Стресс и его причины презентация. Презентация по психологии на тему: "стресс". Обращение за помощью

Что такое стресс? Стресс общая реакция организма на очень сильное воздействие, будь то физическое или психологическое, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). Особенно от стресса страдает нервная и иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.


3 стадии Впервые стресс описал в 1936 году канадский физиолог Ганс Селье как общий адаптационный синдром. Термин стресс был предложен им позднее. Селье выделил 3 стадии стресса: I стадия: Реакция тревоги (мобилизация адаптационных возможностей; возможности эти ограничены). II cтадия: Сопротивляемости. III cтадия: Истощения.


Что может быть источником стресса? 1. Психологическая травма или кризисная ситуация (потеря близких, расставание с любимым человеком) 2. Мелкие ежедневные неурядицы; 3. Конфликты либо общение с неприятными людьми; 4. Препятствия, которые не дают Вам возможности достигнуть поставленных целей; 5. Ощущение постоянного давления; 6. Несбыточные мечты либо слишком высокие требования к себе; 7. Шум;


Что может быть источником стресса? 8. Монотонная работа; 9. Постоянное обвинение, укор самого себя в том, что вы чего- то не достигли либо что-то упустили; 10. Обвинение себя во всем плохом, что произошло, даже если это произошло не по Вашей вине; 11. Напряжённая работа; 12. Финансовые трудности; 13. Сильные позитивные эмоции; 14. Ссоры с людьми и особенно с родными (так же к стрессу может привести наблюдение на ссоры в семье.);


Симптомы: 1. Головная боль; 2. Упадок сил; нежелание что-либо делать. 3. Потеря веры в улучшение ситуации в будущем; 4. Возбуждённое состояние, желание идти на риск; 5. Рассеянность, ухудшение памяти; 6. Нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию; 7. Переменчивое настроение; усталость, вялость.





5 приемов против стресса ОТКЛЮЧАЙТЕ МОБИЛЬНЫЙ Помните песню «вдруг раздастся гром небесный телефонного звонка»? Его ожидание не дает расслабиться даже дома, утверждает профессор социологии университета Висконсина Ноэль Чесли. «Идеально иметь два телефона: один для близких, второй – служебный, который нужно выключать, покидая офис, – согласна психотерапевт Психологического центра на Пятницкой Оксана Орлова. – Ваш девиз: рабочие вопросы – в рабочее время по рабочему телефону!»


5 приемов против стресса ДОВОДИТЕ НАЧАТОЕ ДО КОНЦА Оказывается, мысли о том, что еще две недели назад надо было заплатить за квартиру, а на столе беспорядок, заставляют организм вырабатывать гормон стресса кортизол, переизбыток которого приводит к развитию депрессии. «Доказано, что ежедневное беспокойство по таким пустякам расшатывает нервную систему почище, чем одна серьезная травма вроде потери работы или развода, – добавляет профессор медицины из клиники Кливлендского университета Майкл Ройзен. – Заведите правило с утра составлять список дел, включая хлопоты по дому, и поощряйте себя за каждый «полностью закрытый» день».


5 приемов против стресса СЛУШАЙТЕ МЕДЛЯКИ «Во время стресса сердце бьется слишком часто, плохо насыщая кровь кислородом. Недостаток кислорода приводит к приступам необоснованной тревоги, – говорит Оксана Орлова. – Включите тихую, спокойную музыку – сердце начнет работать в такт мелодии, и пульс нормализуется».


5 приемов против стресса ЖУЙТЕ СЛАДКОЕ Исследования ученых из университета Цинциннати показали, что сладкое снижает выработку еще одного гормона стресса – глюкокортикоида, а значит, помогает успокоиться и снять тревожное состояние. «Учтите, что только неочищенный сахар, например, тростниковый, приносит пользу нервной системе. Кусочка сахара или черного шоколада вполне достаточно – большее количество сладкого послужит стимулятором», – предупреждает Оксана Орлова.


5 приемов против стресса И Вообще больше жуйте Держите под рукой жевательную резинку со вкусом корицы и мяты и жуйте, как только почувствовали беспокойство. Научно доказано и проверено на практике: эти два запаха снимают раздражение и успокаивают нервы.

Слайд 1

Стресс!!!
С недавнего времени понятие "стресс" стало общеупотребительным. стресс от повышенных нагрузок; стресс от плохой экологии; Похоже, что стресс может быть от всего, что угодно. Но чаще всего о нем вспоминают, когда говорят о перенесенном потрясении; неприятности; испуге.

Слайд 2

Понятие стресс.
Понятие «стресс» введено канадским ученым Гансом Селье (1936 г.), который определил стресс, как "неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование», то есть как одинаковую реакцию организма на самые различные события. Стресс может вызвать практически любое новое или неожиданное событие: и положительное, и отрицательное. С точки зрения науки нельзя сказать однозначно, что стресс это хорошо или плохо. Стрессовая реакция - это адаптационный механизм организма, помогающий ему приспособиться к изменениям, встретить их во «всеоружии».

Слайд 3

Виды стресса.
Стрессы можно подразделить на: эмоционально положительные и эмоционально отрицательные; кратковременные и долгосрочные или, другими словами, острые и хронические; физиологические и психологические. Последние, в свою очередь, подразделяются на информационные и эмоциональные

Слайд 4

Эмоционально положительный стресс.
Позже Селье ввёл дополнительно понятия: Эустресс Дистресс Эустресс - «положительный стресс». Понятие имеет два значения - «стресс, вызванный положительными эмоциями» и «несильный стресс, мобилизующий организм».

Слайд 5

Эмоционально отрицательный стресс.
Дистресс - «отрицательный стресс». Негативный тип стресса, с которым организм человека не в силах справиться. Он разрушает моральное здоровье человека и даже может привести к тяжелым психическим заболеваниям. Симптомы дистресса: головная боль; упадок сил; нежелание что-либо делать; потеря веры в улучшение ситуации в будущем; возбуждённое состояние, желание идти на риск; частичная потеря памяти, в связи с шоковым состоянием; нежелание обдумать и проанализировать ситуацию, которая привела к стрессовому состоянию; переменчивое настроение; усталость, вялость.

Слайд 6

Кратковременный (острый) стресс.
Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, вы вроде бы оправились от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Слайд 7

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных. Если кратковременный стресс далеко не всегда причиняет тяжелый вред организму, то хронический стресс уж точно ни к чему хорошему не приводит!
Долговременный (хронический) стресс.

Слайд 8

Физиологический стресс.
Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, голод)

Слайд 9

Психологический стресс.
Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: опасность, информационная перегрузка. Эмоциональный – имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (войны, тяжелые болезни), его социальному статусу, межличностным отношениям. Информационный – возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения.

Слайд 10

Реакция организма на физиологический и психологический стресс.
Под их воздействием: сердце начинает биться чаще и сильнее, повышается кровяное давление, учащается дыхание, изменяется водно-солевой баланс крови, в крови повышается содержание сахара и число лейкоцитов, ускоряются все биохимические реакции, повышается энергетический потенциал. Организм готов к взрывным действиям. Если стрессовая ситуация сохраняет свою актуальность, а также когда мы вспоминаем пережитое, в кору головного мозга вновь поступают импульсы, поддерживающие активность доминанты, а в кровь продолжают выделяться гормоны стресса.

Слайд 11

Каким бы ни был стресс, хорошим или плохим, эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие черты. Особенно от стресса страдает иммунная система. В стрессовом состоянии люди чаще оказываются жертвами инфекции, поскольку продукция иммунных клеток заметно падает в период физического или психического стресса.

Слайд 12

Стадии стресса.
1 стадия - стадия тревоги. В ходе неё происходит мобилизация необходимых сил. В организме отмечаются следующие изменения: возрастают частота пульса, артериальное давление, скорость кровотока, повышается температура тела, увеличивается объем, устойчивость, концентрация внимания, усиливаются процессы возбуждения в нервной системе - организм готов дать достойный отпор раздражающему фактору

Слайд 13

2 стадия - стадия сопротивления
На этой стадии организм пытается преодолеть возникшие трудности. В этот момент он более устойчив к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Так например, во время войны (а это вообще сплошной стресс), количество простудных заболеваний резко уменьшается – организм противостоит более серьезной угрозе.

Слайд 14

3 стадия - стадия истощения.
Если действие раздражающего фактора продолжается, то после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность в своих силах.

Слайд 15

Первые две стадии человек проходит множество раз. Когда сопротивление организма оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию. Но, если стрессовый фактор продолжает действовать - происходит декомпенсация, истощение.

Слайд 16

Школьный стресс
Может ли школа вызвать стресс? Конечно, да!!! Начиная с первого дня - постоянное изменение обстановки, и большие нагрузки, и тревога в связи с оценками, отношениями с одноклассниками и т.д. Психологи могут только выделять периоды, в которых стресс особенно высок: это начало обучения в школе, переход в пятый класс, переход в новый класс, период подросткового кризиса.

Слайд 17

Источники стресса подростка.
Одним важным источником стресса может являться школьная жизнь подростков. Требования школы, оказывающие давление на подростков, а также разочарование от низких оценок и незаконченные домашние задания - все это может потреблять большую часть подростковой энергии.

Слайд 18

Проблемы, связанные с друзьями.
Проблемы, связанные с друзьями, могут также оказывать негативное воздействие на разум подростка. Дружба - наиболее ценное качество среди подростков. Они с легкостью сопереживают чувствам других людей и отчаянно стремятся помочь.

Слайд 19

Изменения, происходящие с телом, могут также беспокоить подростков. Они могут казаться себе слишком высокими, слишком простыми, слишком полнощекими, или слишком неуклюжими. В мире подростков, где внешность имеет большое значение, подобные изменения могут заставить их чувствовать себя изгоями. И это затруднительное положение может спровоцировать стресс.
Изменения, происходящие с телом.

Слайд 20

Раздельное жительство или развод родителей.
Эти факторы также являются источником стресса для подростков. Учитывая изменения, происходящие в их жизни, им скорее всего покажется, что именно они являются причиной решения родителей: развестись или жить раздельно. Они винят себя. И они завидуют одноклассникам или друзьям, семьи которых полноценны.

Слайд 21

Смерть любимого человека.
Смерть любимого человека - брата, сестры, родителя или близкого родственника – может, несомненно, спровоцировать эмоциональный взрыв подростка. Они пока находятся в самом начале их жизни и абсолютно не подготовлены переживать потерю важного для них человека.

Слайд 22

Серьезные семейные проблемы.
Подростки очень чувствительны к серьезным семейным проблемам, например, к хроническому заболеванию одного из членов семьи, или финансовому кризису. Независимо от того, как родители пытаются уберечь своих детей от этого, семейные проблемы все равно могут заставить подростка переживать до такой степени, что они начнут игнорировать все остальное, включая школу и друзей.

Слайд 23

Небезопасные районы.
Небезопасные районы могут стать причиной стресса для подростков. Даже если никто и не нападает на подростка, у него всегда будут возникать нездоровые мысли о том, что может произойти с ним в каком-то определенном районе.

Слайд 24

Новое общество или новая школа могут заставить подростка чувствовать себя менее уверенным в своем положении. Для взрослых может и не иметь значения незнакомая обстановка и нахождение в обществе с абсолютно незнакомыми людьми, но вот для подростков это может оказаться очень пугающим.
Новое общество или новая школа.

Слайд 25

И, наконец, слишком много дел и необходимость соответствовать слишком высоким ожиданиям могут спровоцировать стресс для подростка. Многие взрослые не умеют управлять собственным временем. Поэтому, было бы нелогично ожидать от подростков того, что они будут справляться со многими делами одновременно. И эта ситуация может спровоцировать стресс.
Слишком много дел и необходимость соответствовать слишком высоким ожиданиям.

Слайд 26

Влияние стресса на учёбу.
В двух классах нашей школы проводились психологические тесты, отражающие зависимость эмоционального отношения к учебе у учащихся от способностей и уровня их реализации (уровня успешности учащихся в учебном процессе).

Слайд 27

Уровень школьной тревожности 7 «А» и 10 классов.

Слайд 28

Школьный тест умственного развития 7 «А» и 10 классов.

Слайд 29

Выводы.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что чем слабее класс, тем менее наблюдается у учащихся продуктивное отношение к учебе, а в более сильном оно является ведущим. При недостаточных способностях процесс обучение превращается в источник постоянных стрессов.

Слайд 30

9 способов помочь подростку справиться со стрессом
Наша жизнь ускоряется. И на ребенка в подростковом возрасте ложится огромная нагрузка. Для того, чтобы Вы могли справляться со стрессом, Вам необходимо научиться самому распознавать когда и какие эмоции, чувства могут вызвать стресс и как с ним бороться. Обратите внимание на такой момент. Если Ваше сознание постоянно занимают тревожные мысли, например: "Я беспокоюсь о..., меня беспокоит..."; если Вы постоянно делает непроизвольные движения такие, как накручивание волос, кусание ногтей, переминание с ноги на ногу - это признаки нервозности. Следовательно, Вы должны научиться следить за собой, распознавать их.

Слайд 31

1. Обращение за помощью.
Вы не должны справляться со всем в одиночку. Если у Вас слишком много обязанностей, Вы можете попросить родителей, братьев и сестер, друзей помочь Вам. Даже простой разговор по душам, о том как у Вас много проблем, уже даст некоторую эмоциональную поддержку.

Слайд 32

2. Планирование.
Научитесь планировать свой день. Если Вам предстоит какая-либо нелегкая задача, лучше всего разделить ее на части и выполнять каждую часть за какой-то определенный промежуток времени. Такой подход поможет победить тревожность.

Слайд 33

3. Выделение видов деятельности, с помощью которых можно отдохнуть.
Научитесь находить время на отдых. Сделайте себе список тех видов деятельности, с помощью которых можно отвлечься и отдохнуть. Это может быть встреча с друзьями, занятие спортом, музыкой и так далее.

Слайд 34

4. Анализ поражений.
Если Вы потерпели в чем-то неудачу, научитесь извлекать из этого пользу. Вместо того, чтобы ругать себя “Я плохо написал контрольную, потому что я глупый и ничего не умею делать, и ничего у меня не получается”, Вы должны реально смотреть на вещи: “Я плохо написал работу, значит, что-то не доучил.” Это поможет Вам в следующий раз избегать подобных неприятностей и верить в свои силы.

Слайд 35

Слайд 38

8. Приоритеты.
Когда ваш день представляет собой список дел и никакой свободной минуты, чтобы расслабиться и погонять мяч во дворе, научитесь из всей массы выделять самое главное и начинать с него. Иногда все-таки стоит отложить на завтра то, что можно сделать сегодня.

Слайд 39

9. Физические упражнения.
Спорт укрепляет Ваш организм делает его более энергичным, выносливым, устойчивым к стрессам. Вы должны приучить себя к активным видам деятельности, неважно будет ли это бег, плавание или просто ходьба. Выберите сами на свое усмотрение.

Слайд 40

Регулирование стресса.
Существует стресс, который приводит к позитивным изменениям. Его называют положительным стрессом. Он включает изменения, необходимые для адаптации, при этом он стимулирует личностный рост и оказывает благотворное воздействие на человека. Экзамен служит примером положительного стресса, так как в этом случае беспокойство за хорошую оценку приводит к тому, что вы больше времени уделяете подготовке. К тому же стресс может быть полезным для организма, мобилизуя иммунную систему на борьбу с заболеваниями. Именно из-за наличия таких положительных стрессов мы говорим только о необходимости регуляции стрессов, а не о полном их исключении. Регулировка стресса необходима для того, чтобы избежать (или хотя бы ослабить) негативные последствия для организма. Чем лучше подготовка к экзамену, тем целее нервная система!

Слайд 41

Стресс и юмор.
Юмор - отличное средство борьбы со стрессом. Он помогает разрядить стрессовую ситуацию и ослабить негативные чувства. Многие исследователи пришли к этому заключению. Например, Мартин и Лефкур обнаружили, что юмор нивелирует негативное влияние стрессовых ситуаций на настроение. Изучив поведение 334 студентов, ходивших вводный курс психологии, Лаботт и Мартин пришли к выводу, что юмор играет роль буфера между стрессовыми событиями и нарушением настроения.

Слайд 42

Философ Фридрих Ницше подтвердил важность юмора своим высказыванием о том, что «только животное, которое страдает больше всех на земле, могло придумать смех». Хотя все мы знаем о целебных свойствах юмора, все же удивительно, что с возрастом мы смеемся все меньше. Четырнадцатилетние подростки смеются каждые четыре минуты, тогда как взрослые смеются лишь 15 минут в день.

Слайд 43

Юмор бывает разный. Он может выражаться посредством удивления, преувеличения, абсурда, игры слов (каламбур, двойной смысл) или быть черным юмором. Влияние юмора на здоровье изучалось много лет.

Слайд 44

Подводя итог этим исследованиям, Робинсон выдвигает следующее положение: «Было найдено много подтверждений тому, что юмор оказывает терапевтическое влияние на эмоциональное состояние, способствует адаптации и приспособлению, помогает разрядить напряжение и освободиться от него, служит хорошей защитой от депрессии, является свидетельством эмоциональной зрелости и способом выживания... В общем, очевидно, что юмор полезен».

Тема: «Стресс и его влияние на человека»

  • Живя, умей все пережить, печаль, и радость,
  • и тревогу.
  • Ф.И.Тютчев
  • Селье считал, что составная часть нашей жизни - это стресс, но это не только зло, но и благо. Без стресса человек обречен на бесцветное прозябание.
Что такое стресс?
  • Стресс - это процесс внутренних изменений в системах организма в ответ на любое сильное или продолжительное воздействие окружающей среды.
  • Стресс - это древнее приобретение эволюции: в состояние стресса способны впадать все без исключения живые организмы: от одноклеточных растений и животных до млекопитающих.
Концепция стресса Ганса Селье
  • Впервые слово «стресс» употребил в 1936 году канадский ученый Ганс Селье.
  • В переводе с английского оно означает «напряжение», ответ организма на любое предъявленное ему требование.
  • По определению Селье, стресс представляет собой неспецифические реакции организма на различные воздействия.
  • Факторы, являющиеся причиной стресса, называются стрессорам(страх, боль, физическое или психическое перенапряжение).
Причины возникновения стресса Фазы стресса
  • Состояние тревоги- организм оценивает характер воздействия, возникает ощущение трудности.
  • Повышенная сопротивляемость- мобилизуются все защитные силы организма.
  • Фаза истощения- человек ощущает, что силы на исходе.
Влияние стресса на организм человека
      • Стресс представляет собой ответную реакцию человеческого организма на негативные эмоции, перенапряжение или даже на монотонную суету. Породить его могут конфликтные ситуации дома, на работе, развод, смерть родственника, тяжелая болезнь, тюремное заключение и многое другое. Еще в XX веке стресс прозвали «эпидемией столетия». Несмотря на то, что человечество вступило в XXI столетие, конца данной эпидемии не видно. Более того, психологические нагрузки на человека стремительно возрастают, а сам стресс заметно «молодеет».
Стресс и здоровье человека Определение типа нервной системы
  • 0-25: эта сумма может вас не беспокоить. Однако все-таки обратите внимание на сигналы вашего организма, постарайтесь устранить слабые места.
  • 26-45: поводов для беспокойства нет и в этой ситуации. Одна-" ко не игнорируйте предупреждающих сигналов. Подумайте, что вы можете сделать для вашего организма.
  • 46-60: ваша нервная система ослаблена. Для здоровья необхо-дима перемена образа жизни. Проанализируйте вопросы и ваши ответы на них. Так вы найдете направление необходимых пере-мен.
  • Более 60: ваши нервы сильно истощены. Необходимы сроч-ные меры. Обязательно обратитесь к врачу.
Общие принципы борьбы со стрессом. Соедини стрелочками «Фазы стресса» Спасибо за внимание!

Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте всё, что видите. Детально рассмотрите небо, называя про себя всё, что видите. Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырёх минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь чётко представить его с закрытыми глазами. Если есть возможность выпить воды, воспользуйтесь ею - пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течёт по вашему горлу. Ещё раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно, через нос; сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем так же медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом выдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. В качестве первой помощи этого вполне достаточно. В день, когда вы попадаете в острую стрессовую ситуацию, не принимайте никаких решений. Попробуйте заняться каким-либо простым видом деятельности. Не повредят умеренные занятия спортом или прогулка - словом любая деятельность, требующая физической активности и сосредоточения, но, опять же, не переусердствуйте.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема 5.1. Стресс и дистресс

Понятие стресса Введенно Гансом Селье в 1936 г. для обозначения состояний психического напряжения, обусловленных выполнением деятельности в особенно сложных условиях и возникающих в ответ на экстремальные воздействия - стрессоры. Первоначально оно обозначало неспецифическую реакцию организма в ответ на любое неблагоприятное воздействие, позднее стало использоваться для описания состояний индивида в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях.

"Главный источник дистресса - в неудовлетворенности жизнью, неуважении к своим занятиям"; человек непременно должен израсходовать запас адаптационной энергии, чтобы "удовлетворить врожденную потребность в самовыражении, совершить то, что он считает своим предназначением, исполнить миссию, для которой, как ему кажется, он рожден".

"Следует по крайней мере "быть на дружеской ноге" со своей работой, а в идеальном случае желательно найти себе "игровую профессию", как можно более приятную, полезную и созидательную. Это будет наилучшей отдушиной, предохранительным клапаном - для самовыражения, а также для предотвращения неразумных вспышек насилия или бегства в воображаемую жизнь с помощью наркотиков". "Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за бессмыслиц" .

Понятие стресса Поэтому оптимизация любого вида деятельности должна включать комплекс мер, предупреждающих причины появления стресса. В зависимости от выраженности стресс может оказывать и положительное, мобилизующее, и отрицательное влияние на деятельность - дистресс, вплоть до полной дезорганизации.

Понятие стресса СТРЕССОР - разнообразные экстремальные воздействия, приводящие к развитию нежелательного функционального состояния - стресса. Различаются: 1) стрессоры физиологические - чрезмерная физическая нагрузка, высокая и низкая температура, болевые стимулы, затруднение дыхания, и пр.; 2) стрессоры психологические - факторы, действующие сигнальным значением: угрозой, опасностью, обидой, информационной перегрузкой, и пр.

Понятие стресса Отдельные люди с высоким уровнем притязаний могут сами ввергать себя в стресс, ставя перед собой чрезмерно высокие цели. Исследователи классифицируют людей на А -тип и В -тип, при этом для людей А -типа характерно стремление прилагать усилия и фокусироваться на все больших и больших достижениях. Такие люди характеризуются более высокой степенью риска сердечно-сосудистых заболеваний, включая ранний инфаркт, по сравнению с подвергающими себя меньшему напряжению людьми B -типа.

Стадия тревоги На стадии тревоги активизируются все физиологические реакции, связанные с максимизацией энергообразования, включая выделение адреналина корой надпочечников и гормона АКТГ гипофизом, что приводит к повышению уровня глюкозы в крови. Повышается также частота дыхания и сердечных сокращений.

Стадия сопротивления Если стресс продолжается, организм выглядит нормальным. Частота дыхания и сердечный ритм возвращаются к своим предстрессовым уровням. Однако повышенный уровень АКТГ сохраняется, поддерживая концентрацию глюкозы в крови на высоком, отрицательном, с точки зрения здоровья, уровне, увеличивающем уязвимость организма к инфекциям.

Стадия истощения Если стресс продолжается и дальше, наступает стадия, на которой начинают нарушаться соматические процессы. Железы не могут бесконечно поддерживать повышенный уровень секреции; запасы сырья, необходимого для выработки энергии, заканчиваются, и происходит истощение организма. Вслед за этим может наступить стадия смерти.

Профессиональные дистрессы Информационный Эмоциональный Коммуникативный

Информационный дистресс Информационный дистресс возникает в условиях жесткого лимита времени и усугубляется в условиях высокой ответственности задания. Часто он сопровождается неопределенностью ситуации, недостоверной информацией и быстрой переменой информационных параметров.

Эмоциональный дистресс Эмоциональный дистресс возникает при реальной или предполагаемой опасности (чувство вины за невыполненную работу, отношения с коллегами и др.). Нередко разрушаются глубинные установки и ценности работника, связанные с его профессией.

Комуникативный дистресс Коммуникативный дистресс связан с реальными проблемами делового общения. Он проявляется в повышенной конфликтности, в неспособности контролировать себя, в неумении тактично отказать в чем-либо, в незнании средств защиты от манипулятивного воздействия и т.п.

Техники саморегуляции в условиях коммуникативного стресса: наблюдать за самим собой; искать способы "остановки" самого себя (типа "взять перерыв", "сделать паузу в общении"); перевести свою энергию в другую форму деятельности (отвлечься); заняться тем, что помогает снять напряжение.

Стрессовые сценарии в зависимости от частоты и силы проявления: кто-то "стрессует" каждый день, но в небольших дозах; другие - несколько раз в год, но чрезвычайно сильно; в зависимости от направленности стрессовой агрессии: на самого себя; на коллег и начальников; в зависимости от механизмов запуска стрессовых реакций: чаще стрессовый сценарий запускается почти автоматически; но возможно и длительное "вызревание" стресса с последующим достаточно быстрым его "раскручиванием".

Основные варианты защиты от манипулирования: укрепление своей жизненной позиции; укрепление уверенности в себе (каждый может ошибаться, менять свои ценности, имеет право на "отказ"); владение техниками общения. Стресс нередко возникает по причине несовпадения темпов общения. При этом важно либо подстроиться к темпу общения собеседника, либо объяснить ему недопустимость его темпа в общении с вами, либо перейти к компромиссному варианту общения.

рефлексологический метод (токи, иглоукалывания, лазерные технологии); воздействие через музыку (цветомузыку); регуляция поведения психофармакологическими средствами; методы постгипнотического, аутогипнотического внушения и метод моделирования особых суггестивных состояний человека; различные релаксационные упражнения; тренировка социальных навыков; тренировка навыков решения проблем. Основные методы регуляции психическими состояниями:

Спасибо за внимание!