Массон в.м. (ред.) записки восточного отделения российского археологического общества (зворао). Гаимк - государственная академия истории материальной культуры

Вадим Михайлович Массон (3 мая 1929 — 19 февраля 2010) — советский и российский учёный-археолог, доктор исторических наук, профессор, руководитель Института истории материальной культуры РАН (1982-1998).

Специалист по археологии Центральной Азии (Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), Среднего и Ближнего Востока эпохи неолита, энеолита, бронзы, раннего железного века и античного периода.

В 1950 году окончил археологическое отделение исторического факультета Среднеазиатского государственного университета по специальности «Среднеазиатская археология». Заведующим кафедрой среднеазиатской археологии в это время был его отец, академик Михаил Евгеньевич Массон.

В 1954 году защитил в ЛО Института истории материальной культуры АН СССР (ИИМК) кандидатскую диссертацию «Древняя культура Дахистана. (Историко-археологические очерки)». После защиты диссертации был принят на работу в сектор Средней Азии и Кавказа ИИМКа.

В 1962 году защитил докторскую диссертацию «Древнейшее прошлое Средней Азии (от возникновения земледелия до похода Александра Македонского)».

В 1968 году назначен руководителем сектора Средней Азии и Кавказа ИИМКа, в 1982 году — заведующим ИИМКа и председателем Учёного совета.

Член РАЕН, Академии наук Туркменистана, член-корреспондент Германского археологического института (ФРГ), Института Среднего и Дальнего Востока (Италия), почётный член Королевского общества древностей (Великобритания), член Датской королевской академии наук и литературы. Советник по культуре президента Туркмении, председатель научного совета Международного института культурного наследия народов Туркмении, лауреат премии имени Махтумкули (Туркмения). В апреле 1999 года награждён правительством Республики Таджикистан орденом «Шараф».

Книги (5)

Каракумы: Заря цивилизации

Восемь тысячелетий назад на окраине каракумской пустыни забрезжил первый свет цивилизации — появились поселки оседлых земледельцев.

В античную эпоху на территории Средней Азии встретились жизнерадостное искусство Греции и восточные традиции, озарив блеском эллинизма культуры Бактрии и Парфян. Цивилизация среднеазиатских народов оставила потомкам рукописи великих ученых и поэтов, изысканные памятники Самарканда и Бухары.

В книге, написанной доктором исторических паук В.М. Массоном и кандидатом исторических паук В. И. Сарианиди, рассказывается о событиях, происходивших в Средней Азии на протяжении нескольких столетий. Перу этих известных специалистов по истории и археологии принадлежат такие книги, как «Средняя Азия и Древний Восток» (В.М. Массон. М.— Л., 1964), «Страна тысячи городов» (В.М. Массон. М., 1966), «Тайны исчезнувшего искусства Каракумов» (В.И. Сарианиди. М., 1967), «За барханами — прошлое» (В.И. Сарианиди, Г.А. Кошеленко. М., 1966).

Массон В.М.

Перспективы методологических разработок в исторической науке: формации, цивилизации, культурное наследие

Распад Советского Союза, социально-экономические и политические перемены порождают многочисленные дисбалансы в обществе, в том числе, в идеологической сфере. Сумятица и сумбур проявились и в области методологии исторической науки. Практика исследовательской и преподавательской работы побуждала автора в разной степени обращаться к этой тематике, и данная лекция представляет собой как бы систематизацию наблюдений и предложений в этой области.

Здесь естественным образом встает первый же вопрос о наследии, которое оставила советская эпоха: о методологии исторической науки в условиях идеологического прессинга и адаптации. В обстановке политизации, сопровождав шейся мощным организационным прессингом, сформировался целый ряд методологических стереотипов, восходящих, во всяком случае терминологически, к базовым положениям общей концепции К. Маркса и Ф. Энгельса о характере исторического развития и путях его реализации. Все это, как правило, принимало упрощенно-догматическую форму, где примитивизм мог дискредитировать любые, даже самые разумные теоретические положения. Одним из результатов этого процесса явился своего рода формационный эволюционизм. Социально-экономические формации, сами понимаемые предельно примитивным образом, закреплялись в жесткий перечень, состоящий из пяти формаций – первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и социалистической, переходящей в утопический коммунизм.

Терминологически эта система не была вполне адекватной, особенно, по отношению к т. н. рабовладельческой формации, поскольку, как показали конкретные исследования, сама структура групп населения, подвергавшихся эксплуатации, была весьма сложной и разнообразной. Вместе с тем деление исторического процесса на последовательные периоды вполне отвечало имеющимся реалиям. Негативным было лишь стремление придать этой периодизации жесткий характер обязательной эволюции. Исследователям предписывалась строгая последовательность, которую должны были проходить все общества без исключения. Так, предпринимались усилия по обнаружению рабовладельческой формации у скифов. В.Я. Владимиров, подготовив прекрасную работу о монгольском обществе, вынужден был увенчать ее трафаретной формулировкой о монгольском кочевом феодализме. По мере развития науки, новых открытий, методологических разработок мыслящие ученые все более отдавали себе отчет в том, насколько малоперспективным становился подход формационного эволюционизма с его ограниченной понятийной сеткой. Предпринимались по пытки (вполне в духе времени) выискать в работах, а то и в отдельных заметках и частных письмах ученых, причисляемых к «классикам марксизма-ленинизма», какие-то возможности согласования новых аспектов и теоретических подходов, становившихся все более узкими. Таково было, в частности, стремление выделять особую формацию – т. н. азиатский способ производства как попытку согласовать концепцию единообразия и жизненного разнообразия. Практически камуфляж формационного эволюционизма становился все более прозрачным под прессингом излагаемых и обобщаемых реальных фактов и исторических процессов. В этом от ношении по своему удачной была книга о теориях исторического процесса, увидевшая свет в 1983 году в условиях начинающегося крушения политизированного догматизма.

Примитивизм догматического формационного подхода к историческому процессу восходит к упрощенному пониманию дарвиновского эволюционизма как некоего абсолютного императива. В новой дарвиновской биологии разрабатывалось учение о пунктуализме как о движении, отражающем посте пенный характер развития с остановками, замедлениями и возвратными движениями. В этом отношении антитезой формационному эволюционизму является концепция ритмов культурогенеза. Конкретная история изобилует реальными примерами замедления исторического процесса, стагнациями эволюций с обратным знаком, отодвигающим то или иное общество на целую историческую эпоху. Классический пример тому – крито-микенское общество, ярко демонстрирующее высокий социально-экономический статус общества, уже полностью владеющего таким важнейшим показателем сложившейся цивилизации как письменность. С его крушением история как бы делает шаг назад, письменность забыта и изобретается заново. Гомеровская Греция осуществляет новый виток социально-политического прогресса со сложением ран них форм царской власти. Тот же самый пульсирующий ритм мы видим и в Индии, где после упадка цивилизации Хараппы наступает внешне архаический бесписьменный период. Новый цикл движения к государству и цивилизации начнется почти тысячелетие спустя, когда развивается ведийское общество, причем в ином пространственном локусе – в долине Ганга. На уровне макроизменений исторический процесс в целом движется в основном по восходящей линии. На уровне микро изменений имеют место различные перепады, вплоть до стагнации и деградации.

Причины этих явлений могут быть различными. Таковы и природные факторы экологических стрессов, и военно-политические составляющие. В ряде случаев конкретная общественная система, вероятно, исчерпала заложенные в ней возможности и не смогла найти пути к продуктивной перестройке. Могло иметь место и такое явление, когда народ без популяционного обновления не преодолевал цикла гомеостазиса.

Достаточно яркий пример подобных циклических стагнации дает история Балканских обществ VI – IV тыс. до н. э. Раннеземледельческая экономика позволила освоить обширные пространства и достичь первоклассных результатов в культуре, особенно в художественных производствах. Край ней восточной составляющей в этой историко-культурной области является трипольская культурная общность. Вместе с тем, во всех обществах этого цикла слабо представлены урбанистические начала, давшие возможность Месопотамии совершить скачкообразный переход от раннеземледельческого общества к первой цивилизации с развитыми ремеслами и монументальной архитектурой. На Балканах этого не произошло. Местные общества деградируют и увядают. Новый цикл раз вития начинается на Балканах и в Центральной Европе с конца III тыс. до н. э., когда ярко представлены военный фактор и военно-аристократический путь политогенеза, кстати, отсутствовавший в обществах балканского типа. Наряду с временны ми ритмами исторического развития налицо и пространственные ритмы, когда центры активного прогресса в силу ряда обстоятельств перемещаются в пространственных локусах. На пример, А. Тойнби напрасно характеризовал степной путь развития как неперспективный, поскольку в зоне степей не сформировался на местной основе капитализм. Степная зона с достижением структуры кочевых империй, вершиной которой была суперимперия Чингизхана, исчерпала заложенные в местном обществе возможности, подобно тому как это произошло с Месопотамией, сохранявшей пальму первенства исторического прогресса почти три тысячелетия.

Важнейшим рубежом в истории общества было формирование цивилизации. В обыденном словоупотреблении цивилизованным обычно считается общество высокой степени развития. Базовым для определения можно считать исходную характеристику древнейших или первых цивилизаций. Они могут быть охарактеризованы как социо-культурный комплекс с такими важнейшими составляющими как городские поселения, развитые ремесла, монументальная архитектура и письменность. Сложный характер подобного общества требует наличия руководящих структур, достигших высокого уровня политогенеза, обычно именуемых государством.

Города определяются как крупные населенные центры со специфическими функциями, набор которых мог быть раз личным, но, как правило, достаточно полным. Базовой и по существу всеобщей была функция центра сельскохозяйственной округи. Достаточно выразительны также функции центра ремесленных производств, торгового центра, функция идеологического лидерства и военного центра, представленного сложной фортификацией и набором оружия в среде обитателей. По существу формирование первых городов и означало формирование цивилизации. Поэтому самым общим определением цивилизации является ее характеристика как культуры грамотных горожан.

Формирование сложных структур, в том числе и цивилизаций, было не одномоментным, а длительным и сложным процессом. На заключительных этапах архаических обществ часто формируются достаточно сложные структуры, обеспечивающие выдающиеся достижения в культуре и обществе ной жизни, но еще не являющиеся собственно цивилизациями с соответствующим сложным социо-политическим статусом. Эти организмы обычно именуются ранними комплексными обществами. Их характерной особенностью является формирование фактора лидерства или центральной власти, которая обеспечивала организацию масштабного труда в различных сферах систем жизнеобеспечения от бытовой до идеологической. Яркими примерами результатов такой деятельности являются монументальные комплексы Стоунхэнджа, огромные суперцентры трипольской общности или величественные погребальные сооружения с богатыми гробницами, представленные майкопской культурой Северного Кавказа. Новая система организации общества функционировала определенное время, затем факторы и предпосылки ее появления девальви ровались, а общество возвращалось по закономерностям ритмов развития в более архаическое состояние.

Это было обусловлено внутренней слабостью структуры ранних комплексных обществ, не обеспечивающих продвижение на следующий уровень развития, которым должна была стать урбанистическая цивилизация. К числу слабостей социальной структуры следует отнести отсутствие четко выраженной системы социальных структур, закрепленных соответствующим материальным положением – того, что можно именовать классовой структурой. В равной мере, судя по всему, отсутствовали и бюрократическая система руководства, когда служилая знать обеспечивала преемственность и стабильность, как мы это знаем на примере древних государств, сохранявших организационную преемственность в пору сложных политических перепадов. Ранние комплексные общества формировались на управленческом уровне, монументальные сооружения переставали возводиться, и все возвращалось «на круги своя». Это был своего рода путь проб и ошибок в ходе движения общества к первым цивилизациям и государствам. На уровне культурологической характеристики сами цивилизации также были весьма различными. Первый их тип можно характеризовать как эпохальный, объединяющий макропризнаки и макропроявления. Этот эпохальный тип первых цивилизаций, представленный Египтом, Китаем, Мезоамериканскими цивилизациями, характеризует диахронный характер развития. Древние цивилизации Мезоамерики, структурно аналогичные первым цивилизациям Древнего Востока, по абсолютной хронологии синхронны поре развитого средневековья европейского материка.

В этой связи встает важный вопрос о периодизации истории и выделения больших эпох исторического развития.

При всем разнообразии и многообразии формопроявлений исторического развития, для раннего времени наиболее реально говорить о трех эпохах развития – архаической, древней и средневековой. Они достаточно отчетливо отделяются одна от другой по многим показателям – культуре, организации общества, особенностям интеллектуального развития. Территориально это проявляется в наиболее развитых зонах Евразии и присредиземноморской Африки. Это общепризнаваемое и, во всяком случае, общеупотребляемое деление в терминологии формационного подхода именовалось тремя эпохами – время первобытнообщинного строя, рабовладельческой и феодальной формаций. Едва ли не наибольшие сложности здесь вызывал термин «рабовладельческий», в чье прокрустово ложе не укладывалось многообразие и динамизм реальных социальных структур, попадавших в это формационное единство. Наиболее реалистичным представляется терминологический подход И.М. Дьяконова, под чьей редакцией вышел трехтомник «История древнего мира», выдержавший несколько изданий. Здесь речь идет об эпохе, обозначенной как древность с тройным членением: ранняя древность, время расцвета древних обществ и время упадка древних обществ. Этот подход на данном этапе представляется наиболее целесообразным. Первые цивилизации, о которых речь шла выше, полностью ложатся в период ранней древности, образуя его начальную исходную фазу.

Цивилизация, начиная с ранних этапов ее формопроявления, представляет собой сложный социо-культурный комплекс. В его социальную составляющую входит также развитие управленческих структур, организующих функционирование общества во всех сферах, требующих масштабного регулирования: от земледелия и первобытной торговли до общественных религиозных действий и отношений с соседями, зачастую приобретавших конфликтный характер. Городское общество со всеми его сложными компонентами создавало обширный объем информации, требующей хранения и передачи. Это было одним из важнейших стимулов развития письменности, поскольку традиционные способы хранения информации – устный и изобразительный – оказывались недостаточными.

Намечаются два главных вида развития процесса политогенеза: организационно-управленческий и военно-аристократический. Уже у ряда племен доколумбовой Северной Америки существовала практика выделения параллельно двух вождей с различными функциями – военного кацика и мирного кацика. Необходимость организации и надежного функционирования хозяйственной деятельности стимулировало развитие организационно-управленческой функции. В этом отношении особенно показательна роль храмов древнего Шумера как организационных центров земледельческого труда, начиная от обработки земли до уборки урожая и хранения продукции. Напряженная межплеменная ситуация с перемещением материальных ценностей и рабочей силы способствовала развитию внешней функции – от производства оружия и создания фортификационных сооружений до выделения группы людей, постоянно занимающихся военным делом, становящихся в этой области едва ли не профессионалами. Лидеры таких групп способствовали развитию военно-аристократического пути политогенеза, как это было в гомеровской Греции и ярко охарактеризовано Ф. Энгельсом. В реальной истории различные управленческие функции, как правило, пересекались, но их определенная доминанта нередко выступает достаточно отчетливо.

В конкретных разработках российских ученых, в первую очередь. И.М. Дьяконова и его школы, ясно показано, что социальная структура, к терминологии которой привязывалась само слово «рабство», играла огромную роль. По исследованиям И.М. Дьяконова, для исходной социальной страты предложен термин «подневольные работники рабского типа». Популярный в литературе образ раба как «полностью бесправного говорящего инструмента» был толь ко крайним в этой сложной социальной структуре.

Развитие обществ эпохи древности, как и многие исторические явления, носило диахронный характер. Так, отставание темпов развития американских обществ по сравнению с евразийскими по системе абсолютной хронологии приходится на эпоху европейского средневековья. Определенное отставание темпов развития Америки могло восходить ко времени начального освоения человеком просторов Нового Света. Первые охотники и собиратели затратили почти двадцать тысяч лет на экстенсивное освоение новых пространств, прежде чем кризисные проявления экономики присвоения продуктов питания не подтолкнули общество к неолитической революции.

Стремление к исключительно социо-экономическим приоритетам с утверждавшимся формационным эволюционизмом ослабляло внимание к огромной роли других сторон исторического процесса, прежде всего, к культурному и интеллектуальному развитию. Так, весьма важна разработка процессов культурогенеза для изучения исторического развития как такового. Исключительное значение имеет этот аспект для эпохи древности, в первую очередь на информационном уровне. Хорошо известна ограниченность письменных источников и их преимущественная направленность на освещение событий политической истории при предельной бедности данных о социально-экономической сфере. Вместе с тем многие исторические явления, в том числе и социально-экономического плана, находят отражение и воплощение в культуре и могут быть достойно использованы для соответствующей интерпретации. Да и развитие культуры является ярчайшим воплощением исторического процесса в целом, который может быть интерпретирован на основе этих достаточно надежных и массовых формопроявлений.

В категориях культуры довольно ярко отражаются явления, связанные с социальными процессами. Например, в современной отечественной историографии, по принципу «я сжег все, чему поклонялся», избегают употребления понятия классы, хотя такие структуры и представлены в повседневной реальности вплоть до наших дней. Так, известно понятие «система жизнеобеспечения», охватывающая в первую очередь такие проявления как поселения, жилища, питание и одежда. Если взять три последних компонента, особенно объединяя мужские и женские одеяния, то ярко выступает в нашем обществе социальная группировка, стыдливо именуемая «новыми русскими» и фактически образующая целый класс, имущественно лидирующий в обществе. Не касаясь сложной проблемы определения уровня доходов, надо прямо сказать, что на материалах культуры этот класс выделяется отчетливо и безоговорочно.

Именно культура представляет собой живой пласт исторической действительности, реалии которой с яркой индивидуальностью позволяют разрушить трафареты одноразового формационного эволюционизма. Например, читаем в томах «Всемирной истории» стандартные одинаковые формулировки, что и в Германии, и во Франции, и в других странах эксплуатировали, угнетали крестьян. С этой убогой тривиальной формулировки начиналось изложение истории этих и других стран.

Следует иметь в виду, что культура отнюдь не выполняла автоматически т. н. социальный заказ, а следовала своим внутренним особенностям и закономерностям, хотя и лежащим в общем потоке исторического развития. Выявляемые на материалах культуры процессы и явления естественным образом вписываются в общеисторическую интерпретацию, дополняя и углубляя ее анализ.

В этом отношении весьма важно выявление двух типов культурной трансформации – спонтанной и стимулированной. Спонтанная трансформация протекает на основе местных особенностей, закономерным образом проходящих стадии изменений обычно на эволюционной основе. При стимулированной трансформации изменения могут протекать как результат воздействия соседних культурных традиций, но не механическим путем, что означало бы прямое заимствование, а на основе селекции и адаптации к местной среде и традициям. Без подобных проявлений это было бы прямое заимствование, что, разумеется, также имело место в процессе культурогенеза.

Важное значение имеют процессы культурной мутации. Многие явления, которые, учитывая хронологическое и иное отставание от уже устоявшихся проявлений, соблазнительно воспринимать как заимствования, таковыми в действительности не являются. Многочисленные важнейшие открытия в разных центрах делались заново. Это касается, например основ письменностей великих первых цивилизаций, настолько самостоятельных, что например, письменность Хараппы до сих пор не поддается убедительному прочтению, несмотря на разнообразные попытки и ухищрения. В данном случае изобретение письменности – явление явно мутационного характера.

Для широких исторических обобщений существенно использование понятия зон абсолютной и относительной изоляции, разработанных на природно-географической основе. Совершенно ясно, что могут быть и зоны частичной и абсолютной культурной изоляции, ярким примером которой является средневековая Япония. Имеются свидетельства частичной языковой изоляции или стремления к ней, что, как и природная изоляция австралийского материка, отнюдь не способствует развитию и прогрессу. Для широкого анализа особенностей исторического процесса важно и такое культурологическое понятие как образ жизни, например, городской или степной. Так, начиная с массового распространения скотоводства в степной Евразии, можно говорить о формировании особого степного образа жизни, которому местные этнические особенности могли придавать определенный колорит, не меняя базовых формопроявлений. Следует иметь в виду, что степной образ жизни, особенно с распространением кочевого скотоводства, мог стимулировать развитие пассионарности, которая становилась все более востребованной и необходимой даже для повседневного бытия. Пассионарность, свойственная кочевым обществам, сыграла немалую роль в политической истории древней и средневековой эпохи, например, при развитии Парфии и Кушанской державы как империй мирового ранга, наряду с Римом и ханьским Китаем.

Для результативных исторических разработок немалое значение имеет феномен культурного наследия, которому в последние годы историки и политики стали уделять все большее внимание. В широкое понятие культурного наследия входят многие явления от материальной культуры до художественного творчества, песенного лада и поведенческих ориентиров. В ряде случаев в культурное наследие входят и религиозные системы, давно и прочно включенные в жизнь народа, ставшие составной частью общественного сознания и стереотипов поведения. Вместе с тем имен но конкретные формы культурного наследия того или иного народа характеризуют и особые специфические черты религиозных установлений, особенно на обрядовом и поведенческом уровне. Тем более что так называемые мировые религии, да и другие религиозные системы, инкорпорировали и приспособили к своему идеологическому блоку многие народные обычаи и праздники. Например, довольно широко распространена такая форма как народная модель ислама. В Средней Азии традиционным был культ коня, о чем свидетельствуют такие на ходки как священные кормушки или отпечатки следов копыт на поверхности каменных плит. С распространением ислама конь был объявлен конем халифа Али и в таком понимании пользуется почитанием до наших дней. В Туркменистане и Киргизии местные традиции блокировали широкое распространение арабских собственных имен, отдавая безусловное предпочтение собственным именам тюркоязычной лингвистической группы с достаточно прозрачной бытовой этимологи ей. Даже почти повсеместное имя Абдаллы заменено на Худайкули, также означающего «раб бога», но в тюркоязычном переложении.

В целом культурное наследие является фактором стабильности и на примере традиции степного или городского образа жизни не смогло в основном прервать даже Чингисхановское нашествие с его стратегиями устрашения и тотального террора, введенными в военную доктрину.

Культурное наследие наряду с языком и антропологическим типом играет основную роль при изучении истории отдельных народов, их традиций и преемственности. Убогий понятийный примитивизм, свойственный подходу формационного эволюционизма, породил своего рода лингвистический монополизм в изучении этногенеза. Вместе с тем язык часто менялся в среде одного и того же населения в зависимости от политической ситуации, что частично проявляется и в наши дни. Достаточно вспомнить политическую историю Месопотамии, где сменилось немало языков при сохранении основным населением традиций культурного наследия, выработанных городским образом жизни. Характерным образцом соответствующих процессов является Египет, по праву гордящийся первоклассным культурным наследием, которое не девальвировали лингвистические перемены, вплоть до господствующего в наши дни арабского языка. Стремление к примату лингвистического монополизма приводит к малоперспективным поискам, скажем, казахского языка в среде населения андроновской культурной общности эпохи бронзы, по праву образующей один их основных пластов культурного наследия казахского народа.

Смена языка далеко не всегда или, точнее сказать, край не редко вела к этническим переменам. В этом отношении достаточно характерна история Центральной Азии. Там в IX веке произошла не только смена восточно-иранского согдийского языка на западно-иранский, именуемый отечественными специалистами таджико-персидским, но изменилось и самоназвание народа, ставшего именовать себя не согдийцами, а таджиками. Между тем антропологически это прежнее население, также как и основные показатели культурного наследия, включая знаменитый эпос, изложенный вместо согдийского или бактрийского на таджико-персидском языке в бессмертной поэме «Шахнаме». Интересный процесс смены самоназвания населения можно наблюдать и в кочевом мире. Например, монголы были инициаторами и первопроходцами грандиозных исторических перемен, Однако имя «монголы» сменилось на «татары». Последний термин прочно установился в исторической традиции, начиная с европейского средневековья. Следует указать на процесс встречной ассимиляции, когда при становлении политического господства пришельцы ассимилировали местное население лингвистически, но сами воспринимали высокоорганизованную культуру покоренного населения, как это имело место во время тюрко-согдийского синтеза в Семиречье и Синьцзяне.

Изучение исторических судеб культурного наследия разных народов представляет собой весьма перспективное творческое направление современной науки. Здесь можно наметить два цикла подобных разработок. Прежде всего, это понятие пластов культурного наследия как суммы устойчивых проявлений, взятых во временной характеристике. Так, например, для Туркменистана можно говорить о трех крупных пластах культурного наследия. Это пласт раннеземледельческой эпохи и урбанистических цивилизаций древневосточного типа, парфянский и сельджукский. Помимо преемственности в сфере культурного наследия, здесь для всех трех пластов налицо яркая антропологическая преемственность. Для Восточной Европы возможно следует говорить о пласте трипольского наследия с его ярко выраженной устойчивой спецификой оседло-земледельческого образа жизни, к традициям которого тяготеют и современные селяне.

Другой цикл может быть связан с понятием «блоков культурного наследия» как культурных комплексов, сходных по основным параметрам, хотя и различающихся при детализированном рассмотрении. Таков бесспорный блок степного культурного наследия. Не будет удивительно, если соответствующие разработки покажут, что существует восточнославянский блок культурного наследия как генетическая предтеча украинского, русского и белорусского культурного наследия.

Вполне вероятно, что в определенной мере можно говорить и о саманидском блоке культурного наследия, влившегося на генетической основе в культурное наследие ряда среднеазиатских народов, в первую очередь, таджиков, но не только их одних. Фактор культурного наследия многообразен и имеет многочисленные формопроявления. Например, в геополитических приоритетах – стремление к исламскому единению лишь в малой степени связано с географическими предпосылками.

Все это лишний раз свидетельствует, что культура и ее проявления имеют немаловажное значение для познания исторических процессов. Это, также как и многое другое, один из путей, уводящих науку от упрощенного подхода формационного эволюционизма.

Из книги История и старина: мировосприятие, социальная практика, мотивация действующих лиц автора Козловский Степан Викторович

1.2.1 Общая характеристика методологических проблем изучения эпоса В части введения, посвященной историографии, рассмотрено, кроме прочего, современное состояние методологической базы исследований в области фольклористики. Нетрудно заметить, что какой-то единой

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

1. Герменевтика культурно-исторической традиции Деятельность человеческого духа в истории не ограничивается только созданием тех или иных форм коллективного мировосприятия. Объектами культурологического исследования являются символические реальности, смыслы,

Из книги Геопанорама русской культуры: Провинция и ее локальные тексты автора Белоусов А Ф

III. Пермское культурное пространство

Из книги Эстетика словесного творчества автора Бахтин Михаил Михайлович

К исторической типологии романа Необходимость исторического раскрытия и изучения романного жанра (а не формально-статического или нормативистического). Многообразие разновидностей жанра. Попытка исторической классификации этих разновидностей. Классификация по

Из книги Транспорт в городах, удобных для жизни автора Вучик Вукан Р.

Городской транспорт в исторической ретроспективе Представляется, что краткий исторический обзор был бы полезен для понимания взаимосвязей между развитием городов (их ростом, конфигурацией, плотностью застройки, качеством жизни) и технико-эксплуатационными

Из книги Культурогенез и культурное наследие автора Коллектив авторов

Щербаков А.В. (Санкт-Петербург) Культурное наследие преподобного Иосифа Волоцкого Последняя половина XV и начало XVI веков имели большое значение в истории русского народа. В это время татаро-монгольский контроль над русскими землями (в прежней историографии называемый

Из книги Цивилизация Древнего Рима автора Грималь Пьер

Глава 6 ОБРАЗ ЖИЗНИ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВ Латинский язык, средство цивилизации. - Литература репрезентации: театр и риторика. - Литература для выражения чувств: история и поэзия - Литература после Августа: Овидий, Персий, Лукан. - Сенека и императорское наследие. -

Из книги Культурология и глобальные вызовы современности автора Мосолова Л. М.

О вкладе Э. С. Маркаряна в разработку теоретико-методологических основ культурологического исследования искусства Л. М. Мосолова. (г. Санкт-Петербург). Первые статьи по культурологии искусства появились в нашей стране в 80-ые годы XX века, когда активизировалась система

(2010-02-19 ) (80 лет)

Вадим Михайлович Массо́н (1929-2010) - советский и российский учёный-археолог , доктор исторических наук, профессор, руководитель (1982-1998).

Научные труды [ | ]

Автор и соавтор более 32 монографий и 500 статей (опубликованы в России , Великобритании , Германии , Японии , Италии и др.).

Основные работы
  • Древнеземледельческая культура Маргианы / АН СССР. ИИМК. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1959-216 с.: ил. - (МИА. № 73).
  • История Афганистана: В 2-х т. Т. 1. С древнейших времен до начала XVI в. / АН СССР. ИНА. - М.: Наука, 1964-464 с.: ил., карт. - Библиогр.: с. 383-406. (Совместно с В. А. Ромодиным)
  • Средняя Азия и Древний Восток. / АН СССР. ЛОИА. - Л.: Наука, 1964-467 с.: ил., карт.
  • История Афганистана: В 2-х т. Т. 2. Афганистан в новое время / АН СССР. ИНА. - М.: Наука, 1965-552 с.: ил., карт. - Библиогр.: с. 479-498.
  • Страна тысячи городов. - М.: Наука , 1966.
  • Средняя Азия в эпоху камня и бронзы / АН СССР ИА. - М.; Л.: Наука, 1966-290 с.: ил., карт. (Совместно с М. П. Грязновым, Ю. А. Заднепровским. А. М. Мандельштамом, А. П. Окладниковым, И. Н. Хлопиным)
  • Возникновение и развитие земледелия / АН СССР. ИА. - М.: Наука, 1967-232 с.: ил, карт. - Библиогр.: с. 228-231. (Совместно с А. В. Кирьяновым, И. Т. Кругликовой).
  • Раскопки на Алтын-депе в 1969 г. / АН СССР. ЛОИА; АН ТуркмССР. - Ашхабад: Ылым, 1970 - 24 с: ил. - (Материалы ЮТАКЭ; Вып. 3). - Рез. англ. - Библиогр.: с. 22.
  • Поселение Джейтун: (Проблема становления производящей экономики) / АН СССР. ИА. - Л.: Наука, 1971-208 с.: ил. - (МИА; № 180)
  • Каракумы: заря цивилизации / АН СССР. - М.: Наука, 1972-166 с.: ил., карт. - (Сер. «Из истории мировой культуры»). (Совместно с В. И Сарианиди)
  • Среднеазиатская терракота эпохи бронзы: Опыт классификации и интерпретации / АН СССР. Отд-ние ист. ИВ. - М.: Наука, 1973-209 с., 22 л. ил.: ил. - (Культура народов Востока; Материалы и исслед.). - Библиогр.: с. 196-202. (Совместно с В. И Сарианиди)
  • Экономика и социальный строй древних обществ: (В свете данных археологии) / АН СССР. ИА.- Л.: Наука, 1976-192 с.: ил.
  • Алтын-депе / АН ТуркмССР. - Л.: Наука, 1981-176 с., 2 л. ил.: ил. - (ТЮТАКЭ; Т. 18). - Рез. англ. - Библиогр.: с. 166-172.
  • Энеолит СССР / АН СССР. ИА. - М.: Наука, 1982-360 с.: ил., карт. - (Археология СССР. [Т. 4]). - Библиогр.: с. 334-347. (Совместно с Н. Я Мерпертом, Р. М. Мунчаевым. Е. К. Черныш)
  • Старая Ниса - резиденция парфянских царей / АН СССР. ИА; ООПИК Туркм. - Л: Наука, 1985 - 12 с: ил.
  • Первые цивилизации / АН СССР. ЛОИА. - Л.: Наука, 1989-276 с: ил., карт. - Рез. англ. - Библиогр.: с. 259-271.
  • Исторические реконструкции в археологии / АН КиргССР. ИИ. - Фрунзе: Илим, 1990 - 94 с.: ил., карт. - Библиогр.: с. 90-93.
  • Мерв - столица Маргианы. - Мары, 1991 - 73 с.
  • Древности Саяногорска / РАН. ИИМК. - СПб., 1994 - 23 с., 2 л. ил. - Рез. англ. (Совместно с М. Н. Пшеницыной).
  • Бухара в истории Узбекистана. - Бухара, 1995 - 52 с. - Рус., узб. - (Б-ка из сер. «Бухара и мировая культура»).
  • Исторические реконструкции в археологии: Изд. 2-е, доп. / РАН. ИИМК; СамарГПУ. - Самара, 1996-101 с.: ил. - Библиогр.: с. 98-101.
  • Палеолитическое общество Восточной Европы: (Вопросы палеоэкономики, культурогенеза и социогенеза) / РАН. ИИМК. - СПб., 1996 - 72 с.: ил. - (Археол. изыскания; Вып. 35). - Библиогр.: с. 64-68.
  • Институт истории материальной культуры: (Краткая история учреждения, научные достижения) / РАН. ИИМК. - СПб., 1997 - 40 с.: 4 л. ил
  • Культурогенез древней Центральной Азии. - СПб.: Изд-во СПбГУ , 2006. - ISBN 978-5-8465-0104-1
Рухнама

Культурогенез Древней Центральной Азии.

// СПб: Филол. ф-т СПбГУ; Изд-во СПбГУ. 2006. 384 с. (Азиатика)

ISBN 5-8465-0104-4 (Филол. ф-т СПбГУ) ISBN 5-288-04092-3 (Изд-во СПбГУ)

Введение.

Петербургская школа центральноазиатской археологии.

Историческая география Центральной Азии. Археологические материалы и культурологические реконструкции. Вклад учёных Санкт-Петербурга - Ленинграда в формирование среднеазиатской археологии как научной дисциплины. - 3

Глава 1.

Палеолит и неолит: истоки культурогенеза.

Памятники эпохи нижнего палеолита. Бифасы и чопперы - западные и восточные связи. Мезолит - начало широкого освоения пустынь и полупустынь. Неолитическая эпоха - формирование двух культурно-хозяйственных зон, осёдлые земледельцы и скотоводы юга (Джейтун) и охотники, рыболовы и собиратели севера (Кельтеминар). - 19

Глава 2.

Раннеземледельческие общества и их культура.

Неолитическая революция и качественно новая эпоха в развитии культуры и общества. Три периода развития раннеземледельческих обществ на юго-западе Средней Азии. Сложение крупных центров (Намазга-депе, Алтын-депе). Расцвет художественной культуры в период позднего энеолита и интенсификация межрегиональных связей (Кара-депе, Геоксюр 1). - 42

Глава 3.

Древние цивилизации бронзового века: фундамент последующей эволюции.

Развитие южных общин по месопотамскому пути. Формирование протогородских центров и городского образа жизни. Стандартизация материальной культуры. Организационно-управленческий путь политогенеза: храмовые городки. Связи с великими цивилизациями Индостана и Месопотамии. Перемещение центров интенсивного развития в долину Мургаба (Маргиана) и на Среднюю Амударью (Бактрия). Храмовые комплексы и вопрос о жреческой олигархии. Первые земледельцы и скотоводы на Нижнем Зеравшане (Заман-баба). - 61

Глава 4.

Памятники культур степной бронзы: культурогенез в ситуации взаимодействия двух культурных миров.

Формирование в степной зоне Евразии обществ с элитой вооружённых колесничих. Продвижение этих обществ на юг в Тянь-Шань (Арпа), в низовья Амударьи (Тазабагъяб) и в долину Зеравшана (Зардчахалифа, Дашти-Козы). Сложение синкретических культур и комплексов в Западном Таджикистане (вахшская культура). Взаимодействие с осёдлыми оазисами и включение степняков в состав городского населения южных цивилизаций. - 86

Глава 5.

Эпоха раннего железа: культурная трансформация. Мидийское и ахеменидское время.

Кризис южных цивилизаций бронзового века и перепад в процессе культурогенеза. Комплексы типа Яз I и доминанта военно-аристократического пути политогенеза. Встречная ассимиляция в традиционных центрах урбанистических культур юга. Второй цикл урбанизации и формирование новых стандартов материальной культуры. Культурная трансформация оседающих степняков и воздействие южных стандартов и эталонов в Древнем Согде. Сложение городской культуры Древнего Хорезма. - 100

Глава 6.

Памятники и культура Парфии и Маргианы.

Старая Ниса - резиденция Старших Аршакидов и эллинистические компоненты культурного комплекса парфянской элиты. Укреплённые усадьбы сельской знати в Северной Парфии. Зороастризм в массовой народной традиции. Мерв - урбанистический суперцентр Древнего Востока. Маргиано-бактрийские культурные связи. Памятники кочевников в Северной Парфии. - 131

Глава 7.

Памятники и культура Древней Бактрии.

Греко-бактрийский форпост эллинизированной культуры. Проникновение юечжей, начало предкушанского культурного синтеза. Эллинистические импульсы в массовой культуре. Кушанское государство как урбанистическая цивилизация. Распространение буддизма как одно из отражений прогресса в интеллектуальной сфере. Упадок городов и культурная стагнация с последующей дезинтеграцией. - 149

Глава 8.

Памятники и культура Древнего Согда.

Функция убежищ древнейших укреплённых центров (Афрасиаб, Ёр-курган). Эллинистические импульсы в керамических комплексах. Инфильтрация кочевых групп и их вхождение в городскую среду. Проникновение культурных стандартов засырдарьинской культуры Каунчи. - 171

Глава 9.

Памятники и культура Древнего Хорезма.

Самобытность культуры III-I вв. до н.э. и стремление следовать ориентальному наследию. Слабость эллинистических воздействий и связи с кочевым миром. Хорезмийские стандарты городской культуры и дворцовый комплекс Топрак-кала. Начало культурной деградации в IV-V вв. н.э. - 182

Глава 10.

Фергана и области Средней Сырдарьи: на периферии городских цивилизаций.

Двуединый характер культурных комплексов Древней Ферганы. Воздействие стандартов городских культур юга и традиций оседающих кочевников. Комплексы Каунчи на Средней Сырдарье как отражение таких процессов. Интенсивное развитие стандартов культуры Каунчи в осёдлых оазисах. Продвижение носителей каунчинских комплексов в южном направлении. - 195

Глава 11.

Памятники и культуры ранних кочевников: второй цикл взаимодействия двух культурных миров.

Переход к номадизму - по социальным и культурным последствиям аналог городской революции в осёдлых областях юга. Кочевая империя как высшая форма политогенеза в кочевой среде. Сакский региональный тип культуры ранних кочевников. Памятники сакского круга в Семиречье, Приаралье, на Тянь-Шане и Памире. Памятники типа Кенкол и восточноазиатские связи кочевого мира Центральной Азии. Продвижение кочевых групп в Согд и Бактрию и адаптация материальной культуры к стандартам городского образа жизни. - 210

Глава 12.

Памятники раннесредневековой эпохи и согдийская цивилизация.

Признаки стагнации и упадка в культуре Бактрии и Хорезма. Распространение замковой архитектуры. Каунчинский комплекс в Древнем Согде и формирование согдийской цивилизации раннесредневековой эпохи как наивысшего достижения доарабской Центральной Азии. Художественное и интеллектуальное богатство городской культуры. Пенджикент - эталонный памятник согдийской цивилизации. - 233

Глава 13.

Отражение политогенеза и культурогенеза в монетных типах доарабской Средней Азии.

Монархические начала в монетной символике. Царский чекан Парфии. Монетное дело и культурная ассимиляция в предкушанской Бактрии. Имперский чекан Великих кушан. Монетное дело Хорезма и политическое самоутверждение. Монетное дело Древнего Согда и политическая мозаичность. Роль местной письменности. Полное изживание эллинистических традиций к эпохе раннего Средневековья. - 258

Глава 14.

Культурные стандарты урбанистической интеграции в эпоху развитого средневековья.

Развитие городской жизни в домонгольский период. Формирование новых городских центров в Чаче и Семиречье. Изменение идеологических ориентиров в некоторых сферах городского образа жизни в связи с утверждением религиозной монополии ислама. Архитектурный облик крупных городских центров с ориентацией на культовую архитектуру как отражение интеграционных процессов на мусульманском Востоке. Культурный подъём в эпоху Тимуридов и начало культурной стагнации. - 279

Заключение.

Процессы культурогенеза и культурное наследие.

Типы культурного развития. Спонтанная и стимулированная трансформация. Культурная интеграция. Эпохальный, региональный и локальный типы культур. Ритмы культурогенеза. Культурное наследие - важнейшая составляющая в изучении истории народа. - 292

Таблицы [ 1-38 ]. - 303

Литература. - 343

Сокращения. - 352

Указатель названий памятников и культур. - 353

Приложение.

Выдающиеся учёные Санкт-Петербурга и изучение древних культур и цивилизаций Центральной Азии и Кавказа. - 360

АВ - Археологические вести. СПб.

ВДИ - Вестник древней истории. М.

ВОРАО - Восточное отделение Русского археологического общества

ГАИМК - Государственная академия истории материальной культуры

ГПБ - Государственная Публичная библиотека. Л.

ЗВОРАО - Записки Восточного отделения Российского археологического общества. СПб.

ИИАЭ - Институт истории, археологии и этнографии

ИИМК - Институт истории материальной культуры АН СССР (позднее Российской Академии наук)

ИМКУ - История материальной культуры Узбекистана. Ташкент; Самарканд