Внутренняя политика александра i 1815 1825. Судебная власть по конституции Царства Польского

Последнее десятилетие царствования Александра вошло в историю как аракчеевщина – по имени главного доверенного лица царя А.А. Аракчеева.

Для этого времени характерно сохранение либеральной фразеологии, при почти полном свертывании реальных преобразований. Отказ Александра от реформ был обусловлен победой в Отечественной войне, давшей неоспоримые аргументы консерваторам, отсутствием либерально настроенного окружения, тяжелыми личными переживаниями, связанными со смертью его дочерей и выпавшими на долю России испытаниями. Все больше угнетало Александра чувство вины за убийство отца. Кроме того, он боялся повторить судьбу Павла.

В 1815 г. Польше была дарована конституция. В марте 1818 г., на открытии польского Сейма (парламента), император пообещал ввести конституцию во всей России, когда народ будет готов к этому. Однако проект конституции Новосильцева («Уставная грамота Российской империи ») так и остался на бумаге. Та же судьба постигла и весьма умеренный проект отмены крепостного права Аракчеева, предусматривавший постепенный выкуп государством помещичьих крестьян.

В 1816-1819 гг. закончилась отмена крепостного права в Эстляндии (Эстонии) и Лифляндии (Латвии). Однако это не имело серьезного значения для остальной страны.

С другой стороны все более заметными во внутренней политике становятся охранительные мероприятия. Так, начинается наступление правительства на автономию университетов. Общественная жизнь проникается идеями мистицизма и религиозности.

С 1816 г. (первые попытки делались и ранее) начинается создание военных поселений в Псковской и Новгородской губерниях. Их организация должна была воздать возможность для резкого увеличения численности армии в военное время и перевести армию на частичную самоокупаемость, так как в одном лице соединялись солдат и крестьянин. Этот эксперимент оказался крайне неудачным и вызвал мощные восстания военных поселенцев, которые беспощадно подавлялись правительством.

Движение декабристов

Движение декабристов, хотя и содержало некоторые признаки дворцовых переворотов прошлого, стало первой попыткой совершения буржуазной революции в России.

Причины движения декабристов:

8. Неспособность правительства провести обещанные реформы. Выросшие в ожидании либеральных преобразований, молодые дворяне были разочарованы в Александре I и пытались взять процесс демократизации жизни российского общества в свои руки.

9. Заграничный поход русской армии (1813-1814 гг.), во время которого русские офицеры воочию убедились в отсталости России, острее почувствовали ужасающее бесправие русского общества.

10. Необходимость отмены крепостного права, чреватого новой пугачевщиной.

11. Активное участие крепостных крестьян в Отечественной войне 1812 г. Эти события заставили многих русских помещиков по иному взглянуть на своих рабов, увидеть в них полноценных людей. Молодые офицеры были возмущены нежеланием императора дать свободу крестьянам-участникам войны.

12. Знакомство дворян с трудами европейских философов-просветителей, через которые в Россию и проникали либеральные идеи.

13. Крайне реакционная политика самодержавия после 1815 г. Особенно возмущало будущих декабристов создание военных поселений.

Среди либерально настроенной дворянской молодежи особое место занимали гвардейские офицеры А.Н. и Н.М. Муравьевы, С.И. и М.И. Муравьевы-Апостолы, С.П. Трубецкой, И.Д. Якушкин, которые и стали инициаторами создания в 1816 г. Союза спасения ». «Союз» объединил около30 человек и носил строго конспиративный, заговорщический характер: предполагалось захватить власть путем вооруженного переворота в 1817 г., во время летних маневров (т.н. «Московское восстание»), а затем отменить крепостное право и начать другие реформы. Из-за отсутствия плана восстание в последний момент отменили, а «Союз» распустили, решив изменить тактику действий.

Во многом под влиянием конституционных обещаний Александра, в 1818 г. был создан «Союз благоденствия », который включал около 200 членов и ставил перед собой те же цели, что и его предшественник. Но добиться их члены новой тайной организации пытались путем пропаганды своих взглядов. Таким образом, декабристы пытались подготовить общество к принятию конституции. Впрочем, до народа их пропаганда все равно не доходила. Руководящий орган организации назывался Коренной управой . У «Союза» был свой устав – «Зеленая тетрадь ».

К 1820 г. члены «Союза благоденствия» разочаровались в просветительских методах борьбы. Наиболее радикально настроенные декабристы организуют его роспуск и вновь начинают подготовку к восстанию. В 1821 г. в Петербурге возникает Северное , а на Украине – Южно е общества декабристов. Формально оба общества считались частью одной организации. Представителями этих обществ – Н.М. Муравьевым и П.И. Пестелем, соответственно – были разработаны проекты программных документов. Параллельно с Северным и Южным союзами действуют и другие тайные организации. Одной из наиболее заметных было Общество соединенных славян , основанное на братьями Борисовыми на Украине в 1818 г.

Н.М. Муравьев в своей «Конституции » предлагал ввести в России конституционную монархию. Царь становился главой исполнительной власти, а власть законодательную получал двухпалатный парламент («Народное вече» и «Державная дума»), избираемый на основе довольно высокого имущественного ценза. Крепостное право отменялось. Каждый выходящий на волю крестьянин наделялся двумя десятинами земли. Остальную землю (исходя из принципа неприкосновенности частной собственности) предполагалось оставить помещикам. Россия должна была стать федеративным государством, состоящим из 15 частей, со столицей в Славянске (Нижний Новгород).

«Русская правда » П.И. Пестеля была радикальнее во всех отношениях. Сразу после восстания власть должна была быть передана временному правительству, наделенному диктаторскими полномочиями. Затем Россия должна была стать республикой, все органы которой – и законодательный («Народное вече»), и исполнительный («Державная дума» (орган исполнительной власти из пяти человек, один из которых переизбирался ежегодно)), – формировались бы на основе всеобщего равного избирательного права (только для мужчин). Глава исполнительной власти – Президент (один из членов Державной думы). Крепостное право предполагалось отменить, причем каждый земледелец должен получить в пользование только абсолютно минимальный надел. Остальная земля делилась на две части: государственный фонд и земли помещиков. Крестьяне могли покупать землю у государства или арендовать ее у помещиков.

Новые организации готовили переворот, который должен был произойти летом 1826 г. Однако, 19 ноября 1825 г. в Таганроге внезапно умер Александр I. Декабристы решили воспользоваться возникшей после его смерти путаницей с наследниками престола (Константин Павлович тайно отрекся от престола и императором, неожиданно для всех, стал Николай Павлович) и провести восстание досрочно.

14 декабря 1825 г. Северное общество вывело на Сенатскую площадь в Петербурге некоторые гвардейские части, пытаясь сорвать присягу Сената новому царю – Николаю I. Однако, Сенат присягнул еще рано утром и, поэтому восстание потеряло всякий смысл. Кроме того, оно было плохо организованно – отсутствовал четкий план действий. Диктатор (руководитель) восстания, С.П. Трубецкой, на площадь не явился и восстание осталось без руководителя. Позднее им был провозглашен М.П. Бестужев-Рюмин. Восстание продолжалось почти целый день, потому что правительственные войска не решались стрелять в своих товарищей. Ситуация в корне изменилась, когда П.Г. Каховский застрелил героя войны 1812 г., генерал-губернатора Петербурга, М.А. Милорадовича, приехавшего уговаривать восставших. Восстание было жестоко подавлено. Еще одной из причин поражения стало нежелание декабристов обратится за помощью к народу. Боясь повторения ужасов пугачевщины, они остерегались привлекать простолюдинов к борьбе – действовали по принципу «Для народа, но без народа ».

29 декабря Южное общество во главе с С.И. Муравьевым-Апостолом организовало восстание Черниговского полка, так же подавленное войсками.

Николай I жестоко расправился с декабристами. Большинство оказались в ссылке и на каторге, а пятеро – К.Ф. Рылеев (поэт, герой Бородинской битвы), П.Г. Каховский, П.И. Пестель, С.И. Муравьев-Апостол и М.П. Бестужев-Рюмин – были повешены.

Внутренняя политика Николая I (1825-1855 гг.)

Направления внутренней политики Николая I:

14. Борьба с любыми проявлениями свободомыслия и оппозиционности, способными перерасти в революцию.

15. Укрепление государственной системы Российской империи.

16. Предпринимаются серьезные попытки решения крестьянского вопроса.

17. Проведение экономических преобразований.

Династический кризис и восстание 14 декабря 1825 г. наложили серьезный отпечаток на царствование Николая I и придали ему ярко выраженный реакционный характер.

1826 г. – создание III Отделения императорской канцелярии – тайной полиции для контроля за общественными настроениями. В ведении III Отделения находился корпус жандармов (шефом обоих подразделений стал А.Х. Бенкендорф).

1826 г. – издание жесткого цензурного устава («Чугунный устав »).

В 1828 г. министр образования С.С. Уваров разработал Теорию официальной народности . Ее основные принципы – православие, самодержавие и народность – утверждали исконность и незыблемость самодержавия, базирующегося на православии и безграничной любви народа к монарху. Таким образом, был установлен контроль над идеологическим содержанием образования. Кроме того, Теория должна была поставить непреодолимый барьер для проникновения в Россию западных идей и настроений. Это казалось очень важной задачей, т.к. Николай считал движение декабристов частью общеевропейского революционного заговора. В том же году запрещен прием в средние и высшие учебные заведения детей из непривилегированных сословий. С.С. Уварову принадлежат слова: «Если мне удастся отодвинуть Россию на 50 лет от того, что готовят ей теории, то я исполню свой долг и умру спокойно».

Внутренняя политика Николая была не только реакционной. Предпринимались серьезные усилия по совершенствованию государственного строя.

Одной из важнейших государственно-правовых проблем этого времени было отсутствие стройной системы права. Формально, еще продолжает действовать безнадежно устаревшее Соборное уложение 1649 г. Фактически же, в течении XVIII-первой четверти XIX вв. была создана громадная абсолютно бессистемная масса законов, часто прямо противоречащих друг другу. С целью кодификации (упорядочивания) законов в 1826 г. создано II Отделение канцелярии во главе со М.М. Сперанским. 1832 г. – публикация Полного собрания законов Российской империи (все законы в хронологическом порядке, 45 томов). 1833 г. – издание Свода законов Российской империи (действующие законы, 15 томов).

Николай I был озабочен сохранением крепостного права («пороховой бочки под Россией»), которое, во-первых, было чревато революцией, а, во-вторых, тормозило развитие экономики. Однако, прекрасно понимая необходимость его отмены, император не мог пойти на этот шаг. Отмена крепостного права должна была, по его мнению, привести к глобальным социальным потрясениям и революции. Поэтому речь могла идти только о его смягчении.

По Указу об обязанных крестьянах (1842 г.) помещик мог предоставить крепостным личную свободу, оставив землю в свой собственности. Однако часть этой земли он должен был передать освобожденным крестьянам в пользование на условиях отбывания ими повинностей.

В 1847 г. была проведена инвентарная реформа , носившая обязательный характер для дворянства. При составлении «инвентарей» – описей помещичьих имений – устанавливались нормы барщины и оброка, которые владелец поместья не имел права нарушать. Однако реформа эта охватила только Киевское генерал-губернаторство (несколько губерний) и была направлена на защиту прав православных крестьян от притеснений помещиков-католиков.

Немало внимания уделял Николай и улучшению положения государственных крестьян. В 1837 г. создается Министерство государственных имуществ , возглавляемое генералом П.Д. Киселевым, которое и проводит реформу государственной деревни. Создавались элементы местного самоуправления, в деревнях строились больницы и школы, производилось переселение крестьян в малозаселенные районы. Было упорядочено взимание государственных повинностей. Для защиты крестьян от последствий возможного неурожая создается общественная запашка (совместно обрабатываемая земля с общими результатами труда), на которую обычно высаживается картофель. В начале 40-х годов по стране прокатилась волна «картофельных бунтов», т.к. введение общественной запашки воспринималось крестьянами как государственная барщина и вызывало острый протест.

За годы правления Александра I экономическое положение России было основательно подорвано. Теперь возникла необходимость укрепления этой сферы. Министр финансов Е.Ф. Канкрин проводил протекционистскую политику и в то же время стремился максимально снизить государственные расходы (на железнодорожное строительство, Кавказскую войну и т.д.)

1839-1843 гг. – Финансовая реформа Канкрина. Проведена замена обесценившихся бумажных ассигнаций на серебряную монету (рубль).

В результате мероприятий Николая I произошло некоторое укрепление российского государства, которое, впрочем, сопровождалось его бюрократизацией, делала его громоздким и неповоротливым. Настоящая власть была сосредоточена в руках безликой бюрократии. Именно это означала фраза Николая I: «Россией правят столоначальники».


Похожая информация.


Предварительный просмотр:

Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг.

Задачи урока:

Образовательная: обеспечить усвоение учащимися знаний об основных направлениях внутренней политики Александра I, о противоречивости характера проводимых реформ, о причинах отказа от проведения дальнейших реформ.

Воспитательная: воспитание у учащихся уважительного отношения к историческому прошлому нашей страны, формирование толерантного отношения к личности.

Развивающая: закрепить у учащихся умения работать с учебником и историческими документами; доказывать, обосновывать свою точку зрения, используя знания, полученные во время урока; договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе).

Тип урока: усвоение новых знаний и первичное закрепление.

Методы ведения урока: проблемный, исследовательский.

Форма деятельности учащихся: групповая.

Оборудование урока: ПК, мультимедийный проектор, экран, учебник А.А. Данилов, Л.Г. Косулина «История России, XIX век».

Актуализация знаний:

Какие темы изучались вами на двух предыдущих уроках?

Отечественная война была серьёзным испытанием для всей страны. Россия сумела не только отстоять свою независимость, но и помогла европейским странам освободиться от власти Наполеона.

Общественное настроение на подъёме. Это настроение хорошо передано словами А. С. Пушкина: «Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «отечество»! Как сладки были слёзы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!»

Внешнеполитический курс Александра I оправдал общественные ожидания. От императора ожидали перемен и во внутренней политике.

Создание проблемной ситуации.

Перед вами высказывания либеральных дворян об отношении к Александру I.

«Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести (на войне), хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начертаниях его для блага народа своего…».

Из «Записок» князя С.П. Трубецкого (1816 г.)

«Штабс – капитан Иван Якушкин рассчитывал застрелить Александра I, когда тот будет выходить из Успенского собора после службы, а затем убить себя из второго пистолета, с тем чтобы убийство было схоже с честной дуэлью».

Из воспоминаний современников (1820 – е гг.)

Как изменилось отношение либеральных дворян к Александру I?

В конце урока вы должны объяснить почему так резко изменилось отношение либеральных дворян к Александру I.

Ход урока:

План урока.

I.Перемены во внутренней политике.

II.Первый опыт конституции в России.

III.Реформаторский проект Н. Н. Новосильцева.

IV.Отказ от проведения реформ в начале 20 – х гг. Причины отказа от проведения реформ.

Класс разделён на три группы. С первым пунктом плана работают все группы, а остальные вопросы распределяются по группам.

По первому пункту плана, изучив первый пункт параграфа, составить схему «Общественное настроение в стране после победы в войне 1812 года.»

Свободомыслящее дворянство Конституция.

Крестьянство Отмена крепостного права.

Народы Российской империи Послабления в национальной политике;

Приближение российских законов к западноевропейским.

Консервативное дворянство Реформы вредны для страны.

План работы для первой группы.

1.Название документа и год его принятия.

2.Цель принятия документа.

3.Причины принятия документа (работа с историческим источником)

управлении)

Конституция Царства Польского (1815 г.)

Ожидание либеральными дворянами конституции; желание императора сохранить Поль-

шу в составе Российской империи.

Из речи императора Александра I … на открытии заседания сейма в Варшаве:

«Образование, существовавшее в вашем краю, дозволяло мне ввести немедленно то,

которое я вам даровал, руководствуясь правилами законно – свободных учреждений, бывших непрестанно предметом моих помышлений…

Вы мне подарили средство явить моему отечеству то, что я уже с давних лет ему приуготовляю и чем оно воспользуется, когда начала столь важного дела достигнут надлежащей зрелости… Вы призваны дать великий пример Европе, устремляющей на вас свои взоры.»

Как Александр I объяснил причины введения конституции в Царстве Польском?

Каковы были дальнейшие намерения Александра I относительно конституционного устройства?

Гарантии гражданам Царства Польского.

1.Неприкосновенность личности.

2.Свобода печати.

3.Уничтожение таких форм наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда.

4.Использование польского языка во всех правительственных учреждениях.

5.Назначение на все государственные, судебные и правительственные посты подданных Царства Польского.

Император

Сейм

Верхняя палата Нижняя палата

Госсовет

План работы для второй группы.

1.Название документа и год его подготовки.

2.Цель принятия документа.

управлении)

4.Как Александр I объяснил причину того, что документ не был принят? Какова истинная причина отказа от проекта? (работа с историческим источником)

«Уставная грамота Российской империи» (1820 г.)

Принятия конституции ожидало либеральное дворянство.

Гарантии прав и свобод гражданам Российской империи.

1.Свобода слова.

2.Свобода вероисповеданий.

3.Равенство всех перед законом.

4.Неприкосновенность личности.

5.Право на частную собственность.

Законодательная и исполнительная власть в руках императора. Необходимо одобрение двухпалатного парламента для издания законов. Страна делится на наместничества, в которых имелись двухпалатные парламенты.

Из «Записных книжек» П. А. Вяземского:

«… Государь говорил со мною более получаса… Сказал, что знает участие моё в редакции проекта русской конституции, что доволен нашим трудом… что он надеется непременно привести это дело к желательному окончанию, что на эту пору один недостаток в деньгах, потребных для подобного государственного оборота замедляет приведение в действие мысли для него священной; что он знает, сколько преобразование сие встретит затруднений, препятствий противоречия в людях…»

Как император объяснил, что конституция не была принята? В чём истинная причина этого решения? Если бы документ был принят, можно ли было бы говорить о ликвидации самодержавия?

План работы для третьей группы.

1.Указы, принятые Александром I в 1820 – е годы.

2.Причины отказа от проведения реформ.

1.Указы, разрешавшие помещикам ссылать крестьян в Сибирь.

2.Крепостным запрещено жаловаться на господ.

3.Усилена цензура.

4.Запрещена деятельность всех тайных организаций. Преследуются члены тайных организаций.

5.Увеличение в учебных заведениях количества часов, отводимых на религиозное обучение.

Причины отказа от проведения реформ.

1.Неприятие реформ большинством дворян.

2.Рост революционного движения в Европе.

3.Личные семейные трагедии царя.

Группы отчитываются о проделанной работе. Сделанные группой выводы записываются всеми учащимися в тетради.

Затем учащиеся отвечают на проблемный вопрос.

Закрепление изученного материала.

Учащиеся должны закончить предложение:

1.Либеральные дворяне ожидали от Александра I …

2.Император даровал Царству Польскому …

3.Основные положения «Уставной грамоты Российской империи» Александр I не подписал, т. к. …

4.Об ухудшении положения крепостных крестьян свидетельствуют указы …

5.Отказ Александра I от дальнейшего проведения реформ объяснялся …

Домашнее задание: для успевающих по предмету на «4» и «5» сочинение на тему: «Правление Александра I. Реформы и реакция: что преобладало?»

Для остальных учащихся: параграф 6 и вопросы к нему.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове "отечество"! Как сладки были слезы свидания! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!

Александр I Годы правления 1801-1825 гг.

Высказывания либеральных дворян об отношении к Александру I Некоторые молодые люди, бывшие за отечество и царя своего на поле чести (на войне), хотели быть верной дружиной вождя своего и на поприще мира. Они дали друг другу обещание словом и делом содействовать государю своему во всех начер- таниях его для блага народа своего... (1816 год) Князь Трубецкой Сергей Петрович

Высказывания либеральных дворян об отношении к Александру I Из воспоминаний современников (1820-е годы) Штабс-капитан Иван Якушкин расчитывал застрелить Александра I, когда тот будет выходить из Успенского собора после службы, а затем убить себя из второго пистолета, с тем чтобы убийство было схоже с честной дуэлью. Штабс-капитан Якушкин Иван Дмитриевич

ПЛАН УРОКА ПЕРЕМЕНЫ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ. ПОЛЬСКИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ. ПЕРВЫЙ ОПЫТ КОНСТИТУЦИИ В РОССИИ. РЕФОРМАТОРСКИЙ ПРОЕКТ Н. Н. НОВОСИЛЬЦЕВА. ОТКАЗ ОТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ В НАЧАЛЕ XX ГОДОВ. ПРИЧИНЫ ОТКАЗА ОТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ.

ОБЩЕСТВЕННОЕ НАСТРОЕНИЕ В СТРАНЕ ПОСЛЕ ПОБЕДЫ В ВОЙНЕ 1812 ГОДА (СХЕМА) Свободомыслящее дворянство Народы Российской империи Крестьянство Послабления в национальной политике; приближение российских законов к западно- европейским Отмена крепостного права Конституция Консервативное дворянство Реформы вредны Для страны

Гарантии гражданам царства польского Неприкосновенность личности. Свобода печати. Уничтожение таких форм наказания, как лишение имущества и ссылка без решения суда. Использование польского языка во всех правительственных учреждениях. Назначение на все государственные, судебные и правительственные посты подданых Царства Польского. ИМПЕРАТОР СЕЙМ Верхняя Нижняя палата палата ГОССОВЕТ

Гарантии прав и свобод гражданам Российской империи Свобода слова Свобода вероисповеданий Равенство всех перед законом Неприкосновенность личности Право на частную собственность

Указы, принятые Александром I в 1820-е годы Помещикам разрешено ссылать крестьян в Сибирь Крепостным запрещено жаловаться на господ Усилена цензура Запрещена деятельность всех тайных организаций Увеличение в учебных заведениях количества часов, отводимых на религиозное обучение

Причины отказа от проведения реформ Неприятие реформ большинством дворян Рост революционного движения в Европе Личные семейные трагедии царя

ПОЧЕМУ ТАК РЕЗКО ИЗМЕНИЛОСЬ ОТНОШЕНИЕ ЛИБЕРАЛЬНЫХ ДВОРЯН К АЛЕКСАНДРУ I?

ЗАКОНЧИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ Либеральные дворяне ожидали от Александра I... Император даровал Царству Польскому... Основные положения "Уставной грамоты Российской империи" Александр I не подписал, т.к.... Об ухудшении положения крепостных крестьян свидетельствуют указы... Отказ Александра I от дальнейшего проведения реформ объяснялся...



Либеральные меры:

Аракчеев, а затем специально созданный секретный комитет, по поручению царя разрабатывают проекты освобождения помещичьих крестьян, но все они остаются на бумаге.

Проведена крестьянская реформа в Прибалтике, по которой крестьяне получали личную свободу, но без земли.

В 1816-1819 гг. снижаются таможенные пошлины. С помощью этой меры Александр надеялся укрепить экономические связи со странами Европы и тем самым сблизиться с Западом.

В 1815 г. Польше предоставляется конституция, носившая либеральный характер и предполагавшая внутреннее самоуправление Польши в составе России.

В 1818 г. по указанию царя несколько сановников под руководством П.А. Вяземского начинают разработку Государственной Уставной грамоты для России на принципах польской конституции и с использованием проекта Сперанского. Однако и эти планы остаются нереализованными.

Реакционное правление:

Крестьянский вопрос:

1815 Указ запрещавший крестьянам "отысчкивать вольность"

1822 Помещикам вернули право ссылать крестьян в Сибирь за "дурные поступки"

=> с 1818 большое количество серьезных крестьянских выступлений

Создание военных поселений .

Цели :

Сделать армию самоокупающейся и, таким образом, сократить огромные военные расходы.

Создать систему комплектования армии за счет "естественного прироста населения" в военных поселениях и, тем самым, ликвидировать рекрутские наборы, которые вызывали недовольство крестьянского населения страны.

Поставить под жесткий контроль государственное крестьянство, на базе которого создавались эти поселения.

Создать из военных поселян особую касту профессиональных военных, готовых выполнить любые приказы начальства.

Организация жизни в поселениях:

Все взрослые мужчины несли военную службу и одновременно исполняли сельскохозяйственные работы. Мальчики, достигшие совершеннолетия, зачислялись в полк. Режим службы, работы и быта - казарменный: под барабан и сигнал полковой трубы. Введение воинской дисциплины и наказаний за неповиновение.

Итоги:

Расходы на устройство образцовых деревень перекрывали расходы на армию

Треть армии стала относительно экономически самостоятельна.

Военные поселения неоднократно восставали; а поскольку они были вооружены и обучены военному делу, то эти восстания стали представлять угрозу государству.

Государственные деревни, ранее исправно платившие налоги и жившие в достатке, после превращения их в военные поселения превращаются в убыточные и существуют за счет казны.

Военные поселения были отменены только в 1857 г. Александром II.

В армии восстанавливается палочная дисциплина, одним из результатов которой стали волнения 1820 г. в Семеновском полку (против Шварца, телесных наказаний, запрета на зарабатывать на вольных работах)

В 1821 г. подверглись "разгрому" Казанский и Петербургский университеты. Начались гонения на прогрессивных профессоров и нелояльных студентов. Усилилась цензура, преследующая свободную мысль.

В 1822 г. последовал указ о запрещении тайных организаций и масонских лож. Невиданного размаха принял надзор за "неблагонадежными" людьми.

Период царствования Александра I, наступивший после войны 1812 г. и разгрома наполеоновской Франции, традиционно рассматривался как период глухой реакции. Его противопоставляли первой, либеральной, половине правления Александра I. Действительно, в 1815-1825 гг. во внутренней политике самодержавия резко усиливаются консервативные начала. В России устанавливается жесткий полицейский режим, связанный с именем А. А. Аракчеева, который играл большую роль в управлении государством. Впрочем, А. А. Аракчеев, при всем своем влиянии, в принципе был лишь исполнителем воли монарха.

Александр I, однако, не сразу отказался от либеральных начинаний, характерных для первой половины его царствования. В ноябре 1815 г. император утвердил конституцию для присоединенной к России согласно решениям Венского конгресса части Польши (Царство Польское). Царство Польское получило довольно широкую автономию. Власть российского монарха в Польше ограничивалась, в известной мере, местным представительным органом с законодательными функциями - сеймом. Сейм состоял из двух палат - Сената и Посольской палаты. Сенаторы пожизненно назначались монархом. Ими могли быть представители царской фамилии, высшее духовенство, крупные землевладельцы. Избирательные права получали все дворяне, достигшие 21 года и обладавшие недвижимой собственностью. Крестьяне к выборам не допускались. Однако по тогдашним меркам избирательная система, установленная в Царстве Польском, носила довольно прогрессивный характер.

Дарование Царству Польскому конституции Александр I рассматривал как первый шаг к введению представительной формы правления в Российской империи.

В 1818-1819 гг. Александр I предпринял попытки решить и крестьянский вопрос. Царь поручил подготовить соответствующие проекты сразу нескольким сановникам и среди них - А. А. Аракчеев. Последний разработал план постепенной ликвидации крепостного права путем выкупа помещичьих крестьян с их наделом казной. Для этой цели предполагалось ассигновать ежегодно 5 млн. руб. или выпускать специальные казначейские билеты, приносящие проценты. Предложения А. А. Аракчеева получили одобрение императора.

Тем не менее, планы политической реформы и отмены крепостного права остались нереализованными. В 1816-1819 гг. личную свободу получили лишь крестьяне Прибалтики. При этом помещики сохранили в полной собственности все земельные угодья. За аренду помещичьей земли крестьяне по-прежнему были обязаны выполнять барщинную повинность.

К 1821-1822 гг. отказ Александра I от каких-либо преобразований стал совершившимся фактом. Сторонники перемен составляли в правящих кругах ничтожное меньшинство.


Впервые в царствование Александра I были организованы военные поселения в 1810 г., однако широкое распространение получили с 1816 г. Созданием военных поселений самодержавие рассчитывало решить сразу несколько проблем. Прежде всего, это позволяло уменьшить расходы на содержание армии. Переводившиеся в разряд военных поселян крестьяне совмещали сельскохозяйственные работы с занятиями военным делом. Таким образом, вооруженные силы переводились на “самоокупаемость”. Наконец, перевод в разряд военных поселян казенных крестьян усиливал административный надзор за государственной деревней.

Поселенные войска образовали Отдельный корпус военных поселений, которым командовал А.А. Аракчеев. Жизнь поселян была настоящей каторгой. Они не имели права уходить на заработки, заниматься торговлей или промыслом. Вся жизнь военных поселян подчинялась жесткому казарменному распорядку и строжайше регламентировалась. В поселениях царил произвол начальства, существовала система бесчеловечных наказаний.

Военные поселения не оправдали тех надежд, которые с ними связывали правящие круги.

В 1817 г. Министерство народного просвещения было преобразовано в Министерство духовных дел и народного просвещения. В нем сосредоточивалось управление и церковными делами, и вопросами народного образования. В 1819г. настоящему разгрому подвергся Казанский университет, признанный рассадником вольнодумства. 11 профессоров было уволено за неблагонадежность. Преподавание всех предметов перестраивалось в духе христианского вероучения, понимаемого весьма примитивно, что никак не могло способствовать развитию религиозного чувства. Поведение студентов ставилось под мелочную и жесткую административную опеку.

В 1822 г. Александр I утвердил решение Государственного совета “Об отсылке крепостных людей за дурные проступки в Сибирь на поселение”. Этим актом восстанавливалось отмененное царем в 1809 г. право помещиков ссылать крестьян в Сибирь. Единственное отличие между прежним, существовавшим до 1809 г., и новым, введенным в 1822 г., порядком заключалось в том, что ранее помещики могли отправлять крепостных на каторжные работы, а теперь - на поселение.

Изменения претерпела с начала 20-х годов XIX в. и политика Александра I в отношении Польши. Сейм второго созыва оказался непослушным. Большинством голосов он отверг в 1820 г. представленные на его утверждение законопроекты, как нарушающие конституцию, После этого Александр I вообще не собирал сейм в течение двух сроков, предусмотренных конституцией. Таким образом, в итоге не порядки, установленные в Польше, распространялись на Россию, а, напротив, в Польше постепенно утверждались абсолютистские принципы, господствовавшие во всех прочих частях империи. В обстановке дальнейшего наступления реакции Александр I умер в Таганроге в ноябре 1825 г.

Задание 1

Используя материал учебника, ответьте на вопрос: какие факторы способствовали проведению реформ в России, а какие препятствовали ему после окончания Отечественной войны?

Стимулировали реформы:

1. Победа в войне с Наполеоном.

2. Ожидание перемен всеми слоями общества.

3. либеральное дворянство мечтало о конституции, крестьяне - об отмене крепостного права, поляки – о введение западноевропейских законов.

Сдерживали реформы:

1. Победа над Наполеоном для консерваторов свидетельствовала о превосходстве российских порядков.

2. Восстановление старых порядков в Европе.

Задание 2*

Используя материал учебника, напишите краткий рассказ о разработке и принятии польской конституции, а также её основных положениях со слов польского шляхтича или российского дворянина-консерватора.

Разработанная в 1815 г. конституция Польши гарантировала нам неприкосновенность личности, свободу печати, использование польского языка во всех правительственных учреждениях и др. Законодательная власть принадлежала сейму и царю. Но все же законопроекты нам не разрешили принимать самостоятельно. Их надо было отправлять на рассмотрение в Госсовет. На время она позволила снять напряжение между властью и польским населением. Мы практически становились хозяевами на свое земле.

Задание 3

Прочитайте документ и письменно ответьте на вопросы.

В. О. Ключевский об Александре I в 1813-1825 гг.

Бури военных лет сдули накладные краски; исторический грим стал не нужен; тильзитский полишинель больше не тревожил самолюбия; играть стало некого; почувствовалась потребность быть самим собой. С Россией у него не было никакой связи, ни нравственной, ни даже этнографической: внук немца из Голштинии и немки из Ангальт-Цербста, он родился от принцессы из Вюртемберга, вскормлен немкой из Лифляндии, воспитан вольтерьянцем из Швейцарии. С прошлым, составившимся из таких случайностей, Александр после наполеоновских войн создал себе в России положение, исполненное противоречий.

С одной стороны Александр был сторонником либеральных реформ, а с другой стороны он хотел сохранить существующий строй государства.

Как эти противоречия влияли на характер внутренней политики царя после Отечественной войны?

Отказ от проведения реформ. Помещикам снова разрешили ссылать крестьян в Сибирь, усилилась цензура. Запрет тайных организаций и преследование их членов. Запрещен орден иезуитов.

Какие из них были определяющими? Почему?

Отказ от проведения реформ. Число сторонников этих реформ было невелико. Александру не на кого было опереться. Также он боялся, что его постигнет участь его отца.

Задание 4

Задание 5

Объясните значение понятий:

Конституция - основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу. Конституция определяет основы политической, правовой и экономической систем государства.

Возрастной ценз - возраст, по достижении которого можно участвовать в выборах, референдуме или занимать определенную должность.

«Уставная грамота Российской империи» - конституционный проект Новосильцева.

Мистицизм – вера в загадочное, необъяснимое человеческому разуму.

Орден иезуитов – католическая монашеская организация, ставившая целью укрепление и распространение католицизма и власти папы римского.

Задание 6

Заполните таблицу, используя материалы учебника.

Задание 7

Задание 8

Дайте обобщённую характеристику императора Александра I.

Воспитывался при дворе своей бабки. Он был прекрасно воспитан и образован, знал 3 европейских языка. Его наставником был Ф. С. Лагарп, который привил императору либеральные взгляды. Жизнь на «два ума» (у Екатерины и у отца) сделала его двуличным и лживым. В своих действиях он был нерешительным и непоследовательным. Ему приходилось лавировать между либералами и консерваторами. Несмотря на начало проведения реформ, Александр то приостанавливал их, то снова начинал. Он не мог проявить твердость в своих решениях. Его всю жизнь мучила мысль, что с его негласного согласия был убит его отец.