Запоминаем слоги. Запоминаем слоги Слияние букв в русском языке

Как научить ребенка слиянию звуков при чтении слогов

Наибольшую трудность для детей, обучаемых чтению, представляет усвоение слога-слияния. При чтении детьми прямого слога важно сразу же преодолевать у них стремление побуквенно воспроизводить слоговую структуру. Осмыслению принципа слияния помогают различные приемы: протяжное произнесение первого согласного звука с постепенным переходом на последующий гласный, чтение с подготовкой артикуляционного аппарата на произнесение гласного звука, запоминание слога, чтение слога по следам анализа. Раскрыть «секрет» слияния звуков в слоге дети должны сами. Но при этом нельзя командовать их артикуляционными действиями, так как это разрушает их речевые навыки, деавтоматизирует их. Надо лишь организовать наблюдение детей над ихсобственными артикуляционными действиями с должными выводами из них.

Примерный фрагмент занятия.

Учитель: Скажем по слогам слово МУХА. (МУ-ХА.)

Какой первый слог? (МУ.) Какие в нем звуки? (Звуки [м] и [у].)

Как приготовиться к звуку [м]? (Сжать губы.)

Приготовьтесь и скажите [м]. (Дети произносят звук [м].)

А что нужно сделать для звука [y] (Вытянуть губы трубочкой.)

Приготовьтесь и произнесите звук [y] (Дети произносят.)

Как вы произнесли звуки [м] и [у], слитно или по одному? (По одному.)

А как вы к ним готовились, сразу или по очереди? (По очереди.)

Скажите еще раз слог МУ. (Дети произносят.)

Как звучат [м] и [у] в слоге, по одному или слитно? (Слитно.)

Как же они сливаются? Давайте попробуем узнать. Приготовьтесь к чтению слога МУ, но не говорите, а только посмотрите друг на друга и проверьте, хорошо ли вы приготовились к чтению слога МУ. (Дети смотрят.)

Какие у вас губы, разжатые или сжатые? (Сжатые.)

Для какого звука вы их сжали? (Для звука [м]

А что еще вы сделали с губами? (Вытянули их трубочкой.)

Для какого звука вытянули губы трубочкой? (Для звука [у].)

К скольким же звукам вы приготовились, к одному или к двум? (Мы приготовились к двум звукам.)

Хорошенько приготовьтесь еще раз и дайте голос. (МУ)

А сколько звуков сказали? (Два.) Какие? (звуки [м] и [у].)

Как вы их сказали, по одному или слитно? (Слитно.)

А как вы к ним готовились, по очереди или сразу к двум? (Мы готовились сразу к двум звукам.)

Вот потому они и сливаются. После звука [м] не нужно готовиться к звуку [у]: ведь мы его приготовили сразу, вместе с [м]. Поэтому в конце звука [м] начинает звучать уже подготовленный звук [у], и они сливаются, смешиваются конец [м] и начало [у].

Приготовьтесь еще раз к этим двум звукам. Дайте голос! (МУ)

Вот так мы произносим и все другие слоги: приготовимся сразу к произношению двух звуков, а голос даем один раз, ведь звуки сливаются в слог.

А теперь приготовьтесь к поизношению слога МО. К каким звукам надо сразу приготовиться? (К звукам [м] и [о].)

К скольким же звукам сразу надо готовиться, чтобы они сливались? (Сразу к двум звукам.)

(Такая же работа проводится со слогами МЫ, МИ, МА.)

А теперь посмотрите на меня. Угадайте по моим губам, к какому слогу я приготовилась? (К слогу МУ.) А сейчас? (К слогу МЫ.)

А теперь? (К слогу МО.) А это какой слог? (МИ.)

А сейчас повернитесь друг к другу и молча, одними губами загадайте друг другу в любом порядке слоги МИ, МО, МУ. МЫ, МА. (Дети угадывают слоги, подготовленные соседом по парте.)

Вот так мы говорим и все другие слоги: приготовимся сразу к двум звукам, а голос даем один раз. Скажите слог ЛУ. (Дети говорят.) Какие в нем звуки? (Звуки [л] и [у].)

Как приготовиться к [у], мы уже знаем, а как приготовиться к (л](Кончик языка прижать к верхним зубам.)

Приготовьтесь к двум звукам слога ЛУ. Дайте голос! (ЛУ!)

(Так же ведется работа со слогами HУ, НО, НЫ. НИ и др.)

На планке доски выставляются слоги из букв разрезной азбуки, например: МУ, МО, МЫ. МИ, МА, ЛО, ЛЫ, ЛИ. ЛУ, ЛА и др.

Дети хором и индивидуально готовятся сразу к двум звукам по указанию учителя и читают прямые слоги, добавляя к ним недостающие до целого слова.

Так дети под руководством учителя раскрывают способ слияния звуков слога в своей устной речи и переносят усвоенный способ с акта речи на акт чтения.

Далее уже можно переходить к чтению по слогам двухсложных слов типа ЛУ-НА. ЗИ-МА. ЛИ-СА, МА-МА, ПА-ПА, СА-НИ. РО-ЗА и др. со знакомыми и новыми согласными буквами. При этом необходимо добиваться, чтобы дети читали первые двухсложные слова хотя и медленно, по слогам, но уже на одном дыхании, без пауз между слогами и с силовым выделением ударного стога.

Для того чтобы обеспечить плавное и быстрое произнесение двух звуков последовательно, используют планшет, по которому двигаются буквы.

Обыгрывается ситуация прихода одной буквы в гости к другой.На данной схеме –окошко-домик вырезается. В окошко подставляется гласная буква.Читаются открытые слоги.

Для того,чтобы научить детей читать закрытые слоги,можно эту таблицу изменить, дополнив ее еще одним окошечком справа . Чтению слогов со стечением согласных в начале слога поможет эта таблица с окошком слева.Работа с таблицей на этом не заканчивается. По таблице проводятся следующие упражнения:

Поиск слога по заданию (взрослый называет, ребенок находит, показывает, называет);

Чтение цепочек слогов - по гласной (МА - НА - РА - ЛА - ПА -...)

В такой таблице ребенок увидит отсутствие некоторых слогов- ЖЫ, ШЫ, ЧЯ, ЩЯ, ЧЮ, ЩЮ. Возможно, это станет первым шагом в освоении русской орфографии.


Полное описание

Этот тренинг является частью цикла тренингов на нашем сайте . Цикл посвящен домашнему репетиторству навыков чтения. Тренинг может полезен как родителям дошкольника, так и педагогам.

Слог-слияние – это сочетание согласной и последующей гласной, либо сочетание согласной и мягкого знака. Такие буквосочетания - наиболее трудный и важный элемент обучения чтения. Системное представление материала в нашей статье оптимально для обучения чтению. В устной речи при чтении в таких случаях два звука как бы сливаются в один для сочетания согласной и гласной, либо твердый согласный становится мягким.

Ниже приведена полная таблица распространенных слогов-слияний.


А

О

У

Ы

И

Е

Я

Ё

Э

Ю

Б

БА

БО

БУ

БЫ

БИ

БЕ

БЯ

БЁ

БЮ

БЬ

В

ВА

ВО

ВУ

ВЫ

ВИ

ВЕ

ВЯ

ВЁ

ВЮ

ВЬ

Г

ГА

ГО

ГУ

ГИ

ГЕ

ГЁ

ГЮ

ГЬ

Д

ДА

ДО

ДУ

ДЫ

ДИ

ДЕ

ДЯ

ДЁ

ДЮ

ДЬ

Ж

ЖА

ЖО

ЖУ

ЖИ

ЖЕ

ЖЁ

ЖЮ

ЖЬ

З

ЗА

ЗО

ЗУ

ЗЫ

ЗИ

ЗЕ

ЗЯ

ЗЁ

ЗЮ

ЗЬ

Й

ЙА

ЙО

ЙЕ

К

КА

КО

КУ

КЫ

КИ

КЕ

КЁ

КЮ

Л

ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛИ

ЛЕ

ЛЯ

ЛЁ

ЛЭ

ЛЮ

ЛЬ

М

МА

МО

МУ

МЫ

МИ

МЕ

МЯ

МЁ

МЭ

МЮ

МЬ

Н

НА

НО

НУ

НЫ

НИ

НЕ

НЯ

НЁ

НЮ

НЬ

П

ПА

ПО

ПУ

ПЫ

ПИ

ПЕ

ПЯ

ПЁ

ПЭ

ПЮ

ПЬ

Р

РА

РО

РУ

РЫ

РИ

РЕ

РЯ

РЁ

РЭ

РЮ

РЬ

С

СА

СО

СУ

СЫ

СИ

СЕ

СЯ

СЁ

СЭ

СЮ

СЬ

Т

ТА

ТО

ТУ

ТЫ

ТИ

ТЕ

ТЯ

ТЁ

ТЮ

ТЬ

Ф

ФА

ФО

ФУ

ФЫ

ФИ

ФЕ

ФЯ

ФЁ

ФЮ

ФЬ

Х

ХА

ХО

ХУ

ХЫ

ХИ

ХЕ

ХЁ

ХЮ

Ц

ЦА

ЦО

ЦУ

ЦЫ

ЦИ

ЦЕ

ЦЮ

Ч

ЧА

ЧО

ЧУ

ЧИ

ЧЕ

ЧЁ

ЧЬ

Ш

ША

ШО

ШУ

ШИ

ШЕ

ШЁ

ШЬ

Щ

ЩА

ЩО

ЩУ

ЩИ

ЩЕ

ЩЁ

ЩЬ

В таблице выделены и подчеркнуты слоги, в которых дети наиболее часто делают ошибки. Данная таблица пригодна как для обучения чтению, так и для контроля за усвоением материала.

Если ребенок знает все буквы – ему легче читать по столбцам, чем по строкам. Взрослый должен контролировать, чтобы чтение слогов-слияний производилось ребенком как бы «автоматически». Обучение чтению можно производить по частям. Рекомендуем взрослым распечатать и сделать несколько рабочих экземпляров таблицы, вычеркивая при обучении и контроле слоги-слияния, который ребенок узнает и быстро читает (то есть навык доведен «до автоматизма»).

Для обучения чтению и развитию навыка чтения слогов-слияний нами разработан

Смотрите также статьи:

Полное описание

В статье и таблицах представлен материал, который может быть использован:

1) для обучения чтению;

2) для выявления пробелов в знаниях и навыках;

3) для корректировки ошибочных навыков;

4) для развития навыка определения мягкости-твердости согласных и правильного подбора гласных;

5) для усвоения некоторых правил русского языка (ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ и др.)

В статье обобщен практический опыт обучения чтению и звуко-буквенному анализу дошкольников педагога-психолога Воробьевой Н.Ф.


Комментарии к использованию таблиц:

1. До использования таблиц взрослый должен помочь ребенку выучить все гласные, структурированные следующим образом (читать по столбцам):

Возможные варианты:

вариант 1: Б, В, Ж

вариант 2: Г, Д, Ш

вариант 3: З, К, Ц

вариант 4: Л, М, Ж

вариант 5: Н, П, Ш

вариант 6: Р, С, Ц

вариант 7: Т, Ф, Ж

вариант 8: Х, Ч, Ш

вариант 9: Щ, Й, Ц

3. Желательно, чтобы узнавание и чтение слогов-слияний доводилось до автоматизма.

4. Редко встречающиеся слоги-слияния выделены мелким шрифтом.

5. Для восполнения пробелов в обучении чтению или корректировки неадекватных навыков может быть достаточно чтения лишь некоторых соответствующих решаемой проблеме таблиц. Например, ребенок пытается смягчить (произносить мягко) те согласные, которые всегда остаются твердыми. Значит ребенку в этом случае достаточно чтения таблиц для букв Ж, Ш, Ц.

6. Привычка читать твердые и мягкие согласные парами (например, ТА-ТЯ, ТО-ТЁ, ТУ-ТЮ и т. д.) может помочь ребенку в дальнейшем делать правильный подбор букв и легко различать мягкие и твердые согласные при переходе от звука к букве.

Таблица 1 (Б).



Таблица 2 (В)


Таблица 3 (Г)


Таблица 4 (Д)


Таблица 5 (Ж)



Таблица 6 (З)


Таблица 7 (Й)


Таблица 8 (К)


Таблица 9 (Л)

Таблица 10 (М)

Таблица 11 (Н)

Таблица 12 (П)

Таблица 13 (Р)

Таблица 14 (С)

Таблица 15 (Т)


Таблица 16 (Ф)


Таблица 17 (Х)


Таблица 18 (Ц)


Таблица 19 (Ч)


    Структура слог-слияния (С+Г).

    Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.

    Термин «слог-слияние». Этимология.

    Схема слог-слияния.

    Языковой материал:

    Слово со слог-слиянием.

    Слово со слог-слиянием.

    Повторение.

Согласные и гласные звуки.

План урока.

Цель урока: изучить понятие звук и понятие «Слог-слияние».

Задачи урока: 1) учить детей делать слого - звуковой анализ слова.

2) познакомить со слог-слиянием.

3) развивать речь .

Ход урока.

    Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок.

Вы за парты дружно сели,

На меня все посмотрели.

    Повторение.

На доске нарисовать схемы.

Что вы видите на доске?

А какие это схемы? Они похожи?

Как называется 1-я схема?

Что вы можете о ней сказать?

Из скольких слогов она состоит?

Какой слог в этой схеме ударный?

Как называется 2-я схема?

А из скольких звуков она состоит?

Мы можем что-то еще сказать об этой схеме?

А как называется 3-я схема?

Какой 1-й звук? Почему?

Какой 2-й звук? Почему?

Какой 3-й звук? Почему?

Какой 4-й звук? Почему?

Какой 5-й звук? Почему?

Вывесить две картинки (кошка и паук)

Посмотрите на картинки. Кто на них изображен?

Произнесите 1-е слово?

Сколько в этом слове слогов? Подставьте ладошку к подбородку и произнесите его.

Сколько слогов?

Какой 1-й слог?

Какой 2-й слог?

Позовем слово, чтобы узнать на какой слог падает ударение.

Подходит наша 1-я схема?

Почему?

А теперь послушаем, сколько звуков в этом слове. Послушайте, как это делаю я. (к-о-ш-к-а)

Повторим все вместе. Сколько звуков в этом слове?

Какой 1-й звук?

Какой 2-й звук?

Какой 3-й звук?

Какой 4-й звук?

Какой 5-й звук?

Посмотри, подходит ли эта схема ко 2-й схеме?

А теперь мы проверим, подходит ли это слово к 3-й схеме.

Произнесите это слово по звукам.

Какой 1-й звук?

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

Попробуйте.

А какой он?

б) Способ образования звука

Что вы чувствуете?

в) Произношение

Какой 2-й звук этого слова?

Пропойте его.

Что вы почувствовали?

А что это было?

А рот был закрыт?

Мешали ли зубы?

А как был расположен язык?

Что мы узнали о звуке [о]?

Тогда как он называется?

В какой домик мы поселим этот звук?

Правильно. Теперь произнесем 3-й звук.

а) Поется/Не поется

Пропоем его. Можно ли его пропеть?

Почему?

б) Способ образования звука

А теперь, подставьте ладошку к горлу и произнесите его.

Что вы почувствовали?

в) Произношение

А теперь, подставьте одну ладошку к горлу, а другую ко рту. Что происходит?

Что мы слышим?

Значит, что участвует при образовании этого звука?

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Свободно ли проходит струя воздуха?

А почему? Что ей мешает?

Какая возникает преграда?

Назовите 3 признака, которые мы определили.

Тогда как он называется?

В какой домик мы поселим этот звук?

Правильно. Произнесите 4-й звук в этом слове.

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

Попробуйте.

А какой он?

б) Способ образования звука

А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

Правильно! А как же называется это дрожание?

в) Произношение

А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?

Правильно. Воздух проходит через рот, и мы слышим шум.

А что нам мешает при произношении?

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Расскажите об этом звуке. Какой он?

Какие три признака этого звука вы знаете?

А эти признаки, признаки какого звука?

В какой домик мы поселим этот звук?

Выделите 5-й звук этого слова.

Пропойте его.

Можно ли пропеть этот звук?

Подставьте ладошку к горлу и произнесите этот звук.

Что вы почувствовали?

А что это было?

А теперь мы медленно и протяжно произнесем звук [о].

Как были расположены наши зубы?

А рот был закрыт?

Мешали ли зубы?

А как был расположен язык?

Что мы узнали о звуке [о]?

Какой звук [о]? Перечислите его признаки.

Тогда как он называется?

В какой домик мы поселим этот звук?

Теперь вспомним, какой 1-й звук в слове «кошка»?

Какой он?

Какой 2-й звук в этом слове?

Какой он?

Какой 3-й звук в этом слове?

Какой он?

Какой 4-й звук в этом слове?

Какой он?

Какой 5-й звук в этом слове?

Какой он?

Подходит ли нам 3-я схема?

Почему?

Правильно.

    Изучение нового материала.

1) Структура слог-слияния (С+Г) / 2) Особенности произношения сливания двух звуков при произношении.

Что вы можете сказать об этой схеме?

Из скольких звуков она состоит?

Произнесите, как мы говорим это слово?

Как мы произносим звук? По отдельности или вместе?

Мы произносим звук «па» и добавляем «ук».

Так как мы произносим звуки? Вместе?

Звуки [п] и [а] дружат друг с другом в этом слове и поэтому они произносятся слитно.

Какой 1-й звук?

Какой 2-й звук?

Итак, когда в слове 1-й звук согласный, а 2-й гласный – эти звуки дружат друг с другом и произносятся слитно.

3) Термин «слог-слияние».

При произношении эти 2 звука сливаются в один. И когда в слове слог состоит из согласного и следующего гласного звуков, этот слог мы будем называть слог-слиянием.

4) Схема слог-слияния.

Для обозначения этого слога люди придумали схему. И т.к. они дружат мы их поселим в один двухэтажный домик. Они будут жить в одном домике, но на разных этажах.

На первом этаже будет жить согласный звук, а на втором – гласный.

Каким цветом будет согласный звук?

А гласный?

Так какой 1-й слог?

Из каких звуков он состоит?

Как мы будем его называть?

Почему?

А какой 2-й звук в слове «паук»?

А как он произносится в этом слове?

Произнесите эти два звука.

Сливаются эти звуки или нет?

А как мы их произносим?

1-й слог какой?

А 2-й слог какой?

Итак, в словах встречаются слоги, где 1-й гласный, а 2-й –согласный звуки. Такой слог не сливается.

Эти звуки нам тоже нужно будет поселить в домик. Т.к. эти слоги не сливаются, значит они не дружат и поэтому они будут жить в разных домиках.

Каким цветом будет домик гласного звука?

А согласного?

А теперь составим полную схему слова «паук».

Из скольких слогов состоит схема слова «паук»?

Какой 1-й слог?

Почему?

Какой 2-й слог?

Почему?

А сейчас мы также разберем слово «кошка».

Что мы можем сказать о схеме слова «кошка»?

Из скольких слогов состоит это слово?

Произнесите слово так, как мы его говорим.

Как мы произносим звуки? По отдельности или вместе?

Мы произносим сначала звук «ко», добавляем к нему «ш», а затем «ка».

Так как мы произносим звуки, вместе?

Звуки [к] и [о] дружат и поэтому мы произносим их слитно.

Какой 1-й слог?

Какой 2-й слог?

Что мы можем сказать об этом слоге?

Правильно! И значит мы поселим их?

Молодцы!

Каким цветом мы покрасим комнату 1-го звука? Почему?

А какой 2-й звук этого слова?

Каким цветом мы его покрасим? Почему?

Какой 3-й звук этого слова?

Каким он произносится в этом слове?

Правильно! Значит где он будет жить?

- … подойди к доске и напиши схему этого слога.

Каким цветом мы покрасим его домик?

Какой 3-й слог в этом слове?

Как он произносится?

Какой 1-й звук в этом слоге?

А 2-й?

И значит этот слог?

Правильно!

Куда мы поселим эти 2 звука?

В какой домик?

Каким цветом мы его покрасим?

- … подойди к доске и напиши схему этого слога.

Из скольких слогов состоит схема слова «кошка»?

Какой 1-й слог?

Почему?

Какой 2-й слог?

Почему?

Какой 3-й слог?

Почему?

    Закрепление.

А сейчас послушайте загадку.

Ветви над рекой склонила,

В реку смотрится уныло.

(Ива)

Посчитайте, сколько в этом слове слогов?

Какой 1-й слог?

Какой 2-й слог?

Поставьте ударение в этом слове.

Какой слог ударный?

Из каких звуков состоит 1-й слог?

а) Поется/Не поется

Пропойте этот звук. Его можно пропеть?

б) Способ образования звука

А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

Значит, какой это звук?

в) Произношение

Определите, с помощью чего образуется этот звук.

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Мешает ли нам что-нибудь при произношении?

Тогда какой это звук?

В какой домик мы его поселим?

- … подойди к доске и напиши схему этого звука.

Из каких звуков состоит 2-й слог?

Какой 1-й звук?

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

Попробуйте.

б) Способ образования звука

А теперь подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

в) Произношение

А теперь подставьте одну ладошку к горлышку, а вторую ко рту. Что происходит?

А что нам мешает при произношении?

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Какие три признака этого звука вы знаете?

А эти признаки, признаки какого звука?

Какой 2-й звук в этом слоге?

а) Поется/Не поется

Можно ли его пропеть?

б) Способ образования звука

Определите, какой это звук. Подставьте ладошку к горлышку и произнесите его.

Что вы чувствуете?

в) Произношение

А теперь определите, с помощью чего он образован.

Наши зубы сомкнуты, губы прикрыты и язычок расположен внизу.

Мешает ли нам что-то при произношении?

Значит какой он?

А теперь назовите 2-й слог слова «ива».

- … подойди к доске и напиши схему этого слова.

    Рефлексия.

Что нового мы сегодня с вами узнали?

Когда это происходит?

Как слог-слияние обозначается на схеме?

30.04.2013 45806 0

Урок 10. гласные и согласные звуки.
слияние согласного звука с гласным

Цели : дать учащимся представление о гласных и согласных звуках; познакомить со слиянием согласного звука с гласным; развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение; развивать речь учащихся.

Оборудование : учебник; картинка с изображением аиста.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока .

II. Актуализация опорных знаний .

Вопрос :

– Из чего состоит наша речь? (Наша речь состоит из предложений .)

■ Развитие связной речи учащихся.

Работа по учебнику: с. 16–17.

Вопросы :

– Что вы видите на картинке?

– Что делают дети?

– Что делают взрослые?

– Каких животных видите? Что они делают?

– Какое время суток изображено на картинке? Почему так думаете?

Физкультминутка

III. Формирование новых знаний, умений и навыков .

На доску учитель вывешивает рисунок с изображением аиста.

1. Звуко-буквенный анализ слова аист .

Беседа с учащимися по вопросам :

– Давайте произнесем слово аист хором.

– Запишем схему этого слова:

– Сколько слогов в этом слове? (Два.)

– Произнесите первый слог. Сколько звуков вы слышите?

Учащиеся протяжно произносят несколько раз первый слог и делают вывод , что он состоит из одного звука.

– Произнесите второй слог. (-ист.)

– Сколько в нем звуков? (Три.)

– Произнесем этот слог протяжно, замедленно. (иииссст.)

– Какой первый звук? (иии.)

– Какой второй? (ссс.)

– Какой третий? (т.)

– Сколько же всего звуков в слове? (Четыре.)

– Сколько в первом слоге? (Один.)

– Сколько во втором? (Три.)

Слово учителя. Каждый звук обозначаем клеточкой. Клеточки располагаются одна за другой слева направо. Длинной поперечной чертой отделяем один слог от другого.

– Какой слог ударный? (Первый .)

2. Представление о гласных и согласных звуках.

Учитель . Произнесите слово аист .

– Как вы думаете, чем отличается первый звук слова от последнего?

Варианты ответов детей.

– При произнесении звука [a] выдыхаемый воздух во рту не встречает никаких преград, при произнесении же звука [т] преграда есть – язык и зубы плотно сомкнуты. Те звуки, которые произносятся без преград, поются, – называются гласными .

Те звуки, которые произносятся с затруднением, как бы через преграду, называются согласными .

Постановка целей и задач урока.

● Работа со схемами.

Слово учителя. Для того чтобы различать гласные звуки на схемах, обозначим их красным цветом.

На наборном полотне выставляются два красных квадратика – обозначение гласных звуков [a] и [и] – и добавляются к ним два белых квадратика – обозначение согласных звуков [с] и [т].

Физкультминутка

3. Введение понятия о слиянии согласного звука с гласным.

Вопросы по картинке: с. 16–17.

– Какое дерево склонилось над прудом? (Ива.)

– Произнесите первый звук. ([и].)

– Что можете о нем сказать? (Он гласный.)

– Посчитайте, сколько слогов в слове ива ? (Два.)

– Произнесите второй слог. (-ва.)

– Сколько звуков вы слышите в этом слоге? (Два.)

– Какой гласный? (Звук [a].)

Слово учителя. В слоге -ва два звука тесно между собой связаны, они слились вместе и поэтому произносятся за один раз, без всяких (даже мельчайших) остановок, неразрывно друг от друга. Обозначать такое слияние согласного с гласным мы будем не двумя клеточками, а так:

При таком изображении видно, что в слоге -ва два звука, слог начинается согласным звуком, а заканчивается гласным, они слиты друг с другом. Вот почему согласный вместе с гласным будем называть слиянием .

Примечание . Аналогичная работа проводится со словом осы .

Физкультминутка

IV. Закрепление пройденного материала .

Работа по учебнику: с. 16.

1) Анализ слова куры .

Вопрос ы и задания :

– Кто это? (Куры.)

– Сколько слогов в слове куры ? (Два.)

– Произнесем каждый слог протяжно. Сколько гласный звуков услышали? (Два.) Назовите их.

– Произнесите первый слог. (Ку-.)

– Что можете о нем сказать? .)

– Произнесите второй слог. (-ры.)

– Что можете сказать о нем? (Два звука, которые образовали слияние согласного с гласным .)

– Составим схему данного слова:

– Поставьте ударение. (Ударение падает на первый слог.)

– Произнесите слово целиком с ударением на первом слоге.

2) Аналогичная работа проводится со словом гуси .

Вопрос :

– Почему у слов куры и гуси одинаковые схемы? (Оба слова состоят из двух слогов-слияний, ударение падает на первый слог.)

3) Слого-звуковой разбор слова голуби (с опорой на схему).

Вопрос и задание:

– Сравните схему этого слова со схемами предыдущих слов. Укажите их сходство и различие. (Сходство : все слоги – слияния; ударение падает на первый слог. Различие : в словах куры и гуси два слога, а в слове голуби – три.)

V. Итог урока. Рефлексия .

– Что нового узнали на уроке?

– Что особенно понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

Спасибо за урок.