Реформа городского самоуправления. Реформы Александра II Городские думы и управы

Введение

1. Предпосылки реформирования местного самоуправления.

2. Реформа городского управления 1870 года.

3. Значение городской реформы для политической жизни страны.

Список использованной литературы


Введение

Российская империя встретила вторую половину ХIХ века великой мировой державой, чей авторитет был подорван Крымской войной и процветанием крепостнической системы, а также явным отставанием от передовых капиталистических государств в экономической и социально-политической сферах. На тот момент Россия была единственным государством в Европе, где все еще существовало рабовладение. Кроме того, обострилось освободительное движение в России.

Особенности российской цивилизации и потребности времени требовали невиданного ранее переворота и модернизации всех сторон российского общества. Одновременно с этим не менее важной задачей было сохранения самодержавия и господствующего положения дворянства. Зарождение капиталистических отношений в дореформенной России вступило в противоречие с феодально-крепостническим строем.

Это было весьма закономерно и император Александр II стал организатором великих реформ, главной из которых стала отмена крепостного права. Русское самодержавие должно было встать на путь проведения неотложных социальных, экономических и политических реформ, чтобы предотвратить революционных взрыв в стране, укрепить социальную и экономическую базу абсолютизма .

Отмена крепостного права создала предпосылки для индустриальной модернизации России. Государство стало переходить от феодальных производственных отношений к буржуазным, а общество вступило на путь капитализма. Кроме того, крепостная реформа вызвала необходимость проведения других, немаловажных буржуазных реформ, а именно: суда, самоуправления, образования и печати, а также военной реформы. Они преследовали цель приспособить самодержавный строй России к потребностям капиталистического развития, сохранив его классовую, дворянско-помещичью сущность.

Однако разработка этих реформ началась в обстановке революционного обострения 60-х годов 19 века, что существенно затянуло их подготовку и внедрение на полтора десятилетия. Полноценно реализовать их удалось только тогда, когда революционное волнение было частично подавленно и самодержавие преодолело политический кризис.

Буржуазно-либеральным реформам Александра II характерны такие черты как незавершенность, непоследовательность, узость. И, к сожалению, не все, что закладывалось в первоначальные проекты, было в дальнейшем реализовано в соответствующих законах.

Как следствие реформ произошла модернизация и трансформация русского общества, в котором обозначились необратимые перемены, создалось более новое, сложнее организованное общество, что заложило фундамент русской политической культуры новейшего времени.


1. Предпосылки реформирования политической жизни России

После окончания Крымской войны стали очевидными многие внутренние недостатки российского государственного правления. Возросло народное недовольство, стало понятно, что так дальше продолжаться не может, наступил период революционности в России.

Низшие слои общества, а проще говоря, крестьянство и рабочие, подстрекаемые прогрессивной интеллигенцией, стали активнее и более организованнее подниматься на борьбу за свои права. Крестьянство боролось за полное уничтожение крепостничества, за свое законное право на волю и землю.

Крымская война «обманула» крестьян. Многие из них восприняли призыв правительства вступить в ополчение как шанс после окончания войны получить долгожданную волю за службу. В некоторых губерниях крестьяне сбегали от своих помещиков в города, в надежде вступить в ополчение.

Движение за освобождение значительно усилилось к 60-м годам XIX века, и хотя оно было стихийным и раздробленным, все же становилось очевидным что «верхи» управлять «низами» по-старому больше не могут. Не смотря на то, что большинство помещиков было против освобождения крестьян, для них это означало конец господства дворянства, все же наиболее дальновидные представители этого класса осознавали необходимость реформ. Освобождение крестьян, по их мнению, должно было состояться таким образом, чтобы наименее пострадали сами помещики, а крепостной за себя должен был выплатить значительный выкуп. Так что после освобождения, крестьяне все равно оставались в полной зависимости от помещика. Безусловно, подобное освобождение вызвало недовольство даже среди консерваторов. История и экономическое развитие требовали однозначной отмены крепостного права.

Отмена крепостного права вызвала цепную реакцию реформирования. Административная деятельность давно требовала реформы управления, законности и порядка. Не смотря на то, что государственный строй не изменился, и верховная власть все также оставалась абсолютной, правительство все-таки было вынуждено пойти на административные реформы. Раскрепощение повлекло за собой проведение целого ряда иных реформ социального, экономического, а главное политического характера, для того чтобы приспособить органы управления к новым историческим условиям, к капиталистическому развитию .

Так как, царизм даже мысли не допускал о каком-либо малом ограничении своей верховной власти и введении конституции в России, он был вынужден «либеральничать» с дворянством и буржуазией, то есть пойти на некую уступку в делах местного управления. Данная уступка была продиктована крайне мало организованным состоянием местного управления, полной не способностью бюрократии старой закалки вникнуть в новые очень сложные задачи, которые поставила реформа 1861 года.

И так, в 1864 году были созданы земства – выборные органы власти в пределах одной губернии. Эти органы не имели политической власти, а занимались исключительно вопросами хозяйства и культуры. В их ведении было строительство дорог, здравоохранением, образование и тому подобное. По закону земства были выборными органами, куда входили все слои общества: дворянство, буржуазия, крестьяне. Однако господствующее положение в них все-таки занимали помещики. Таким образом, правительство частично вознаградило дворян за потерю ими феодального владения .

Следующей в цепочке была реформа суда. До этого суды были сословными, то есть каждое сословие имело свой собственный суд, и не гласными, заседания проводились при закрытых дверях и подсудимые не имели защитников. Такой суд был полностью зависим от администрации. Злоупотребления в суде существенно подрывали авторитет верховной власти. В обществе росло недовольство к суду, что и привело к судебной реформе в 1864 году. Суд был отделен от администрации, стал единым для всех сословий, гласным. Был введен состязательный процесс: обвинение против защиты.

Досадное поражение в Крымской войне показало, что армия тоже требует реформ. Отмена крепостного права создала условия для формирования более многочисленной армии. Новая военная техника, передовые стратегии и тактики ведения боя, рост численности армий других государств и не простая международная обстановка принудила царское правительство пересмотреть свое отношение к комплектованию армии. Было отменено рекрутство на 25 лет, которое очень «старило» армию. А вместо него в 1874 году была введена всеобщая военная повинность для мужчин, достигших 21 года. И все же, наряду с переменами в армии многое осталось прежним: офицерский состав остался дворянским, муштра и бесправие солдат .

В пореформенной России очень быстро наметился процесс развития городов. Архаичность системы городского управления, стало очевидным сразу же после ликвидации крепостного права .

Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественной жизни страны и превращении России в буржуазную монархию.

2. Реформа городского управления

Весной 1862 года началась работа по разработке проекта городской реформы. В губернских и уездных городах создались 509 комиссий, основной задачей которых было составление предложений по реорганизации городского управления. Естественно, что большинство комиссий высказалось в пользу того, чтобы избирательные права были доступны всем слоям городского населения. Однако так называемый принцип «всесословности» не устраивал правительство, что существенно затягивало процесс рассмотрения проекта городового положения.

Министерство внутренних дел под руководством П.А. Валуева составило сводку материалов собранных комиссиями, и на ее основании в 1864 году выработало «Городовое положение». В марте 1866 года этот проект был вынесен на обсуждение Государственного совета, где благополучно пролежал «без движения» еще 2 года. Подготовка городской реформы проходила в условиях усиления реакционного курса самодержавия. Когда затягивать и откладывать проведение реформы стало более не возможным, решено было таки принять принцип «всесословности», и Александр II 16 июня 1870 года утвердил измененный проект «Городового положения», которое стало законом . Это стало началом второй значимой реформы местного самоуправления.

2.1 Учреждения городского общественно управления

Компетенция городского управления была тесно ограничена рамками хозяйственных вопросов, что было оговорено в статье 2 «Городового положения» . А именно было определено, что к предметам городского управления принадлежат:

Дела по внешнему благоустройству города;

Заведование устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, садов, парков, водопроводов, каналов, сточных труб, прудов, мостов и так далее;

Дела касательные благосостояния городского населения;

В 1870 г. по примеру земской была проведена городская реформа. Она вводила всесословные органы самоуправления -- городские думы, избираемые на четыре года. Гласные дум избирали на тот же срок постоянно действующие исполнительные органы -- городские управы, а также городского голову, который являлся руководителем как думы, так и управы.

Избирался городской глава, который возглавлял городскую думу и управу, координируя их деятельность. Право избирать и быть избранными имели только те жители, которые обладали имущественным цензом, т. е. банкиры, владельцы домов, торгово-промышленных заведений. Основная масса населения была отстранена от участия в городском самоуправлении. Губернатор и министр внутренних дел могли наложить запрет на любое решение думы. В общественном движении городские думы участвовали слабо, так как купечество и фабриканты мало интересовались политикой.

«Городская управа состоит под председательством городского головы, из членов избираемых думою, и число их не должно быть менее двух. Впрочем, небольшим городам дозволяется исполнительную власть вручать одному городскому голове (ст.70 и 71). При этом мы можем выразить мысль, что последнее правило могло бы иметь более широкое применение, если бы городской голова был поставлен в другие условия, если бы ответственность его перед обществом была действительною, а не прозрачною».

Городские думы и управы ведали в основном хозяйственными вопросами.

Правом выбора в новые органы управления пользовались мужчины, достигшие возраста 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии. Первую составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносящие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всех остальных налогоплательщиков. При этом каждая из них избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней крупных собственников.

Городские органы самоуправления появились в 1870 г. сначала в 509 русских городах. В 1874 г. реформа была введена в городах Закавказья, в 1875 г. -- Литвы, Белоруссии и Правобережной Украины, в 1877 г. -- в Прибалтике. Она не распространялась на города Средней Азии, Польши и Финляндии.

Одним из минусов городской реформы было то, что мелкие города испытывали трудности, так как по закону большая часть денежных средств уходила на содержание правительственных учреждений.

Лучшей стороной реформы 1870 г. было предоставление городскому общественному управлению сравнительно широкой самостоятельности в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). Огромное же большинство дел, в том числе и годовые сметы, решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор лишь за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия. В состав губернского по городским делам присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда. А.А.Головачев замечал по этому поводу: «У нас считается необходимым все вопросы, возникающие в административной практике, разрешать также административным порядком... У нас забывают, что вопросы, возникающие в административной практике, т.е. вопросы о так называемых пререканиях о пределах власти и законности административных распоряжений суть также вопросы о праве и, как таковые, подлежат разрешению судебных мест. ... Нет никакой необходимости учреждать особое присутствие, т.к. все вопросы, в случае замеченной незаконности действий Городского Управления или жалоб и пререканий, могли бы рассматриваться судом в общем порядке, законами установленном».

При всей ограниченности городская реформа раскрепостила российское общество, как и земская, способствовала приобщению широких слоев населения к решению вопросов управления. Реформа послужила значительным толчком для развития региональной экономики. Города теперь могли более эффективно вкладывать средства и своевременно реагировать на нужды граждан. Это служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

  • ЛДПР (1)
  • История Московской городской думы восходит к Грамоте на права и выгоды городам , изданной императрицей Екатериной II в 1785 году. В соответствии с положениями Грамоты были учреждены Общая и Шестигласная думы. В 1799 году их деятельность была прекращена указом Павла I , затем возобновлена Александром I , который восстановил действие екатерининского городового положения. Во 2-й половине XIX века и начале XX века порядок выборов и деятельности городской думы определялся Положением об общественном управлении города Москвы 1862 года и Городовым положением Александра III . После Февральской революции летом 1917 года выборы состоялись в соответствии с постановлением Временного правительства. С приходом к власти большевиков 5 (18) ноября 1917 года городская дума была распущена, управление городским хозяйством перешло Совету районных дум, затем в марте 1918 года - Президиуму .

    Современная история Мосгордумы началась с выборов I созыва 12 декабря 1993 года. В течение последовавших 6 созывов порядок голосования, круг обязанностей и срок полномочий думы неоднократно менялся: с 1993 по 2001 год выборы проводились по одномандатным округам ; в 2005 году 20 депутатов были избраны по партийным спискам, 15 - по одномандатным округам; в 2009 году 18 депутатов были избраны по партийным спискам, 17 - по одномандатным округам. В соответствии с изменениями избирательного кодекса от 2012 года число депутатов было увеличено до 45 человек, от голосования по партийным спискам отказались в пользу выборов по одномандатным округам. 14 сентября 2014 года состоялись выборы в Мосгордуму VI созыва сроком на 5 лет, в которой на постоянной основе работают Председатель, его заместители и некоторые главы комитетов, а остальные депутаты собираются на однодневные заседания несколько раз в месяц .

    История

    Российская империя

    Общая и шестигласная думы по Жалованной грамоте городам 1785 года

    Первая попытка устройства городского общественного управления в Москве принадлежит Петру I . Среди его нововведений было учреждение в городе ратуши и магистрата , призванных упорядочить сбор налогов. Однако многие идеи остались на бумаге, а в рамках областной реформы 1708 года московская ратуша была реорганизована в управу. Основополагающие принципы городского управления были заложены спустя более полувека Грамотой на права и выгоды городам Российской империи (также называемой «Жалованной грамотой городам»), изданной Екатериной II 21 апреля 1785 года. Грамота состояла из манифеста и 16 разделов, содержащих 178 статей, которые утверждали правовой статус «городских обывателей » (горожан), всесословность органов власти, ведающих делами всего городского населения, и порядок их создания. В установленную систему самоуправления вошли Общая городская дума (законодательный орган власти), Шестигласная дума (исполнительно-распорядительный орган власти) и Градское общество .

    К общественному управлению были допущены все горожане, входящие в один из 6 разделов городовой обывательской книги (праобраза списка избирателей). В первый раздел вносились записи о «настоящих городских обывателях» (владельцев домов и иной недвижимости в городе), второй раздел включал членов купеческих гильдий , третий - цеховых ремесленников , четвёртый - приписанных к городу иногородних или иностранных гостей (купцов), в пятый раздел входили именитые граждане (учёные, художники, музыканты, чиновники городской администрации, капиталисты и банкиры с капиталом более 50 тыс. рублей), в шестой - посадские люди . Внутри каждого разряда-курии горожане избирали гласных Общей городской думы сроком на 3 года. Независимо от числа гласных каждый разряд имел 1 голос в Думе. Гласные Общей городской думы избирали по 1 представителю каждого разряда в Шестигласную думу. Особняком стояло собиравшееся 3 раза в год Градское общество, для голосования в котором был предусмотрен возрастной (не моложе 25 лет) и имущественный ценз (не менее 50 рублей годового налога). Это обеспечивало представительство в Градском обществе обеспеченным горожанам (на практике, не беднее купца 2-й гильдии), которые избирали городского голову , старост и других представителей административно-судебной власти .

    Дума ведала всем, что «потребно, выгодно и полезно» для города: следила за городским хозяйством, сбором налогов, безопасностью и благополучием горожан и благообразием Москвы. Дума была подотчётна генерал-губернатору . К нему Дума обращалась с ходатайствами о пользах и нуждах города; от него исходили предложения, на которые Дума давала «пристойные ответы»; ему она ежегодно отчитывалась о доходах и расходах. Допускались расходы на содержание магистрата и городских служащих, школ и других заведений приказа общественного призрения и прочих городских строений. Дума также могла ходатайствовать о любых полезных для города затратах. Московская Общая городская дума была торжественно открыта 15 января 1786 года в присутствии гражданского губернатора Петра Васильевича Лопухина , городского головы Семёна Дмитревича Ситникова и 78 гласных. После присяги и проведения молебна гласные провели первое заседание, на котором избрали членов Шестигласной думы. В состав первой Думы вошли 13 представителей «настоящих городских обывателей», 3 гласных от купеческих гильдий, 15 - от представителей цехов, 28 представителей иногородних купцов и иностранных гостей, 1 именитый гражданин и 15 гласных из числа посадского люда .

    В 1798 году городские думы были упразднены Павлом I . В апреле 1799 года вступил в силу «Устав столичного города Москвы», учредивший на немецкий манер ратгауз для хозяйственного управления города. В него вошли коронные и выборные чиновники во главе с президентом, назначенным императором по представлению Сената . После вступления на престол Александр I восстановил действие Положения 1785 года, однако на практике самостоятельность городской представительной власти значительно сократилась (степени свободы екатерининского периода местное самоуправление смогло добиться только в 1917 году). В первой половине XIX века эффективность местного самоуправления в Российской Империи значительно снизилась из-за высокого имущественного ценза и малых возможностей городских дум, по причине которых участие в местных представительных органах стало непрестижным и непопулярным. Например, санкт-петербургский губернатор Александр Кавелин после ревизии городской думы в 1843 году обнаружил, что члены Шестигласной думы не посещают заседания, а всё городское управление состоит из думского секретаря и канцелярии. Ситуация в петербургской Думе была охарактеризована как «образец медлительности, упущений, запутанностей, беспорядков и злоупотреблений» и стала предпосылкой для разработки Городового положения 1846 года, призванного улучшить систему органов местного управления .

    Общая и распорядительная думы по Городовому положению 1862 года

    В 1859 году в Москве по инициативе губернского дворянского собрания был учреждён комитет для составления предположений об улучшении городского общественного управления под председательством генерал-губернатора Павла Алексеевича Тучкова . В основу законопроекта об общественном управлении, над которым работала комиссия, легло петербургское Городовое положение 1846 года, по которому помимо торгово-промышленного люда в число избирателей включались дворяне, чиновники и разночинцы. В марте 1860 года «Положение об общественном управлении города Москвы » было отправлен в Петербург, где после двухлетних обсуждений, дополнений и изменений 20 марта 1862 года получило силу закона. По новому закону в Москве были учреждены Обшая дума и её исполнительный орган - Распорядительная дума. Как и в Петербурге, право участия в городских выборах получили мужчины старше 21 года, прожившие в Москве не менее 2 лет и владевшие капиталом, приносившим не менее 100 рублей чистого дохода. Отвечавшие условиям ценза женщины вносились в списки избирателей и имели право передать свой голос родственнику-мужчине по доверенности, но самостоятельно участвовать в выборах не могли .

    Закон разделил избирателей на 5 сословных курий, первую из которую составили потомственные дворяне с собственностью в Москве, вторую - личные дворяне, почётные граждане и разночинцы , третью - купцы, четвёртую - мещане , а пятую - цеховые ремесленники. В предоставлении избирательных прав московское Положение пошло дальше петербургского: к выборам были допущены все домовладельцы, отвечавшие условиям ценза, в том числе крестьяне, лица духовного звания , отставные солдаты, иностранцы и представители других слоёв населения, отнесённые ко второй группе (фактически она включала самые разнородные элементы общества и была, по сути, владельческой, а не сословной). Таким образом, около 4 % москвичей (13,2 тысячи из 351,6 тысячи человек) получили право участия в выборах, в 1862 году им воспользовались чуть более 2 тысяч человек (16 % от числа избирателей) .

    Выборы в Москве были двухступенчатыми. Сперва от каждого разряда избирались по 100 выборщиков (в общей сложности, 500 человек). Для их подбора собирались сословные собрания, которые при большом числе избирателей разделялись по территориальным участкам на собрания численностью не более 600 человек. Непосредственно во время чтения списка избирателей происходило выдвижение кандидатов, после чего в несколько приёмов проводилось баллотирование шарами . Участники выборов проходили в зал голосований поочерёдно по алфавиту, проходили в присутствии специально приглашённых студентов или торговых смотрителей вдоль избирательных ящиков с полными именами и званиями кандидатов, получали шар для каждого и опускали его в «избирательное» или «неизбирательное» отделение. Процедура повторялась, пока не исчерпывался весь список кандидатов. Если в течение дня не избирались 100 выборных, процедура повторялась на следующий день с новым списком. После присяги каждое собрание выборщиков избирало из своего числа 35 гласных Общей думы и 2 членов Распорядительной думы, а также сословного старшину и его товарища (заместителя), входивших в состав Общей Думы (таким образом, последняя состояла из 185 человек). Общим собранием всех выборщиков избирался городской голова. Срок полномочий гласных составлял 3 года, членов Распорядительной думы и городского головы - 4 года. Также в Распорядительной думе заседал один человек, назначенный Комитетом министров .

    Заседания московской Общей думы проходили в присутствии многочисленной публики, проявлявшей интерес к её деятельности. Сословные отличия были намеренно исключены: в отличие от Санкт-Петербурга, гласные московской Думы имели равное представление в Распорядительной думе, во время собраний Общей думы заседали в одном зале и пользовались равными правами в принятии решений и выборах городского головы. Равенство подчёркивалось формой обращения: правила предполагали, что при обращении к гласному называлась только его фамилия, даже если он имел титул . Положение 1862 года получило одобрение правительства и общества. С некоторыми изменениями оно было введено в Петербурге, Одессе , Тифлисе . Впоследствии его действие предполагалось распространить на все российские города, но в 1870 году было принято новое Городовое положение, принципиальным образом изменившее принципы формирования органов самоуправления .

    Московская городская дума и управа по Городовому положению 1870 года

    Местное общественное управление претерпело существенные изменения в рамках «великих реформ » Александра II . 16 июля 1870 года вступило в силу новое Городовое положение, которое ввело новую структуру городского управления, отменило деление избирателей по сословному признаку и вывело городскую думу из-под правительственного контроля. По замыслу законотворцев, это должно было привлечь в городские органы местного самоуправления новых, талантливых, заинтересованных людей. Согласно новому Положению структуру городского управления образовывали Городская дума (представительный орган власти, избираемый городским обществом сроком на 4 года), городская управа (исполнительный орган, избираемый Думой на 2 года) и городской голова, который возглавлял работу Думы и управы и назначался на должность губернатором или генерал-губернатором (в Санкт-Петербурге - императором) из 2 предложенных Думой кандидатур .

    Впервые в истории городского самоуправления в России городское общество стало всесословным. Избирательное право получили все обыватели, являющиеся русскими подданными, имеющие возраст от 25 лет и уплачивающие городские налоги и сборы 2 видов: с недвижимой собственности и свидетельств на право торговли и промыслов. Избирательных прав не получили плательщики специальных сборов (владельцы экипажей, лошадей и собак) и плательщики косвенных налогов - квартиронаниматели, чернорабочие и другие категории населения. Все избиратели были внесены в общий список по убывающей величине платежей и разделены на 3 разряда-курии из расчёта, что совокупный объём налогов, уплачиваемый всеми представителями одного разряда, был равен уплачиваемым представителями других разрядов. В московских выборах 1870-х и 1880-х годов участвовало от 3 % до 8 % избирателей. К выборам 1889 года (последним состоявшимся по закону 1870 года) из 24 тысяч избирателей 1 % относился к первой курии, 6 % - ко второй и 93 % - к третьей, причём возглавлявший список избиратель вносил в городскую казну 37757 рублей, а последний в списке налогоплательщик - 9 копеек. Неравные по численности курии выбирали по 60 гласных Городской думы, в кандидаты мог быть выдвинут любой человек, независимо от куриальной принадлежности. Численность управы определялась Думой - как правило, это было 8-11 человек, включая городского голову и его товарища (заместителя) .

    Более либеральная система, вопреки ожиданиям законодателей, имела ряд существенных недостатков. Чтобы стать кандидатом в гласные, требовалось изъявить желание баллотироваться или быть предложенным хотя бы одним избирателем, в результате чего в выборах 1872 года участвовало 1083 кандидата, а в 1889 году - уже 1184. Многочисленность кандидатов существенно затягивала процедуру баллотирования (избирателю требовалось положить в ящики 300-500 шаров): по подсчётам современников, при 100-процентной явке для проведения выборов потребовалось бы около 14 лет. Для ускорения процедуры с 1885 года подсчёт шаров проводился только в одной половине ящика («избирательной» или «неизбирательной»), которая определялась жребием, но и при этих изменениях баллотировка и подсчёт шаров затягивались до глубокой ночи. При недоборе необходимых 180 гласных проводилась повторная баллотировка, при которой победители считались по относительному большинству . Несмотря на громоздкость и трудоёмкость эта процедура проведения выборов сохранялась до 1917 года .

    В результате реформ Александра II городские органы получили относительную независимость от центральной власти. Городская дума получила возможность назначать и отстранять членов управы (за исключением городского головы), не согласовывая кандидатуры с губернатором, а также приобрела самостоятельность во многих делах, включая городской бюджет. На губернаторов была возложена задача по контролю законности действий органов самоуправления, а конфликты между гласными и губернатором разрешал Сенат. По Положению 1870 года в сферу ведения органов местного самоуправления перешли вопросы строительного дела, благоустройства и санитарии, а также содержание больниц и богаделен, начальное образование, надзор за торговлей, ремесленными заведениями, способами уличного передвижения и прочее. Кроме того, Городская дума получила возможность установки сборов с жилого и нежилого недвижимого имущества, документов на право торговли и производства, содержания трактиров, постоялых дворов и съестных лавок, извозного промысла, аукционов и прочих видов деятельности. Также с 1870-х годов специальной комиссией была подсчитана и введена оплата за работу на благо города - 5000 рублей для городского головы, 2500 рублей для городского секретаря и 1500 - для членов управы .

    Городская дума и управа по Городовому положению 1892 года

    20-летний период действия Городового положения 1870 года подтвердил опасения, вызванные его противниками на стадии обсуждения проекта. Московский генерал-губернатор князь Владимир Андреевич Долгоруков предлагал введение имущественного ценза, позволявшего сократить число избирателей за счёт приказчиков и мелких торговцев, которых считал незаинтересованными в городском хозяйстве и делах общественного управления. Критики положения также отмечали недостатки куриальной системы, разделению избирателей «по имуществам» предпочитавшие территориальное деление, которое не провоцировало общественной розни. Эти предложения были реализованы в Городовом положении от 11 июня 1892 года, принятого в годы контрреформ Александра III . Новый закон унаследовал основные черты прошлого городового положения (выборный характер, организацию, задачи и полномочия общественных учреждений), но существенно изменил избирательную систему и усилил административный контроль. Изменения положительно сказались на деятельности дум и управ, но вызвало резкую критику сторонников расширения общественного участия в городском управлении .

    Значительные изменения затронули организационную составляющую избирательных кампаний. На смену имущественным куриям по немецкому образцу пришло избирательное собрание, при многочисленности избирателей подразделявшееся на территориальные участки. В 1893 году Москва была разделена на три избирательных участка: 1-й, включавший Городскую, Тверскую, Сретенскую, Пятницкую, Якиманскую и Серпуховскую полицейские части города; 2-й, включавший Хамовническую, Пречистенскую, Арбатскую, Пресненскую и Сущевскую части; 3-й, в который вошли Яузская, Басманная, Мещанская, Лефортовская и Рогожская части. Накануне выборов 1904 года каждый участок был дополнительно разделён на два, что образовало 6 избирательных участков. Принципами их формирование были объединение сопредельных территорий и приблизительное равенство участков по числу избирателей. С конца 1904 года избиратели каждого участка получили возможность проведения предвыборных собраний для составления и обсуждения списков кандидатов .

    Городовое положение 1892 года заменило налоговый ценз имущественным, в соответствии с которым из числа избирателей исключалась торговая часть населения, не владевшая недвижимостью в черте города. Среди московских торговцев право участия в выборах сохранили только купцы 1-й гильдии (в остальных городах - 1-й и 2-й). Избирательные права получили лица, учреждения, общества, предприятия и товарищества, уплачивающие городской оценочный сбор с недвижимого имущества стоимостью не менее 3000 рублей - 0,9 % от стоимости имущества, то есть не менее 27 рублей. На начало 1890-х годов этим требованиям соответствовало 80 % владений в Москве (8975 из 11053), однако воспользоваться избирательным правом могли только аккуратные налогоплательщики - 5758 человек. Вопреки ожиданиям, новое положение не включило в число избирателей квартиронанимателей. Кроме того, упростилась процедура получения избирательных прав «по уполномочию» обществ, товариществ, кампаний и лиц женского пола - их представители вносились в избирательные списки без прохождения имущественного ценза. В результате изменений число избирателей в Москве сократилось с 23 до 6 тысяч человек и составило менее 1 % населения города, причём избирательные права утратили преимущественно те, кто в выборах не участвовал - переселенцы в Москву из Московской и соседних губерний, занятые в торговле и промыслах. Относительно общей численности москвичей процент участников выборов колебался от 0,15 % в 1893 году до 0,26 % в 1908 .

    По Городовому положению 1892 года Московская дума должна была состоять из 160 гласных, но избранными считались только получившие абсолютное большинство голосов. Полный состав Думы за время действия положения собирался только однажды - в 1916 году. В остальные годы она насчитывала от 120 до 152 гласных. Помимо 8-11 членов управы в состав Думы входили депутат от духовного ведомства и председатель уездной земской управы. Положение также ввело ряд взысканий за неявку на заседания Думы без уважительной причины: замечание, штраф до 70 рублей и временное исключение гласного из Думы. Одновременно с тем, работа в Думе требовала много времени: она проводила до 40 заседаний в год (вместо предусмотренных законом 24), не считая заседаний многочисленных думских комиссий (в 1912 году было 26 постоянных и 13 временных комиссий). Среди московских гласных того времени были не только политики и общественные деятели, но и учёные, архитекторы, инженеры, врачи, учителя и предприниматели - нередко далёкие от политики люди. Например, в Московскую городскую думу 1912 года были избраны 11 профессоров и докторов наук, 13 инженеров, 3 мировых судьи и 1 учитель рисования. Гласными московской думы, в частности, работали Владимир Пржевальский , брат знаменитого натуралиста Николая Пржевальского и видный юрист Фёдор Плевако . С ростом числа задач городского самоуправления и усложнением вручённого ему городского хозяйства Городская дума получила право привлекать к работе широкий круг специалистов и формировать исполнительные комиссии по дозволению губернатора. К началу 1900-х годов при Городской управе работали несколько комиссий и около 1000 служащих .

    Новое законодательство обеспечивало большинство в Московской думе крупной буржуазии, но ставило городское самоуправление под жёсткий административный контроль и опеку. Все значимые решения городской Думы, включая вопросы финансов, городского имущества и градостроительства, подлежали утверждению губернатором или министром внутренних дел. Городской голова назначался по представлению министра внутренних дел из 2 предложенных Думой кандидатов, министр также утверждал товарища городского головы, назначение остальных членов управы подтверждал губернатор. Члены Городской управы считались государственными служащими без присвоения чина, положение которых соответствовало VII классу Табели о рангах (надворному советнику или подполковнику), городской голова состоял в IV классе (действительный статский советник). Городскими головами в конце XIX - начале XX века работали предприниматель Николай Алексеев , юрист-государствовед Борис Чичерин , благотворитель Константин Рукавишников , князь Владимир Голицын , банкир Николай Гучков

    Городская дума по Постановлению Временного правительства 1917 года

    Значительные изменения в городском самоуправлении произошли после Февральской революции. 15 апреля 1917 года Временное правительство издало постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях», предписавшее городским думам, не дожидаясь срока завершения полномочий, приступить к подготовке новых выборов .

    По постановлению избирательное право получали все горожане старше 20 лет, отменялись национальный, половой, имущественный ценз и ценз оседлости, к выборам были допущены состоявшие на военной службе. Ограничения коснулись только сумасшедших, глухонемых, монашествующих и содержащихся в домах терпимости, временно, на 1-3 года лишались избирательный прав отбывшие срок наказания заключённые. Эти изменения увеличили число избирателей в Москве в 130 раз - до 1,2 миллиона человек. Изменился и порядок подготовки и проведения выборов. Возможность стать гласными получили все жители города и иноземцы, но выдвигать кандидатов могли только группы избирателей численностью не менее половины числа избираемых гласных, а число кандидатов в предложенных списках не могло превышать число гласных. Число гласных в Думе 1917 года составило 200 человек. Каждый избиратель имел 1 голос и мог его отдать за список кандидатов, номер которого указывал в избирательной записке - бюллетене. Эта реформа стала существенным скачком в политическом развитии России, которая опередила многие западные страны. Всеобщее избирательное право, на тот момент, было принято в Англии, Франции, Швейцарии, Бельгии, Норвегии, Испании, Португалии, Болгарии, США и Австрии, но избирательные системы этих стран зачастую ограничивали непосредственное участие в выборах, а право голоса приобреталось гражданином, в среднем, в 23-25 лет. Постановление Временного правительства от 9 июня 1917 года регламентировало права и обязанности гласных и значительно расширило полномочия новых органов управления, сократив административный надзор за ними .

    На выборах в июне 1917 года участвовало 646,6 тысяч человек - 60 % или 1,2 миллиона избирателей. Наибольшее число (около 58 %) голосов получила партия социалистов-революционеров. Всего в новую думу вошло 200 гласных: 117 эсеров, 33 кадета, 24 меньшевика, 23 большевика и 3 гласных из Народно-социалистической партии. В Думе 1917 года были широко представлены инородческие группы населения, значительную часть которых составили евреи, также были избраны 12 женщин, в том числе Инесса Арманд и Екатерина Пешкова . С полным обновлением состава Думы, в неё вошли партийные политики без опыта решения хозяйственных вопросов, представительный орган утратил преемственность и превратился в политическую трибуну для партийных ораторов. Впервые за свою историю дума отказалась от принципа безвозмездности общественной работы и стала выплачивать гласным по 5 рублей за участие в заседаниях и по 5-10 рублей за работу в комиссии. Также закон 1917 года разрешил городским думам крупных городов (свыше 150 тысяч жителей) создавать сеть участковых дум и управ для решения местных хозяйственных задач. В Москве участковые думы возникли стихийно, ещё до выборов в Городскую думу работало 44 районные думы, 33 из которых имели собственные исполнительные органы - районные управы. На выборах в районные думы в сентябре 1917 года политические пристрастия избирателей значительно изменились: 51,5 % получили большевики, 26,3 % - кадеты, 14 % - эсеры, таким образом, 359 из 710 районных гласных являлись большевиками. На общем собрании районных гласных был избран Совет районных дум, сформировавший из своего состава Бюро районных дум .

    25 октября 1917 года Московская городская дума образовала Комитет общественной безопасности, который возглавили городской голова, эсер Вадим Викторович Руднев и полковник Константин Иванович Рябцев . Комитет попытался организовать вооружённый отпор активистам большевистской партии и радикальному крылу эсеров, однако попытки не увенчались успехом. 5 (18) ноября 1917 года Городская дума была распущена, а спустя 3 дня общее собрание районных дум признала советскую власть. Управление городским хозяйством перешло Совету районных дум, затем в марте 1918 года - Президиуму Московского совета рабочих и солдатских депутатов .

    Российская Федерация

    Современный период существования Московской городской думы начался с Указа Президента РФ № 1738 от 24 октября 1993 года «О поддержке мер Правительства Москвы и Московского областного Совета народных депутатов по реформе органов государственной власти и органов местного самоуправления в г. Москве и Московской области», в соответствии с которым было введено Временное положение от системе органов государственной власти Москвы, определившее порядок работы Думы. Распоряжением мэра Москвы № 710-РМ от 8 декабря 1993 года «Об обеспечении деятельности Московской городской Думы в соответствии с законодательством Российской Федерации» Думе был рекомендован временный Регламент. В январе 1994 года Мосгордума приняла постоянный Регламент, определяющий правила и процедуры её работы. В июне 1995 года Мосгордума приняла Устав города Москвы , провозгласивший источником власти жителей города, обладающих избирательным правом и осуществляющих свою власть непосредственно, через органы государственной власти и органы местного самоуправления Москвы. Устав закрепил принципы организации органов местного самоуправления, разграничил сферы полномочий и ответственности органов представительной и исполнительной власти, определил принцип территориального устройства Москвы. Новую редакцию устава Мосгордума утвердила 13 июля 2001 года в связи с принятием федерального закона № 184-ФЗ от 6 октября 1999 года «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и других федеральных законов, регулирующих организацию деятельности властей субъектов РФ. Новые версии Регламента были приняты 11 февраля 1998 года, 19 июня 2002 года, 16 ноября 2005 года .

    I созыв

    Выборы в Московскую городскую думу I созыва прошли 12 декабря 1993 года. Выборы проходили по 35 одномандатным округам, в избирательные бюллетени были включены 162 кандидата. В голосовании приняли участие 3 миллиона 503 тысячи москвичей, явка составила 51 %. Московская городская дума I созыва была избрана в условиях отсутствия законодательства города Москвы как субъекта РФ, и её деятельность была сосредоточена на принятии основных законов в сфере социального и экономического развития Москвы. Срок депутатских полномочий был определён в 4 года . Фракционный состав Думы выглядел следующим образом. Фракция "Выбор России" в 1994 - 1995 гг. имела в составе 19 депутатов, в 1995 - 1997 гг. - 12 депутатов. Фракция "Партии российского единства и согласия" (ПРЕС) состояла из 2 депутатов. Фракция "Российского движения демократических реформ" (РДДР) состояла из 2 депутатов. Фракция "Московский гражданский союз" состояла из 2 депутатов. Фракция движения "Наш дом - Россия", созданная после раскола "Выбора России" в 1995 году, состояла из 7 депутатов. Движение "Трудовая Россия" с 1995 года было представлено в 1 депутатом. Независимые депутаты имели 9 мандатов.

    Структура Мосгордумы была утверждена постановлением № 14 от 25 февраля 1994 года и включала 7 комиссий:

    • по экономической реформе и собственности;
    • по административно-территориальному устройству, самоуправлению и развитию Москвы;
    • по социальной политике;
    • бюджетно-финансовая;
    • по законности, правопорядку и борьбе с преступностью;
    • по правилам и процедурам;
    • по организации работы Думы;

    Постановлением № 38 от 4 июля 1997 года состав Мосгордумы был дополнен комиссией по награждению Почётной грамотой Московской городской думы и Почётным дипломом Московской городской думы, которыми отмечались заслуги горожан и организаций Москвы перед городским сообществом. Для осуществления контроля за исполнением городского бюджета Мосгордума в 1994 году создала подотчётную ей Контрольно-счётную палату, которая на следующий год стала организационно и функционально независимой .

    II созыв

    Выборы в Московскую городскую думу II созыва состоялись 14 декабря 1997 года. Выборы проходили по 35 одномандатным округам, в избирательные бюллетени были включены 357 кандидатов. В голосовании приняли участие 2 миллиона 125 тысяч горожан - 31 % от общего числа избирателей. В состав Думы II созыва вошли 17 депутатов Думы I созыва. В Думе действовали две фракции: "Демократический выбор России - объединенные демократы" (ДВР-ОД)/с 1999 г. - "Союз правых сил" из 9 депутатов и "Наш дом - Россия" из 3 депутатов. Также представительство в Думе имело движение "Яблоко" - 4 депутата, и "Блок За справедливость" - 1 депутат. 18 депутатов предпочли иметь непартийный статус. Особенностью структуры Мосгордумы II созыва стало формирование проблемных (постоянных) и специальных (постоянных и временных) комиссий. Проблемные комиссии создавались на весь срок полномочий депутатов очередного созыва, а специальные - для оперативного решения отдельных задач. Структура Думы II созыва была утверждена постановлением № 4 от 14 января 1998 года в составе 9 проблемных и 2 специальных комиссий, соответственно постановлению № 95 от 29 сентября 1999 года была образована ещё одна проблемная комиссия для решения насущных вопросов городского хозяйства.

    • по экономической политике;
    • по организации власти и развитию самоуправления;
    • по социальной политике;
    • бюджетно-финансовая
    • по законности и безопасности;
    • по предпринимательству;
    • по жилищной политике и коммунальной реформе;
    • по экологической политике;
    • по организации работы Думы;
    • по нормативной базе городской инфраструктуры.

    III созыв

    Выборы в Московскую городскую думу III созыва состоялись 16 декабря 2001 года. Выборы проходили по 35 одномандатным округам, в избирательные бюллетени были включены 158 кандидатов в депутаты. В голосовании приняли участие 2 миллиона 95 тысяч избирателей - 30 % от общего числа. В Думу III созыва были избраны 9 депутатов Думы II созыва и 13 депутатов Думы I созыва. В Думу прошли представители партий «Единство» , «Отечество - Вся Россия» , Союз правых сил , «Яблоко» и независимые кандидаты. В течение срока полномочий Думы III созыва действовали 3 фракции: «Единая Россия» (14 депутатов), КПРФ (4 депутата), «Яблоко» (2 депутата).

    Структура Мосгордумы III созыва была установлена постановлением № 4 от 15 января 2002 года, изменения и дополнения были внесены постановлениями № 37 от 13 февраля 2002 года, № 96 от 3 апреля 2002 года; № 97 от 3 апреля 2002 года; № 121 от 24 апреля 2002 года; № 248 от 9 июля 2003 года; № 38 от 18 февраля 2002 года; № 213 от 14 июля 2004 года; № 263 от 13 октября 2004 года; № 321 от 10 ноября 2004 года № 250 от 28 сентября 2005 года.

    Проблемные (постоянные) комиссии Московской городской думы II созыва:

    • по экономической политике;
    • по государственному строительству и местному самоуправлению;
    • по социальной политике;
    • бюджетно-финансовая;
    • по законодательству;
    • по предпринимательству;
    • по жилищной политике и жилищно-коммунальной реформе;
    • по экологической политике;
    • по организации работы Думы;
    • по городскому хозяйству;
    • по безопасности.

    Специальные (постоянные и временные) комиссии Московской городской думы II созыва:

    • по Регламенту, правилам и процедурам;
    • по награждению почётным знаком «За заслуги в развитии законодательства и парламентаризма», Почётными грамотами Московской городской думы и Почётными дипломами Московской городской думы;
    • по социально-трудовым отношениям и занятости;
    • по этике;
    • по науке и технологиям;
    • по здравоохранению и охране общественного здоровья;
    • по делам ветеранов;
    • по культуре;
    • по образованию;
    • по межпарламентским связям;
    • по кадровым вопросам в рамках компетенции Московской государственной думы.

    Особенностью структуры Думы III созыва было увеличение числа комиссий до 11 проблемных и 11 специальных, причём перечень рассматриваемых комиссиями вопросов, их количество и названия менялись в течение всего срока полномочий депутатского корпуса .

    В развитие норм, содержащихся в Уставе города Москвы, Московской городской Думой III созыва были приняты Законы города Москвы «О Правительстве Москвы», «О статусе депутата Московской городской Думы», «О Московской городской избирательной комиссии», «О Контрольно-счетной палате города Москвы». В 2003 году Дума приняла Избирательный кодекс города Москвы, а затем в 2005 году - новый избирательный кодекс, отменивший действие прежнего. В частности, произошёл переход к смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе: 20 депутатов избирались по городскому избирательному округу из числа представителей политических партий, преодолевших барьер в 10 %, а 15 депутатов - по одномандатным округам (на каждого депутата в среднем приходилось около 460 000 избирателей). Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда избирательного объединения, выдвинувшего городской список кандидатов, была увеличена до 100 млн рублей, а кандидата в депутаты Мосгордумы, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, - до 9 миллионов рублей. Также из избирательных бюллетеней была исключена позиция «против всех» [ ] .

    IV созыв

    Выборы в Московскую городскую думу IV созыва прошли 4 декабря 2005 года. В соответствии с новым избирательным кодексом Москвы выборы проходили по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе: 15 депутатов избирались по одномандатным избирательным округам, 20 - по единому городскому избирательному округу от избирательных объединений. Явка составила 35 %: на выборах проголосовали 2 миллиона 417 тысяч человек. В состав Думы IV созыва были избраны 12 депутатов Думы III созыва, 4 депутата II созыва, 6 депутатов I созыва. "Единая Россия" получила на выборах 47,25% голосов и фракцию в 28 депутатов, КПРФ - 16,75% и фракцию в 4 депутата, "Яблоко" - Объединенные демократы - 11,11% и фракцию в 3 депутата. Структура Мосгордумы IV созыва была утверждена постановлением № 4 от 21 декабря 2005 года, изменена и дополнена постановлениями № 39 от 1 февраля 2006 года и № 263 от 27 сентября 2006 года. В составе Мосгордумы IV созыва действовало 18 комиссий, за которыми были закреплены основные направления деятельности:

    V созыв

    Выборы в Мосгордуму V созыва прошли 11 октября 2009 года. В соответствии с требованиями избирательного кодекса Москвы выборы проходили по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) системе: 17 депутатов избирались по одномандатным округам, 18 - по единому городскому избирательному округу. В выборах приняли участие 2 миллиона 555 тысяч горожан - 36 % от общего числа избирателей. В состав Думы вошли 35 депутатов. "Единая Россия" набрала 66, 25% и получила фракцию в 32 депутата, КПРФ - 13,30% и фракцию в 3 депутата. Повторно избрались 6 депутатов, в третий раз - 11, в четвёртый - 3, в пятый раз - 6 человек. Структура Мосгордумы V созыва была утверждена постановлением № 3 от 21 октября 2009 года, изменена и дополнена постановлениями № 51 от 28 марта 2012 года и № 76 от 18 апреля 2012 года.

    В структуре Мосгордумы V созыва работали 19 комиссий:

    VI созыв

    Выборы депутатов Мосгордумы VI созыва прошли 14 сентября 2014 года по 45 избирательным округам. Увеличились число депутатов и срок их полномочий - с 35 до 45 человек, с 4 до 5 лет. В отличие от выборов IV и V созывов, была применена мажоритарная избирательная система. Изменился порядок работы Думы: председатель, 2 его заместителя и 15 руководителей комиссий работали на постоянной основе, остальные 27 депутатов - без прекращения основной деятельности . По итогам выборов в Думе были сформированы четыре фракции: «Единая Россия» - 28 депутатов, КПРФ - 5 депутатов, Родина - 1 депутат, ЛДПР - 1 депутат. Кроме того, независимые депутаты образовали депутатскую группу «Моя Москва» - 10 депутатов.

    Здания Думы

    Романов переулок, 2/6

    Площадь Революции, 2/3

    С расширением полномочий Городской думы в конце XIX века, по инициативе городского

    Российский император Александр II

    Вступив на престол в 1855 г., Александр II получил тяжёлое наследие: ему предстояло разрешить сложные внутренние и внешние вопросы (восточный, крестьянский, польский и др.); финансовое положение России было расстроено неудачной Крымской войной, в результате которой Россия оказалась в международной изоляции.

    Император Александр II начал постепенно проводить необходимые для государства реформы, в том числе городскую.

    Городская реформа

    Она была непосредственным продолжением земской реформы.
    16 июня 1870 г. император издал «Городовое положение», в результате которого в 509 из 1130 существующих в то время городах вводилось выборное самоуправление — городские думы . Число гласных членов думы было значительным: в зависимости от численности избирателей в городе - от 30 до 72 человек. В столичных думах гласных членов было намного больше: в Московской думе - 180, в Петербургской - 252.

    Они избирались на 4 года. Городская дума являлась распорядительным органом. Она избирала свой постоянно действующий исполнительный орган городскую управу . Городская управа состояла из городского головы, который также избирался на 4 года, и нескольких членов.

    Городской голова являлся одновременно председателем городской думы и городской управы. Городские думы контролировали правительственные чиновники.

    Схема городской реформы 1870 года

    Право избирать и быть избранным в городскую думу

    Оно базировалось на буржуазном имущественном цензе.

    Это право имели только те жители, которые обладали имущественным цензом (преимущественно владельцы торгово-промышленных заведений, домов, банков). Гордума состояла из трех избирательных собраний: в первое входили крупные налогоплательщики, вносившие треть городских налогов, во второе – более мелкие, которые уплачивали другую треть налогов, а в третье – все остальные. Разные ведомства, учреждения, компании, общества, церкви, монастыри также пользовались избирательным правом в качестве юридического лица. Принимать участие в голосовании позволялось только мужчинам, достигшим возраста 25 лет. Женщины могли участвовать в выборах только через своих доверенных лиц. Наемные рабочие, в основном не владевшие недвижимой собственностью, представители интеллигенции (инженеры, врачи, преподаватели, чиновники, часто не имевшие собственных домов, а снимавшие квартиры), фактически были лишены избирательного права.

    Очевидна ограниченность данной реформы: основная масса городских жителей была устранена от участия в городском самоуправлении.

    Компетенция городского самоуправления

    Эта компетенция была ограничена решением чисто хозяйственных вопросов: устройство больниц, школ, благоустройство городов, попечение о развитии торговли, городское налогообложение, противопожарные меры, водоснабжение, канализация, уличное освещение, транспорт, озеленение, градостроительные проблемы. Городские думы должны были также принимать меры против нищенства, способствовать распространению народного образования (учреждать школы, музеи и т.д.).

    Значение городской реформы

    Вступление России на путь капитализма ознаменовалось бурным развитием городов, изменением социальной структуры их населения, что привело к возрастанию роли городов как центров экономической, общественно-политической и культурной жизни страны.

    В результате к участию в городском управлении оказались привлеченными и лица духовного звания, и дворяне, владевшие в пределах городской черты недвижимой собственностью, до 1870 г. отстраненные от работы в органах самоуправления, как неподатные сословия.

    Александр II много сделал для России. Он сделал то, за что боялись взяться другие правители: освободил крестьян от крепостного гнета.

    Внутренние реформы Александра II сравнимы по своему масштабу с реформами Петра I. Царь-реформатор совершил действительно грандиозные преобразования без братоубийственной войны.

    В результате отмены крепостного права и городской реформы возродилась торгово-промышленная деятельность, в города потек поток рабочих рук, появились новые возможности для предпринимательства.

    Д. Медведев: "Реформы Александра II продолжаются и сейчас"

    Д. Медведев, выступая в Петербурге в Мариинском дворце по случаю годовщины отмены крепостного права, отметил, что реформы Александра II продолжаются и сейчас: «Александр II получил страну с мощной военно-бюрократической вертикалью власти. За ее помпезностью – а пыль в глаза мы пускать всегда умели – он разглядел неэффективность этих институтов. Он отказался от традиционного уклада и указал путь в будущее. Этот путь оказался долгим и трудным. И он еще не завершен и поныне. По сути, мы продолжаем тот курс, который был проложен полтора века назад».

    (реформа городского самоуправления 1870 г.) - комплекс мер, призванный дать городскому населению право на самостоятельное управление территориями города и своим хозяйством. Реформа была одной из основных в списке и давала городам независимость от воли центра, который не всегда мог построить грамотное управление.

    Подготовка к реформе началась еще в 1862 г., однако официально изменения вступили в силу лишь в 1870 г., когда был выпущен документ - «Городовое положение».

    Предпосылки проведения городской реформы

    После отмены крепостного права и проведения крестьянской реформы в России образовался совершенно новый тип общества и новая экономическая система, которая не могла развиваться в старых условиях. Необходимо было создать совершенно новый управленческий аппарат, отвечающий современным требованиям. Для того чтобы экономика на местах развивалась быстрее, необходимо было отдать городам больше прав.

    Раньше городское управление полностью подчинялось воле центра (Петербурга). Директивы и указы могли очень долго идти до регионов, к тому же они не всегда соответствовали реальной ситуации в том или ином провинциальном городе, поэтому были бесполезны. Для того чтобы изменить ситуацию, Александр принял решение создать местные органы самоуправления в городах.

    История проведения реформы городского самоуправления

    Подготовка реформы началась с разработки соответствующего законопроекта. Чтобы создать документ, были созданы специальные комиссии в губернских и уездных городах, которые должны были разработать ряд предложений для нового закона, ориентируясь на реальную ситуацию. Особую популярность имело предложение о выдаче избирательных прав всем слоям населения, в том числе представителям низших сословий. Это должно было помочь в проведении мер, затрагивающих интересы всех жителей города, а не только отдельных слоев. К сожалению, подобная инициатива очень не понравилась правящему классу, поэтому разработка реформы застопорилась на несколько лет.

    В 1864 г. власти все же выпустили первый вариант проекта городской реформы, который содержал некоторые из выработанных ранее предложений. Проектом заведовал П.А. Валуев. Проект был отправлен на рассмотрение в Государственный совет, однако распространения не получил. Лишь спустя два года Александр вынужден был одобрить законопроект и все же дать крестьянам и другим низшим сословиям избирательные права. Так реформа городского управления наконец увидела свет.

    Содержание реформы городского самоуправления

    Основная цель нового законопроекта заключалась в том, чтобы создать на местах органы местного городского самоуправления, которые занимались бы различными хозяйственными делами - благоустройством зданий, созданием инфраструктуры (постройка школ, больниц), постройкой путей сообщения, устройством праздников, вопросами безопасности, финансирования и многим другим.

    Основными учреждениями местного самоуправления стали избирательные собрания, городские управы и думы. Избирательное собрание выбирало членов городского собрания, которые при голосовании имели право решающего голоса. Остальные члены думы избирались на обычных открытых выборах, которые проходили раз в четыре года. Быть избранным мог представитель любого сословия, являющийся гражданином России. Некоторые ограничения были лишь в вопросах вероисповедания (в частности, председатель думы не мог быть иудеем, а общее число нехристиан не должно было превышать одну треть).

    Выбранная дума занималась выбором различных должностных лиц, решала вопросы общественного устройства и городского управления. Дума также заведовала финансовыми делами, назначая те или иные налоги, однако сама их сбором не занималась. Губернатор города мог в любой момент отменить решение думы или скорректировать его, так что полной свободы этот орган все же не имел.

    Дума также избирала членов в городскую управу, более мелкий орган самоуправления. Члены городской управы собирали налоги, составляли городские сметы и занимались прочими более мелкими хозяйственными делами по указу думы.

    Членом совета или думы мог стать любой горожанин старше 25 лет, не имевший судимости и задолженностей по налогам.

    Итоги и значение реформы городского самоуправления Александра 2-го

    Городская реформа во многом повторяла . Она послужила значительным толчком для развития нового типа общества и экономики, система управления изменилась и стала более гибкой и эффективной (так как решения теперь принимались исходя из реальной, а не предполагаемой ситуации). Город теперь сам управлял собственным хозяйством и мог более оперативно и правильно реагировать на нужды населения, а центральное управление, в свою очередь, освободило себя от решения мелких задач и могло полностью сфокусироваться на делах государственной важности.

    К сожалению, реформа имела определенные минусы, с которыми столкнулись мелкие города. Согласно новому закону город должен был сам содержать ряд государственных учреждений (например, полицию), а денег на это у небольших поселений просто не хватало.

    Однако, несмотря на недостатки, в целом реформа помогла России сделать шаг в сторону более эффективного управления и развития внутренней экономики.