- и Грот-марса-рей – 12.19, 0.22
Фор- и Грот-брам-рей - 7.92, 0.13
Фор- и Грот-бом-брам-рей – 5.49, 0.09
Гафель – 10.52, 0.23
Гик - 16.15, 0.33
Рангоут модели изготовлен из древесины берёзы. Колонны мачт – естественного цвета, реи и стеньги – тонированы под орех.

Такелаж
Такелаж всех парусных кораблей в Европе изготавливался из пеньковых (конопляных) тросов специальной многократной свивки и различной толщины. Пенька для корабельных канатов была одной из главных статей российского экспорта.
Весь стоячий такелаж, служащий для фиксации неподвижных элементов рангоута - штаги, ванты и фордуны - у кораблей начала XIX века практически всегда тировался - пропитывался тиром - специальной смолой - для придания ему долговечности и защиты от намокания и гниения, и поэтому он имел тёмно-коричневый, вплоть до чёрного, цвет.
Диаметр основных снастей стоячего и бегучего такелажа в дюймах -
Фока-штаг – 10,
Фор- и грот-лось-штаги – 6,5,
Грота- и краг- штаги – 11,5,
Якорный канат длиной 100 саженей – 13,5
Канат кабаляринга – 9,5
Фок- и грот-ванты – 6,5
Фалы и шкентели брасов нижних реев – 6,5,
Фока- и грота- шкоты и галсы – 3,5
Бегучий такелаж служил для управления движением всех подвижных элементов рангоута – реев, гика и гафеля, и всех манипуляций с парусами, поэтому он должен был быть возможно более эластичным и мягким для удобства работы со снастями. Иногда он мог пропитываться конопляным маслом, а мог и не подвергаться никакой дополнительной обработке. Все снасти бегучего такелажа, так-же как и якорный канат, имели светло-бежевый цвет натуральной пеньки.
Такелаж модели выполнен из хлопчато-бумажных нитей. Стоячий – из чёрных, бегучий – из окрашенных спиртовой морилкой соответствующего цвета, и подобранных по толщине. Элементы такелажа самого большого диаметра (фока- и грота-штаги, а так-же якорный канат) имеют двойную свивку. Остальные тросы выполнены из одиночных нитей и имеют для стоячего такелажа - четыре, а для бегучего - три градации толщины.

К модели прилагается буклет