Богдан Ступка- гениальный актер современности!Клип, который разорвал весь интернет!!! Гражданская война добралась в семьи? "Предать земле" в книгах

Рецензия на фильм «Тарас Бульба» режиссёра (сравнение с повестью) «В границах «дозволенного»?..»

ГБОУ СОШ № 000 Красносельского района

Санкт-Петербурга

Руководитель:

Нам часто приходится слышать реплики: "Зачем читать книгу, если есть фильм? В фильме все более красочно, ярко!" Или наоборот: "Зачем смотреть фильм, если есть книга? Книга позволяет включить воображение, все представить самому!" Проблема серьёзная, ведь одному из нас легче всё увидеть глазами очевидца или режиссера, а другому больше по душе самому представить себе происходящее, быть режиссёром своей «постановки». Фильм и книга бывают очень непохожи. Иногда в фильме добавляют то, чего нет в книге, иногда бывает наоборот. Так что давайте сравним повесть и фильм о Тарасе Бульбе режиссёра.

Основные мотивы экранизации и самой повести едины: любовь к Родине, предательство, самоотверженность, отношения между людьми. Все это волновало людей во все времена и, конечно, сохраняет свою актуальность и по сей день. И в фильме, и в самой повести герои встают перед сложной проблемой нравственного выбора. Чувства и долг сталкиваются в остром конфликте.

Образ Тараса Бульбы – един: и в повести, и в ее экранизации перед нами предстает глубоко уважаемый всеми, гордый, храбрый казак – настоящий герой, защитник своей Родины, суровый, непреклонный. Свобода Отчизны и казацкая честь для него важнее любых других духовных ценностей. Поэтому, беспощадный ко всем изменникам и трусам, он даже в отношении собственного сына не отступил от своих жизненных принципов. Преодолевая отцовскую любовь, Тарас убивает своего младшего сына Андрия как предателя Родины и дезертира.

К достоинствам фильма можно отнести яркость, живописность пейзажей и красоту декораций и планов. Перед нами встают завораживающие виды Запорожья, Днепра, средневековых городов, полей, деревень. Но в повести, благодаря искусству слова, для нас открывается безграничный простор для нашего воображения: «Вечером вся степь совершенно переменялась. Всё пёстрое пространство её охватывалось последним ярким отблеском солнца и постепенно темнело, так что видно было, как тень перебегала по нём, и она становилась тёмно-зелёною; испарения подымались гуще, каждый цветок, каждая травка испускала амбру, и вся степь курилась благовонием…» В фильме же наше воображение ограничено видеорядом.

Теперь о характерах. не осуждает Андрия резко и однозначно, он оставляет право оценить его поступок нам, читателям. Любовь, вспыхнувшая в душе Андрия, вступила в трагическое противоречие с чувством долга перед своими близкими, товарищами и Родиной. Любовь утрачивает здесь обычно присущие ей светлые, благородные черты, она перестает быть источником радости. Это чувство не принесло Андрию счастья, оно отгородило его от товарищей, от Отчизны, вынудило совершить предательство и дезертирство. Но Андрий Гоголя делает шаг осознанный – не испугавшись смерти, он перешел на сторону противника. Внутренний конфликт завершился в пользу любви. И Гоголь талантливейшим образом показывает эту ожесточенную борьбу, битву с самим собой, столкновение чувства и долга в душе Андрия. Бортко же и актёр В. Петренко в отношении героя более категоричны: измену Родине ничто не может ни искупить, ни оправдать. Здесь, видимо, сказалось влияние современной патриотической линии, дух сегодняшних времён. Но в данном случае эта позиция вполне оправдана, ведь в фильме изображен человек, нисколько не сомневающийся в своем решении, предающий Родину без зазрения совести, ведомый не возвышенными, светлыми чувствами, а простыми и несовершенными чертами человеческого характера, проще говоря – страстями.

В фильме Владимира Бортко польская панночка, дочь воеводы Мазовецкого, носит имя Эльжбета, между тем как в повести Гоголя она везде зовется просто «панночкой» (фамилии Мазовецкий вообще нет в книге). В повести Гоголя панночка в последний раз упоминается перед решающей битвой у крепости Дубно, дальнейшая её судьба не раскрывается, нет ни беременности , ни ребёнка.

В книге отсутствует нападение поляков на хутор Тараса и убийство ими его жены. Там лишь упоминается, что во время осады Дубно "есаулы привезли сыновьям Тараса благословенье от старухи матери", значит, мать была жива и здорова.
В фильм не вошли описания жестокостей казаков по отношению к полякам. Очевидно, тоже сказалась политическая конъюнктура. Нет и описания пыток, которым, наоборот, были подвергнуты казаки с Остапом.

Кроме того, в повести Н. В. Гоголя Тарас и его дети несколько младше своих киногероев.

Также Бортко «добавил» в фильм картину Репина «Казаки пишут письмо турецкому султану». В книге нет и эпизода рождения Андрия, ничего не сказано о церкви на территории Запорожской сечи, которая в фильме является фоном выборов кошевого.

Также авторские позиции Гоголя и Бортко не совсем сходятся в их видении характеров казаков. Режиссёр, по моему мнению, немного идеализировал запорожское казачество. В повести Гоголя изображены яркие, сильные, но живые, индивидуальные характеры, со своими достоинствами и недостатками. На экране же мы видим идеальных, очень похожих между собой и от того не всегда интересных персонажей. Исключение – персонаж М. Боярского.

У Гоголя искренний, неподдельный патриотизм пронизывает каждую строчку повести, на первый план выходят человеческие отношения, конфликт между чувством и долгом стоит остро, напряженно, он не разрешается и в финале, потому что, наверное, и невозможно найти однозначного ответа на вопрос, что сильнее – любовь или долг. В фильме же эти серьезные, острые проблемы заслоняют изображение многочисленных боев, жестокие сцены насилия, кровавые, беспощадные и излишне реалистичные, немного в стиле голливудских традиций. А битва за свободу отчизны Тараса Бульбы и остальных казаков в киноверсии превращается во многом в месть за убийство жены. И становится не совсем понятно, какую мысль этим хотел донести до нас режиссер. Ведь в повести Гоголя служению Отчизне и товариществу казаки отдавали себя безраздельно, их души были проникнуты лишь одним стремлением – к свободе и независимости своего народа.

Возьмём для сравнения эпизод речи Тараса о товариществе. Место эпизода: в повести - 9 глава; В экранизации - первый эпизод (пролог фильма).

Эпизод с речью Тараса Бульбы Бортко перенес в начало фильма, делая, так сказать, предисловием, причем, в черно-белом варианте. Я думаю, что тем самым режиссёр хотел подчеркнуть, что речь Тараса Бульбы относится не только к запорожским казакам, но и к нам сегодняшним, должна напомнить нам о важности любви к Родине и ценности товарищества.

А вот сцена убийства Тарасом своего младшего сына. По моему мнению, в фильме эта сцена немного укорочена, теряется торжественность и характер содеянного. Также по киноверсии к Тарасу подъехал не Остап, как было в повести, а другой казак, говорящий о желании казаков «взглянуть на них перед смертным часом». Следовательно, нет диалога между Остапом и Тарасом:

«– Батько, что ты сделал? Это ты убил его? – сказал подъехавший в это время Остап.

Тарас кивнул головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:

– Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

– Погребут его и без нас! – сказал Тарас, – будут у него плакальщики и утешницы!..»

Ещё один эпизод - пленение Тараса. В повести он звучал так:

«И пробились было уже козаки, и, может быть, еще раз послужили бы им верно быстрые кони, как вдруг среди самого бегу остановился Тарас и вскрикнул: «Стой! выпала люлька с табаком; не хочу, чтобы и люлька досталась вражьим ляхам!» И нагнулся старый атаман и стал отыскивать в траве свою люльку с табаком, неотлучную сопутницу на морях, и на суше, и в походах, и дома. А тем временем набежала вдруг ватага и схватила его под могучие плечи. Двинулся было он всеми членами, но уже не посыпались на землю, как бывало прежде, схватившие его гайдуки. «Эх, старость, старость!» – сказал он, и заплакал дебелый старый козак. Но не старость была виною: сила одолела силу. Мало не тридцать человек повисло у него по рукам и по ногам.»

В фильме же Тарас после того, как поднял люльку, успел подняться и начать сражение с ляхами.

Эпизод смерти Тараса Бульбы и его помощь товарищам как будто совпадают с повестью, но концовка экранизации и книги различаются. В произведении Гоголя казаки уплывают на лодках, говоря о своем атамане, а в фильме также показаны казаки, но уже на лошадях, со звучащим закадровым голосом, говорящим о силе Руси и немного напоминающим речь Тараса о товариществе.

Если не обращать внимания на маленькие указанные несоответствия и недочеты, повесть и экранизация «Тараса Бульбы» в принципе схожи, ведь они поддерживают единую мысль, которая заключается в любви к Родине, готовности казаков к самопожертвованию, внутренних конфликтах души и долга и истинном патриотизме. Это актуально и по сей день, ведь это волнует и волновало людей во все времена.

Неважно, читаем мы книгу или смотрим фильм по мотивам повести, главное - понять смысл сюжета, извлечь уроки, узнать что-то большее, насладиться искусством. В этом нам в равной степени помогают и повесть, и экранизация.

Что же в итоге? Экранизация, похоже, не настолько разошлась с литературным первоисточником, чтобы получить низкую художественную оценку. Однако хотелось бы, чтобы индивидуальность характеров героев не терялась при экранизации и не упрощались те неразрешимые нравственные проблемы, которые поставлены в повести.

А вопрос о границах «дозволенного» при перенесении классики на кино - или телеэкран остаётся…

Хочется мне вам сказать, панове, что такое есть наше товарищество. Вы слышали от отцов и дедов, в какой чести у всех была земля наша: и грекам дала знать себя, и с Царьграда брала червонцы, и города были пышные, и храмы, и князья, князья русского рода, свои князья, а не католические недоверки. Все взяли бусурманы, все пропало. Только остались мы, сирые, да, как вдовица после крепкого мужа, сирая, так же как и мы, земля наша! Вот в какое время подали мы, товарищи, руку на братство! Вот на чем стоит наше товарищество! Нет уз святее товарищества! Отец любит свое дитя, мать любит свое дитя, дитя любит отца и мать. Но это не то, братцы: любит и зверь свое дитя. Но породниться родством по душе, а не по крови, может один только человек. Бывали и в других землях товарищи, но таких, как в Русской земле, не было таких товарищей. Вам случалось не одному помногу пропадать на чужбине; видишь - и там люди! также божий человек, и разговоришься с ним, как с своим; а как дойдет до того, чтобы поведать сердечное слово, - видишь: нет, умные люди, да не те; такие же люди, да не те! Нет, братцы, так любить, как русская душа, - любить не то чтобы умом или чем другим, а всем, чем дал бог, что ни есть в тебе, а... - сказал Тарас, и махнул рукой, и потряс седою головою, и усом моргнул, и сказал: - Нет, так любить никто не может! Знаю, подло завелось теперь на земле нашей; думают только, чтобы при них были хлебные стоги, скирды да конные табуны их, да были бы целы в погребах запечатанные меды их. Перенимают черт знает какие бусурманские обычаи; гнушаются языком своим; свой с своим не хочет говорить; свой своего продает, как продают бездушную тварь на торговом рынке. Милость чужого короля, да и не короля, а паскудная милость польского магната, который желтым чеботом своим бьет их в морду, дороже для них всякого братства. Но у последнего подлюки, каков он ни есть, хоть весь извалялся он в саже и в поклонничестве, есть и у того, братцы, крупица русского чувства. И проснется оно когда-нибудь, и ударится он, горемычный, об полы руками, схватит себя за голову, проклявши громко подлую жизнь свою, готовый муками искупить позорное дело. Пусть же знают они все, что такое значит в Русской земле товарищество! Уж если на то пошло, чтобы умирать, - так никому ж из них не доведется так умирать!.. Никому, никому!.. Не хватит у них на то мышиной натуры их!

Так говорил атаман и, когда кончил речь, все еще потрясал посеребрившеюся в козацких делах головою. Всех, кто ни стоял, разобрала сильно такая речь, дошед далеко, до самого сердца. Самые старейшие в рядах стали неподвижны, потупив седые головы в землю; слеза тихо накатывалася в старых очах; медленно отирали они ее рукавом. И потом все, как будто сговорившись, махнули в одно время рукою и потрясли бывалыми головами. Знать, видно, много напомнил им старый Тарас знакомого и лучшего, что бывает на сердце у человека, умудренного горем, трудом, удалью и всяким невзгодьем жизни, или хотя и не познавшего их, но много почуявшего молодою жемчужною душою на вечную радость старцам родителям, родившим их.
А из города уже выступало неприятельское войско, гремя в литавры и трубы, и, подбоченившись, выезжали паны, окруженные несметными слугами. Толстый полковник отдавал приказы. И стали наступать они тесно на козацкие таборы, грозя, нацеливаясь пищалями, сверкая очами и блеща медными доспехами. Как только увидели козаки, что подошли они на ружейный выстрел, все разом грянули в семипядные пищали, и, не перерывая, всь палили они из пищалей. Далеко понеслось громкое хлопанье по всем окрестным полям и нивам, сливаясь в беспрерывный гул; дымом затянуло все поле, а запорожцы всь палили, не переводя духу: задние только заряжали да передавали передним, наводя изумление на неприятеля, не могшего понять, как стреляли козаки, не заряжая ружей. Уже не видно было за великим дымом, обнявшим то и другое воинство, не видно было, как то одного, то другого не ставало в рядах; но чувствовали ляхи, что густо летели пули и жарко становилось дело; и когда попятились назад, чтобы посторониться от дыма и оглядеться, то многих недосчитались в рядах своих. А у козаков, может быть, другой-третий был убит на всю сотню. И всь продолжали палить козаки из пищалей, ни на минуту не давая промежутка. Сам иноземный инженер подивился такой, никогда им не виданной тактике, сказавши тут же, при всех: "Вот бравые молодцы-запорожцы! Вот как нужно биться и другим в других землях!" И дал совет поворотить тут же на табор пушки. Тяжело ревнули широкими горлами чугунные пушки; дрогнула, далеко загудевши, земля, и вдвое больше затянуло дымом все поле. Почуяли запах пороха среди площадей и улиц в дальних и ближних городах. Но нацелившие взяли слишком высоко: раскаленные ядра выгнули слишком высокую дугу. Страшно завизжав по воздуху, перелетели они через головы всего табора и углубились далеко в землю, взорвав и взметнув высоко на воздух черную землю. Ухватил себя за волосы французский инженер при виде такого неискусства и сам принялся наводить пушки, не глядя на то, что жарили и сыпали пулями беспрерывно козаки.
Тарас видел еще издали, что беда будет всему Незамайковскому и Стебликивскому куреню, и вскрикнул зычно: "Выбирайтесь скорей из-за возов, и садись всякий на коня!" Но не поспели бы сделать то и другое козаки, если бы Остап не ударил в самую середину; выбил фитили у шести пушкарей, у четырех только не мог выбить: отогнали его назад ляхи. А тем временем иноземный капитан сам взял в руку фитиль, чтобы выпалить из величайшей пушки, какой никто из казаков не видывал дотоле. Страшно глядела она широкою пастью, и тысяча смертей глядело оттуда. И как грянула она, а за нею следом три другие, четырехкратно потрясши глухо-ответную землю, - много нанесли они горя! Не по одному козаку взрыдает старая мать, ударяя себя костистыми руками в дряхлые перси. Не одна останется вдова в Глухове, Немирове, Чернигове и других городах. Будет, сердечная, выбегать всякий день на базар, хватаясь за всех проходящих, распознавая каждого из них в очи, нет ли между их одного, милейшего всех. Но много пройдет через город всякого войска, и вечно не будет между ними одного, милейшего всех.
Так, как будто и не бывало половины Незамайковского куреня! Как градом выбивает вдруг всю ниву, где, что полновесный червонец, красовался всякий колос, так их выбило и положило.
Как же вскинулись козаки! Как схватились все! Как закипел куренной атаман Кукубенко, увидевши, что лучшей половины куреня его нет! Разом вбился он с остальными своими незамайковцами в самую середину. В гневе иссек в капусту первого попавшегося, многих конников сбил с коней, доставши копьем и конника и коня, пробрался к пушкарям и уже отбил одну пушку. А уж там, видит, хлопочет уманский куренной атаман и Степан Гуска уже отбивает главную пушку. Оставил он тех козаков и поворотил с своими в другую неприятельскую гущу. Так, где прошли незамайковцы - так там и улица, где поворотились - так уж там и переулок! Так и видно, как редели ряды и снопами валились ляхи! А у самых возов Вовтузенко, а спереди Черевиченко, а у дальних возов Дьгтяренко, а за ним куренной атаман Вертыхвист. Двух уже шляхтичей поднял на копье Дьгтяренко, да напал наконец на неподатливого третьего. Увертлив и крепок был лях, пышной сбруей украшен и пятьдесят одних слуг привел с собою. Согнул он крепко Дьгтяренка, сбил его на землю и уже, замахнувшись на него саблей, кричал: "Нет из вас, собак-козаков, ни одного, кто бы посмел противустать мне!"
"А вот есть же!" - сказал и выступил вперед Мосий Шило. Сильный был он козак, не раз атаманствовал на море и много натерпелся всяких бед. Схватили их турки у самого Трапезонта и всех забрали невольниками на галеры, взяли их по рукам и ногам в железные цепи, не давали по целым неделям пшена и поили противной морской водою. Все выносили и вытерпели бедные невольники, лишь бы не переменять православной веры. Не вытерпел атаман Мосий Шило, истоптал ногами святой закон, скверною чалмой обвил грешную голову, вошел в доверенность к паше, стал ключником на корабле и старшим над всеми невольниками. Много опечалились оттого бедные невольники, ибо знали, что если свой продаст веру и пристанет к угнетателям, то тяжелей и горше быть под его рукой, чем под всяким другим нехристом. Так и сбылось. Всех посадил Мосий Шило в новые цепи по три в ряд, прикрутил им до самых белых костей жестокие веревки; всех перебил по шеям, угощая подзатыльниками. И когда турки, обрадовавшись, что достали себе такого слугу, стали пировать и, позабыв закон свой, все перепились, он принес все шестьдесят четыре ключа и роздал невольникам, чтобы отмыкали себя, бросали бы цепи и кандалы в море, а брали бы наместо того сабли да рубили турков. Много тогда набрали козаки добычи и воротились со славою в отчизну, и долго бандуристы прославляли Мосия Шила. Выбрали бы его в кошевые, да был совсем чудной козак. Иной раз повершал такое дело, какого мудрейшему не придумать, а в другой - просто дурь одолевала казака. Пропил он и прогулял все, всем задолжал на Сечи и, в прибавку к тому, прокрался, как уличный вор: ночью утащил из чужого куреня всю козацкую сбрую и заложил шинкарю. За такое позорное дело привязали его на базаре к столбу и положили возле дубину, чтобы всякий по мере сил своих отвесил ему по удару. Но не нашлось такого из всех запорожцев, кто бы поднял на него дубину, помня прежние его заслуги. Таков был козак Мосий Шило.
"Так есть же такие, которые бьют вас, собак!" - сказал он, ринувшись на него. И уж так-то рубились они! И наплечники и зерцала погнулись у обоих от ударов. Разрубил на нем вражий лях железную рубашку, достав лезвеем самого тела: зачервонела козацкая рубашка. Но не поглядел на то Шило, а замахнулся всей жилистой рукою (тяжела была коренастая рука) и оглушил его внезапно по голове. Разлетелась медная шапка, зашатался и грянулся лях, а Шило принялся рубить и крестить оглушенного. Не добивай, козак, врага, а лучше поворотись назад! Не поворотился козак назад, и тут же один из слуг убитого хватил его ножом в шею. Поворотился Шило и уж достал было смельчака, но он пропал в пороховом дыме. Со всех сторон поднялось хлопанье из самопалов. Пошатнулся Шило и почуял, что рана была смертельна. Упал он, наложил руку на свою рану и сказал, обратившись к товарищам: "Прощайте, паныбратья, товарищи! Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!" И зажмурил ослабшие свои очи, и вынеслась козацкая душа из сурового тела. А там уже выезжал Задорожний с своими, ломил ряды куренной Вертыхвист и выступал Балаган.

А что, паны? - сказал Тарас, перекликнувшись с куренными. - Есть еще порох в пороховницах? Не ослабела ли козацкая сила? Не гнутся ли козаки?
- Есть еще, батько, порох в пороховницах. Не ослабела еще козацкая сила; еще не гнутся казаки!
И наперли сильно козаки: совсем смешали все ряды. Низкорослый полковник ударил сбор и велел выкинуть восемь малеванных знамен, чтобы собрать своих, рассыпавшихся далеко по всему полю. Все бежали ляхи к знаменам; но не успели они еще выстроиться, как уже куренной атаман Кукубенко ударил вновь с своими незамайковцами в середину и напал прямо на толстопузого полковника. Не выдержал полковник и, поворотив коня, пустился вскачь; а Кукубенко далеко гнал его через все поле, не дав ему соединиться с полком. Завидев то с бокового куреня, Степан Гуска пустился ему навпереймы, с арканом в руке, всю пригнувши голову к лошадиной шее, и, улучивши время, с одного раза накинул аркан ему на шею. Весь побагровел полковник, ухватясь за веревку обеими руками и силясь разорвать ее, но уже дюжий размах вогнал ему в самый живот гибельную пику. Там и остался он, пригвожденный к земле. Но несдобровать и Гуске! Не успели оглянуться козаки, как уже увидели Степана Гуску, поднятого на четыре копья. Только и успел-сказать бедняк: "Пусть же пропадут все враги и ликует вечные веки Русская земля!" И там же испустил дух свой.
Оглянулись козаки, а уж там, сбоку, козак Метелыця угощает ляхов, шеломя того и другого; а уж там, с другого, напирает с своими атаман Невылычкий; а у возов ворочает врага и бьется Закрутыгуба; а у дальних возов третий Пысаренко отогнал уже целую ватагу. А уж там, у других возов, схватились и бьются на самых возах.
- Что, паны? - перекликнулся атаман Тарас, проехавши впереди всех. - Есть ли еще порох в пороховницах? Крепка ли еще козацкая сила? Не гнутся ли еще козаки?
- Есть еще, батько, порох в пороховницах; еще крепка козацкая сила; еще не гнутся козаки!
А уж упал с воза Бовдюг. Прямо под самое сердце пришлась ему пуля, но собрал старый весь дух свой и сказал: "Не жаль расстаться с светом. Дай бог и всякому такой кончины! Пусть же славится до конца века Русская земля!" И понеслась к вышинам Бовдюгова душа рассказать давно отошедшим старцам, как умеют биться на Русской земле и, еще лучше того, как умеют умирать в ней за святую веру.
Балабан, куренной атаман, скоро после него грянулся также на землю. Три смертельные раны достались ему: от копья, от пули и от тяжелого палаша. А был один из доблестнейших козаков; много совершил он под своим атаманством морских походов, но славнее всех был поход к анатольским берегам. Много набрали они тогда цехинов, дорогой турецкой габы, киндяков и всяких убранств, но мыкнули горе на обратном пути: попались, сердечные, под турецкие ядра. Как хватило их с корабля - половина челнов закружилась и перевернулась, потопивши не одного в воду, но привязанные к бокам камыши спасли челны от потопления. Балабан отплыл на всех веслах, стал прямо к солнцу и через то сделался невиден турецкому кораблю. Всю ночь потом черпаками и шапками выбирали они воду, латая пробитые места; из козацких штанов нарезали парусов, понеслись и убежали от быстрейшего турецкого корабля. И мало того что прибыли безбедно на Сечу, привезли еще златошвейную ризу архимандриту Межигорского киевского монастыря и на Покров, что на Запорожье, оклад из чистого серебра. И славили долго потом бандуристы удачливость козаков. Поникнул он теперь головою, почуяв предсмертные муки, и тихо сказал: "Сдается мне, паны-браты, умираю хорошею смертью: семерых изрубил, девятерых копьем исколол. Истоптал конем вдоволь, а уж не припомню, скольких достал пулею. Пусть же цветет вечно Русская земля!.." И отлетела его душа.
Козаки, козаки! не выдавайте лучшего цвета вашего войска! Уже обступили Кукубенка, уже семь человек только осталось изо всего Незамайковского куреня; уже и те отбиваются через силу; уже окровавилась на нем одежда. Сам Тарас, увидя беду его, поспешил на выручку. Но поздно подоспели козаки: уже успело ему углубиться под сердце копье прежде, чем были отогнаны обступившие его враги. Тихо склонился он на руки подхватившим его козакам, и хлынула ручьем молодая кровь, подобно дорогому вину, которое несли в склянном сосуде из погреба неосторожные слуги, поскользнулись тут же у входа и разбили дорогую сулею: все разлилось на землю вино, и схватил себя за голову прибежавший хозяин, сберегавший его про лучший случай в жизни, чтобы если приведет бог на старости лет встретиться с товарищем юности, то чтобы помянуть бы вместе с ним прежнее, иное время, когда иначе и лучше веселился человек... Повел Кукубенко вокруг себя очами и проговорил: "Благодарю бога, что довелось мне умереть при глазах ваших, товарищи! Пусть же после нас живут еще лучшие, чем мы, и красуется вечно любимая Христом Русская земля!" И вылетела молодая душа. Подняли ее ангелы под руки и понесли к небесам. Хорошо будет ему там. "Садись, Кукубенко, одесную меня! - скажет ему Христос, - ты не изменил товариществу, бесчестного дела не сделал, не выдал в беде человека, хранил и сберегал мою церковь". Всех опечалила смерть Кукубенка. Уже редели сильно козацкие ряды; многих, многих храбрых уже недосчитывались; но стояли и держались еще козаки.
- А что, паны? - перекликнулся Тарас с оставшимися куренями. - Есть ли еще порох в пороховницах? Не иступились ли сабли? Не утомилась ли козацкая сила? Не погнулись ли козаки?
- Достанет еще, батько, пороху! Годятся еще сабли; не утомилась козацкая сила; не погнулись еще козаки!
И рванулись снова козаки так, как бы и потерь никаких не потерпели. Уже три только куренных атамана осталось в живых. Червонели уже всюду красные реки; высоко гатились мосты из козацких и вражьих тел. Взглянул Тарас на небо, а уж по небу потянулась вереница кречетов. Ну, будет кому-то пожива! А уж там подняли на копье Метелыцю. Уже голова другого Пысаренка, завертевшись, захлопала очами. Уже подломился и бухнулся о землю начетверо изрубленный Охрим Гуска. "Ну!" - сказал Тарас и махнул платком. Понял тот знак Остап и ударил сильно, вырвавшись из засады, в конницу. Не выдержали сильного напору ляхи, а он их гнал и нагнал прямо на место, где были убиты в землю копья и обломки копьев. Пошли спотыкаться и падать кони и лететь через их головы ляхи. А в это время корсунцы, стоявшие последние за возами, увидевши, что уже достанет ружейная пуля, грянули вдруг из самопалов. Все сбились и растерялись ляхи, и приободрились козаки. "Вот и наша победа!" - раздались со всех сторон запорожские голоса, затрубили в трубы и выкинули победную хоругвь. Везде бежали и крылись разбитые ляхи. "Ну, нет, еще не совсем победа!" - сказал Тарас, глядя на городские ворота, и сказал он правду.
Отворились ворота, и вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных полков. Под всеми всадниками были все как один бурые аргамаки. Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели черные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы. Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий. А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае. Атукнул на него опытный охотник - и он понесся, пустив прямой чертой по воздуху свои ноги, весь покосившись набок всем телом, взрывая снег и десять раз выпереживая самого зайца в жару своего бега. Остановился старый Тарас и глядел на то, как он чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево. Не вытерпел Тарас и закричал: "Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?.." Но Андрий не различал, кто пред ним был, свои или другие какие; ничего не видел он. Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и все, что создано для безумных поцелуев.
"Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!" - кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его. И, поправив на себе высокие шапки, тут же пустились на конях прямо наперерез гусарам. Ударили сбоку на передних, сбили их, отделили от задних, дали по гостинцу тому и другому, а Голокопытенко хватил плашмя по спине Андрия, и в тот же час пустились бежать от них, сколько достало козацкой мочи. Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь! Ударив острыми шпорами коня, во весь дух полетел он за козаками, не глядя назад, не видя, что позади всего только двадцать человек успело поспевать за ним. А козаки летели во всю прыть на конях и прямо поворотили к лесу. Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен...

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.
- Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.
Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Андрий был безответен.
- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв перед Тарасом.
- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.
- Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!
- Батько, что ты сделал? Это ты убил его? - сказал подъехавший в это время Остап.
Тарас кивнул головою.
Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и проговорил он тут же:
- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.
- Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и утешницы!
И минуты две думал он, кинуть ли его на расхищенье волкам-сыромахам или пощадить в нем рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы то ни было. Как видит, скачет к нему на коне Голокопытенко:
- Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!..
Не успел сказать Голокопытенко, скачет Вовтузенко:
- Беда, атаман, новая валит еще сила!..
Не успел сказать Вовтузенко, Пысаренко бежит бегом, уже без коня:
- Где ты, батьку? Ищут тебя козаки. Уж убит куренной атаман Невылычкий, Задорожний убит, Черевиченко убит. Но стоят козаки, не хотят умирать, не увидев тебя в очи; хотят, чтобы взглянул ты на них перед смертным часом!
- На коня, Остап! - сказал Тарас и спешил, чтобы застать еще козаков, чтобы поглядеть еще на них и чтобы они взглянули перед смертью на своего атамана.
Но не выехали они еще из лесу, а уж неприятельская сила окружила со всех сторон лес, и меж деревьями везде показались всадники с саблями и копьями. "Остап!.. Остап, не поддавайся!.." - кричал Тарас, а сам, схвативши саблю наголо, начал честить первых попавшихся на все боки. А на Остапа уже наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьем в ребро третьего; четвертый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в конскую грудь горячая пуля, - вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и задавил под собою всадника. "Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. - кричал Тарас. - Вот я следом за тобою!.." А сам все отбивался от наступавших. Рубится и бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову, а сам глядит все вперед на Остапа и видит, что уже вновь схватилось с Остапом мало не восьмеро разом. "Остап!.. Остап, не поддавайся!.." Но уж одолевают Остапа; уже один накинул ему на шею аркан, уже вяжут, уже берут Остапа. "Эх, Остап, Остап!.. - кричал Тарас, пробиваясь к нему, рубя в капусту встречных и поперечных. - Эх, Остап, Остап!.." Но как тяжелым камнем хватило его самого в ту же минуту. Все закружилось и перевернулось в глазах его. На миг смешанно сверкнули пред ним головы, копья, дым, блески огня, сучья с древесными листьями, мелькнувшие ему в самые очи. И грохнулся он, как подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи…

Но толпа вдруг зашумела, и со всех сторон раздались голоса: "Ведут... ведут!.. козаки!.."
Они шли с открытыми головами, с длинными чубами; бороды у них были отпущены. Они шли не боязливо, не угрюмо, но с какою-то тихою горделивостию; их платья из дорогого сукна износились и болтались на них ветхими лоскутьями; они не глядели и не кланялись народу. Впереди всех шел Остап.
Что почувствовал старый Тарас, когда увидел своего Остапа? Что было тогда в его сердце? Он глядел на него из толпы и не проронил ни одного движения его. Они приблизились уже к лобному месту. Остап остановился. Ему первому приходилось выпить эту тяжелую чашу. Он глянул на своих, поднял руку вверх и произнес громко:
- Дай же, боже, чтобы все, какие тут ни стоят еретики, не услышали, нечестивые, как мучится христианин! чтобы ни один из нас не промолвил ни одного слова!
После этого он приблизился к эшафоту.
- Добре, сынку, добре! - сказал тихо Бульба и уставил в землю свою седую голову.
Палач сдернул с него ветхие лохмотья; ему увязали руки и ноги в нарочно сделанные станки, и... Не будем смущать читателей картиною адских мук, от которых дыбом поднялись бы их волоса. Они были порождение тогдашнего грубого, свирепого века, когда человек вел еще кровавую жизнь одних воинских подвигов и закалился в ней душою, не чуя человечества. Напрасно некоторые, немногие, бывшие исключениями из века, являлись противниками сих ужасных мер. Напрасно король и многие рыцари, просветленные умом и душой, представляли, что подобная жестокость наказаний может только разжечь мщение козацкой нации. Но власть короля и умных мнений была ничто перед беспорядком и дерзкой волею государственных магнатов, которые своею необдуманностью, непостижимым отсутствием всякой дальновидности, детским самолюбием и ничтожною гордостью превратили сейм в сатиру на правление. Остап выносил терзания и пытки, как исполин. Ни крика, ни стону не было слышно даже тогда, когда стали перебивать ему на руках и ногах кости, когда ужасный хряск их послышался среди мертвой толпы отдаленными зрителями, когда панянки отворотили глаза свои, - ничто, похожее на стон, не вырвалось из уст его, не дрогнулось лицо его. Тарас стоял в толпе, потупив голову и в то же время гордо приподняв очи, и одобрительно только говорил: "Добре, сынку, добре!"
Но когда подвели его к последним смертным мукам, - казалось, как будто стала подаваться его сила. И повел он очами вокруг себя: боже, все неведомые, все чужие лица! Хоть бы кто-нибудь из близких присутствовал при его смерти! Он не хотел бы слышать рыданий и сокрушения слабой матери или безумных воплей супруги, исторгающей волосы и биющей себя в белые груди; хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
- Батько! где ты! Слышишь ли ты?
- Слышу! - раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул.
Часть военных всадников бросилась заботливо рассматривать толпы народа. Янкель побледнел как смерть, и когда всадники немного отдалились от него, он со страхом оборотился назад, чтобы взглянуть на Тараса; но Тараса уже возле него не было: его и след простыл.

Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от
него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из
лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на
части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает
бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал,
как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только
страшного отца.
- Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в
очи.
Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Андрий был безответен.
- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив ни мертв
перед Тарасом.
- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и,
отступивши шаг назад, снял с плеча ружье.
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его
и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или
братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший
под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не
сказавши ни одного слова.
Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и
мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и
непобедимого для жен очарованья, все еще выражало чудную красоту; черные
брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.
- Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и
чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал,
пропал бесславно, как подлая собака!
- Батько, что ты сделал? Это ты убил его? - сказал подъехавший в это
время Остап.
Тарас кивнул головою.
Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата, и
проговорил он тут же:
- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним
враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.
- Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и
утешницы!
И минуты две думал он, кинуть ли его на расхищенье волкам-сыромахам или
пощадить в нем рыцарскую доблесть, которую храбрый должен уважать в ком бы
то ни было. Как видит, скачет к нему на коне Голокопытенко:
- Беда, атаман, окрепли ляхи, прибыла на подмогу свежая сила!..
Не успел сказать Голокопытенко, скачет Вовтузенко:
- Беда, атаман, новая валит еще сила!..
Не успел сказать Вовтузенко, Пысаренко бежит бегом, уже без коня:
- Где ты, батьку? Ищут тебя козаки. Уж убит куренной атаман Невылычкий,
Задорожний убит, Черевиченко убит. Но стоят козаки, не хотят умирать, не
увидев тебя в очи; хотят, чтобы взглянул ты на них перед смертным часом!
- На коня, Остап! - сказал Тарас и спешил, чтобы застать еще козаков,
чтобы поглядеть еще на них и чтобы они взглянули перед смертью на своего
атамана.
Но не выехали они еще из лесу, а уж неприятельская сила окружила со
всех сторон лес, и меж деревьями везде показались всадники с саблями и
копьями. "Остап!.. Остап, не поддавайся!.." - кричал Тарас, а сам, схвативши
саблю наголо, начал честить первых попавшихся на все боки. А на Остапа уже
наскочило вдруг шестеро; но не в добрый час, видно, наскочило: с одного
полетела голова, другой перевернулся, отступивши; угодило копьем в ребро
третьего; четвертый был поотважней, уклонился головой от пули, и попала в
конскую грудь горячая пуля, - вздыбился бешеный конь, грянулся о землю и
задавил под собою всадника. "Добре, сынку!.. Добре, Остап!.. - кричал Тарас.
- Вот я следом за тобою!.." А сам все отбивался от наступавших. Рубится и
бьется Тарас, сыплет гостинцы тому и другому на голову, а сам глядит все
вперед на Остапа и видит, что уже вновь схватилось с Остапом мало не
восьмеро разом. "Остап!.. Остап, не поддавайся!.." Но уж одолевают Остапа;
уже один накинул ему на шею аркан, уже вяжут, уже берут Остапа. "Эх, Остап,
Остап!.. - кричал Тарас, пробиваясь к нему, рубя в капусту встречных и
поперечных. - Эх, Остап, Остап!.." Но как тяжелым камнем хватило его самого
в ту же минуту. Все закружилось и перевернулось в глазах его. На миг
смешанно сверкнули пред ним головы, копья, дым, блески огня, сучья с
древесными листьями, мелькнувшие ему в самые очи. И грохнулся он, как
подрубленный дуб, на землю. И туман покрыл его очи.

27 августа народному артисту Украины, гениальному актеру современности Богдану Сильвестровичу Ступке исполнилось бы 74 года. По случаю дня рождения артиста Мизрах Игорь Аркадьевич посвятил свою творческую работу песню «Выбор есть!» Богдану Ступке, сняв музыкальный клип, в котором можно увидеть Богдана Ступку в одной из лучших мировых ролей — Тараса Бульбы.

Перед глазами всего за 4 минуты промелькнет жизни актера …

Это действительно смелый шаг, потому что это первая творческая работа, посвященная Богдану Ступке в таком музыкальном жанре.
Эксперты проанализировав сам клип оценили работу как высокохудожественную и профессиональную!
Творческая работа над клипом продолжается и по сегодняшний день, и это еще не конец.
Зритель сможет увидеть сцены, которые заставят задуматься над смыслом жизни, проанализировать взаимоотношения между людьми, повернуться лицом к вечной проблеме «отцы и дети» …
Последняя фраза героя фильма наталкивает на высокую философию: «… Отец! Благодарю Бога, что довелось мне умереть при глазах ваших ясных …»!

…. - Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в сыну. Но ничего не умел на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.

- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?

Андрий был безответен.

- Так продать? Продать веру? Продать своих? Стой же, слезай с коня!

Покорно, как ребенок, слез он с коня и остановился ни жив, ни мертв перед Тарасом.

- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье. Бледен, каг полотно, был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.

Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.

Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мертвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жен очарованья, всё еще выражало чудную красоту; черные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты. “Чем бы не козак был? - сказал Тарас, - и станом высокий, и чернобровый, и лицо, как у дворянина, и рука была крепка в бою ! Пропал, пропал, бесславно, как подлая собака!”

- Батько, что ты сделал? Это ты убил его? - сказал подъехавший в это время Остап.

- Я, сынку, - сказал Тарас, кивнувши головою.

Пристально поглядел мертвому в очи Остап. Жалко ему стало брата и проговорил он тут же:

- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тело хищные птицы.

- Погребут его и без нас! - сказал Тарас, - будут у него плакальщики и утешницы!

Не напоминает все это вам, уважаемые соотечественники, то что происходит сегодня у нас в стране? Не напоминает ли это все вам сцены из нашей жизни сегодня? Опять брат пошел на брата, сын на отца с оружием в руках ….

Не следует ли нам задуматься над тем, что происходит между нами, между людьми, положить оружие и жить мирно?

Разве не для мира на земле боролись наши деды и прадеды в далекие прошлые времена?



…. Богдан Сильвестрович был человеком, который заслужил того, чтобы ему посвящали песни, стихи, фильмы и книги! И свою жизнь и творчество посвятил нам, своим потомкам.
Поэтому мы делаем выводы и должны учиться на чужих ошибках, изучать опыт предыдущих поколений!

Работа над клипом «Выбор есть!» Мизраха Игоря яркий пример тому.

Конспект урока в 7 классе

Суд над Тарасом Бульбой

Цели:

Познавательные:

1.Разбудить в детях живой интерес к произведению Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» через использование игровой формы судебного заседания;

2. Раскрыть образы главных героев, проанализировать их поступки посредством столкновения в судебном заседании противоположных мнений;

Развивающие:

3. Развивать речь учащихся, формировать умение выступать на публике;

4. Способствовать формированию активной личности, умеющей грамотно отстаивать свою точку зрения;

Воспитательные:

5. Способствовать развитию патриотических чувств через анализ поступков Андрия и Тараса.

Тип урока: урок-игра.

Оформление: кабинет оформляется как зал судебного заседания, соответствующе расставляется мебель, устанавливается трибуна для свидетелей, на столе судьи красная скатерть, молоток. На доске портреты Н.В. Гоголя.

Ход урока:

Секретарь: Встать, суд идёт!

Судья: В данном процессе слушается дело по обвинению Тараса Бульбы, героя одноимённого произведения Н.В. Гоголя, в убийстве собственного сына. Дело слушается под председательством федерального судьи – Тарановой Веры, прокурор – Леонов Кирилл, защищает подсудимого адвокат Тихонов Глеб, секретарь судебного заседания – Никонова Арина. Нам предстоит разобраться в непростом деле, а помогут нам независимые присяжные заседатели.

(перечисляются имена тех, кто придёт оценивать открытый урок). Для оглашения материалов дела слово предоставляется прокурору.

Прокурор: Уважаемый суд, уважаемые господа присяжные заседатели. Страшное убийство совершено Тарасом Бульбой – это убийство собственного сына. Имеет ли право один человек лишать жизни другого человека? Нет, не имеет. На странице 247 есть фраза, высказанная обвиняемым непосредственно перед убийством.

Обиняемый Тарас Бульба, вспомните эту фразу.

ТАРАС БУЛЬБА: « Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!

Прокурор:

- Да, именно: «Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью!»

- сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружье . Тарас Бульба лишил жизни собственного сына, но сын – не собственность отца. Тарас – убийца. Этот человек не заслуживает снисхождения. Он виновен, что сегодня мы и будем доказывать в суде.

Судья: У адвоката есть реплика?

Адвокат: Ваша честь, литературный герой, который сегодня находится на скамье подсудимых, совершил убийство, это факт. Но это тот случай, который заслуживает особого подхода. Ведь Тарас убил не сына, он убил предателя! В ходе судебного заседания мы это докажем.

Судья: Переходим к заслушиванию свидетельских показаний.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель обвинения – Ермолаева Мария

Прокурор : Свидетель Ермолаева, что Вам известно об отношениях Тараса Бульбы и его сына Андрия?

Свидетель1: В самом начале повествования перед нами предстаёт картина: Остап и Андрий, возвратившись домой, встречаются с отцом.

ИНСЦЕНИРОВКА ВСТРЕЧИ (Тарас- Сушко Ю., Остап – Пятыго Д., Андрий – Солдатенков Г.

Свидетель продолжает:

Вид семинаристов настроил отца на весёлый лад, он начал насмехаться над ними. Остап, старший сын, пригрозил поколотить отца за насмешки. Между ними завязался бой на кулаках, отцу было лестно, что он вырастил такого сына, который может за себя постоять. «Добрый будет казак!» - решил Тарас. А вот Андрия, который не стал лезть в драку с ним, он назвал балбесом: « А ты, бейбас, что стоишь и руки опустил? - говорил он, обращаясь к младшему, - что ж ты, собачий сын, не колотишь меня?» кроме того назвал его мазунчиком . То есть уже в самом начале произведения мы видим разницу в отношении отца к своим сыновьям. А именно отрицательное отношение к Андрию.

Судья Бульбе: Что вы сделали по случаю приезда сыновей?

Бульба: Велел созвать своих сотников и весь полковой чин.

Судья: Какое решение приняли в день приезда?

БУЛЬБА: Я сначала решил отправить сыновей на Запорожье одних, а потом мало-помалу горячился. Горячился и наконец рассердился совсем, встал из-за стола, топнул ногой: «Завтра же едем!»

СУДЬЯ: Кем вы были?

ТАРАС: Я был один из коренных полковников, весь создан для бранной тревоги и отличался грубой прямотой нрава.

СУДЬЯ: Почему решили ехать с сыновьями?

ТАРАС: Я сначала хотел отправить их одних. Но при виде их свежести, рослости, могучей телесной красоты вспыхнул дух мой, и я на другой день решился ехать с ними сам, хотя необходимостью этого была одна упрямая воля.

Прокурор: Ваша честь, а теперь давайте пригласим свидетеля обвинения, который представит нам картину этого страшного преступления:

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель –Плетнёва Полина

Свидетель 2 (Плетнёва) : Ваша честь, непосредственное событие преступления предстаёт перед нами в 9 главе. Позвольте представить Вам факты: Отворились ворота, и вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных полков. (…) Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. (…) Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий.

Давайте посмотрим наглядно этот эпизод.

(Видеофрагмент убийство Андрия из к/ф «Тарас Бульба» (2009, реж. В.Бортко)

Это убийство видел Остап, старший сын Тараса, он предложил отцу предать Андрия земле. Но тот не согласился.

ИНСЦЕНИРОВКА ТАРАС И ОСТАП (СУШКО И ПЯТЫГО)

- Предадим же, батько, его честно земле, чтобы не поругались над ним враги и не растаскали бы его тела хищные птицы.

- Погребут его и без нас! - будут у него плакальщики и утешницы!

СУДЬЯ: Остап, что чувствовали вы, увидев мёртвого Андрия?

ОСТАП: Мне стало жалко его, поэтому я предложил отцу похоронить брата.

СУДЬЯ: Что произошло в этот момент?

ОСТАП: Ляхи окрепли, на подмогу прибыла свежая сила. Мы ещё не выехали из леса, а уж неприятель окружил нас. На меня сначала наскочило шестеро. Потом восьмеро, накинули на шею аркан…

Адвокат: Ваша честь, позвольте теперь выслушать свидетелей защиты Тараса Бульбы. Потому что прокурор, по-моему, забыл главное – убит не сын – убит предатель!

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается Хлебников Максим.

Свидетель 3 (Хлебников): Ваша честь, из этого произведения я почерпнул для себя следующее: Тарас – истинный казак, он дома-то был два три раза в год, всё остальное время проводя на поле битвы. Такой же он представлял и жизнь своих детей. И он воспитал прекрасных воинов. Позвольте, я представлю вам момент из повести.

Андрий весь погрузился в очаровательную музыку пуль и мечей. Он не знал, что такое значит обдумывать, или рассчитывать, или измерять заранее свои и чужие силы. Бешеную негу и упоенье он видел в битве: что-то пиршественное зрелось ему в те минуты, когда разгорится у человека голова, в глазах все мелькает и мешается, летят головы, с громом падают на землю кони, а он несется, как пьяный, в свисте пуль, в сабельном блеске, и наносит всем удары, и не слышит нанесенных. Не раз дивился отец также и Андрию, видя, как он, понуждаемый одним только запальчивым увлечением, устремлялся на то, на что бы никогда не отважился хладнокровный и разумный, и одним бешеным натиском своим производил такие чудеса, которым не могли не изумиться старые в боях. Дивился старый Тарас и говорил:

- И это добрый - враг бы не взял его! - вояка! не Остап, а добрый, добрый также вояка!

Но никак не ожидал Тарас, что Андрий станет предателем.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель – Антипова Марина

Свидетель 4(Антипова.): В самом начале повествования, в сцене встречи Тарас предупреждает Андрия, что слушать баб – не достойно казака! Даже если баба эта твоя мать: - Не слушай, сынку, матери: она - баба, она ничего не знает. Какая вам нежба? Ваша нежба - чистое поле да добрый конь: вот ваша нежба! А видите вот эту саблю? вот ваша матерь!

Зная Андрия, Тарас предупреждает его. Вспомните сцену, когда Андрий пробирается по лагерю с татаркой, Тарас в полусне говорит сыну:

С тобою баба! Ей, отдеру тебя, вставши, на все бока! Не доведут тебя бабы к добру!

Адвокат: Ваша честь, позвольте пригласить следующего свидетеля, который представит нам самое начало этой истории – истории любви, доведшей до предательства.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель защиты – Валуева Ирина.

Свидетель 5 Валуева.): С самого начала обучения в Бурсе Андрий показал себя, он легко мог возглавить опасное предприятие, но, проявляя изобретательность, избегал наказания, ну а главной его слабостью был женский пол. Он также кипел жаждою подвига, но вместе с нею душа его была доступна и другим чувствам. Потребность любви вспыхнула в нем живо, когда он перешел за восемнадцать лет. Во время обучения он знакомится с молодой полячкой и влюбляется в неё. Позвольте прочитать момент. Он поднял глаза и увидел стоявшую у окна красавицу, какой еще не видывал отроду: черноглазую и белую, как снег, озаренный утренним румянцем солнца. Она смеялась от всей души, и смех придавал сверкающую силу ее ослепительной красоте. Он оторопел.

И даже когда они с отцом и братом ехали в Запорожскую Сечь, голова Андрия была занята мыслями о прекрасной девушке. Тогда как мы знаем суровые законы Сечи, женщин в Сечи не было, там не было места женщинам!

И в итоге, эта любовь губит казака. В желании помочь полячке, он становится предателем.

ИНСЦЕНИРОВКА –АНДРИЙ И ПАНОЧКА (СОЛДАТЕНКОВ и Никонова)

Свидетель продолжает:

И погиб козак! Пропал для всего козацкого рыцарства! Не видать ему больше ни Запорожья, ни отцовских хуторов своих, ни церкви божьей! Украйне не видать тоже храбрейшего из своих детей, взявшихся защищать ее. Вырвет старый Тарас седой клок волос из своей чуприны и проклянет и день и час, в который породил на позор себе такого сына.

Секретарь: В зал судебного заседания приглашается свидетель – Свирид Александра

Свидетель 6 (Свирид): Ваша честь, позвольте, я представлю сцену, в которой Тарас узнаёт о предательстве сына. Когда в Сечи появляется Янкель, который побывал в осаждённом городе, Тарас начинает расспрашивать его о том, кого видел Янкель в городе.

Давайте посмотрим это фрагмент.

(Видеофрагмент Тарас и Янкель из к/ф «Тарас Бульба» (2009, реж. В.Бортко)

Янкель объяснил, что всё это Андрий сделал из- за любви.

Он для нее и сделал все и перешел. Коли человек влюбится, то он все равно что подошва, которую, коли размочишь в воде, возьми согни - она и согнется.

Судья: Есть ли дополнения к процессу? Переходим к прению сторон.

Прокурор: (выступление прокурора).

Адвокат :(выступление адвоката)

Последнее слово Тараса БУЛЬБЫ Речь Бульбы о товариществе

Судья просит секретаря раздать присяжным листочки с вопросами, присяжные отвечают. Затем судья зачитывает ответы и выносит решение.

Судья : (произносит приговор). Заседание суда объявляю закрытым!

Итог урока: Сегодня у нас был непростой урок. Благодаря необыкновенному таланту Н.В.Гоголя, мы сегодня попытались обвинить или оправдать одного из его героев. Наверняка, вы увидели параллели с нашей современностью?! Проблемы, поднятые автором повести, актуальны и сейчас. Проблемы отцов и детей… несмотря на то, что каждое поколение выбирает свою позицию, вечные ценности всегда остаются неизменными…

Спасибо за внимание.