Правописание сочетаний жи. ши, же. ше, ча, ща, чу, щу.docx - Урок по русскому языку "Правописание сочетании жи-ши, ча-ща, чу-щу" (2 класс, русский язык). Жи ши же ше правило Русский язык жи ши же ше

ГУО «Средняя школа № 4 г. Новополоцка»

Разработка урока по русскому языку

2 класс

Правописание сочетаний:

жи - ши, же-ше, ча - ща, чу-щу. Обобщение.


Разработала:

учитель начальных классов,

1 категории

Козлова Инна Викторовна

2016 год

План-конспект урока по русскому языку

2 класс

Тема урока: Правописание сочетаний: жи - ши, же-ше, ча - ща, чу-щу. Обобщение.

Цель : создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний и применение в словах с буквосочетаниями жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу.

Задачи :

Образовательная : повторить правописание слов с сочетаниями жи, ши, же, ше, ча, ща, чу, щу, способствовать развитию умения распознавать слова с указанными сочетаниями и правильно их записывать.

Развивающая : развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся.

Воспитательная : прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания; воспитывать положительное отношение к учебе.

Форма проведения : игра-путешествие.

Ученики сидят по группам, так называемым вагонам. 3 группы. Названия групп

Ход урока.

    Организационный момент.

    Приветствие.

Доброе утро!

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Садитесь!

    Создание эмоционального настроя.

Ну - ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

    Формулирование темы и цели урока.

- Тема нашего сегодняшнего урока. – Правописание сочетаний. Закрепление.

Сегодня, ребята, мы с вами закрепляем и повторяем правописание сочетаний. А какие сочетания мы с вами прошли и выучили? (жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу).

Мы с вами будем учиться распознавать слова с этими сочетаниями, записывать их, будем с вами работать над речью, чтобы вы правильно произносили слова с сочетаниями, прививать любовь к языку через игру.

    Актуализация знаний.

Сегодня, ребята, у нас урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка). Мы с вами поедем в C трану Знаний, а по пути у нас, как и на любом поезде есть станции, так и у нас.

А скажите, что входит в состав поезда? (Тепловоз и вагоны), а кто руководит поездом и в вагонах? (Поездом – машинист, а в вагонах – проводники).

Машинистом буду я, а вот проводниками будут – Арина Калбека, Марат Казаченко, Артём Рябыш. Каждая группа – это вагончик, незабываем правила работы в группах!)

Итак, чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты – первое задание. Задание по группам. Возьмите розовую карточку.

ГУО «Средняя школа № 4 г. Новополоцка»

Разработка урока по русскому языку

Правописание сочетаний:

жи - ши, же-ше, ча - ща, чу-щу. Обобщение.

Разработала:

учитель начальных классов,

Козлова Инна Викторовна

План-конспект урока по русскому языку

Тема урока: Правописание сочетаний: жи - ши, же-ше, ча - ща, чу-щу. Обобщение. Цель: создать условия для закрепления правила правописания буквосочетаний и применение в словах с буквосочетаниями жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу. Задачи: Образовательная: повторить правописание слов с сочетаниями жи, ши, же, ше, ча, ща, чу, щу, способствовать развитию умения распознавать слова с указанными сочетаниями и правильно их записывать. Развивающая: развивать речь, мышление, внимание, память, наблюдательность учащихся. Воспитательная: прививать любовь к родному языку через игру, используя занимательные задания; воспитывать положительное отношение к учебе. Форма проведения: игра-путешествие. Ученики сидят по группам, так называемым вагонам. 3 группы. Названия групп

Ход урока.

    Организационный момент.

    Приветствие.

Доброе утро!

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне, ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобится сегодня для работы.

Садитесь!

  1. Создание эмоционального настроя.

Ну-ка, всё проверь дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

    Формулирование темы и цели урока.

Тема нашего сегодняшнего урока. - Правописание сочетаний. Закрепление.

Сегодня, ребята, мы с вами закрепляем и повторяем правописание сочетаний. А какие сочетания мы с вами прошли и выучили? (жи-ши, же-ше, ча-ща, чу-щу).

Мы с вами будем учиться распознавать слова с этими сочетаниями, записывать их, будем с вами работать над речью, чтобы вы правильно произносили слова с сочетаниями, прививать любовь к языку через игру.

    Актуализация знаний.

Сегодня, ребята, у нас урок игра-путешествие. Совершать путешествие будем на этом поезде (картинка). Мы с вами поедем в Cтрану Знаний, а по пути у нас, как и на любом поезде есть станции, так и у нас.

А скажите, что входит в состав поезда? (Тепловоз и вагоны), а кто руководит поездом и в вагонах? (Поездом - машинист, а в вагонах - проводники).

Машинистом буду я, а вот проводниками будут - Арина Калбека, Марат Казаченко, Артём Рябыш. Каждая группа - это вагончик, незабываем правила работы в группах!)

Итак, чтобы отправиться в путешествие по станциям, нам нужны билеты. А билеты - первое задание. Задание по группам. Возьмите розовую карточку.

(в каждой группе лежат розовые карточки, на них написано задание)

Прочитайте. Какое слово лишнее? Докажите. (1 группа - куча, 2 группа - чугун, 3 группа - живёт)

Итак, можно ехать. А чтобы веселее было ехать, проведём фонетическую зарядку (чистоговорки). Сначала вы меня внимательно слушаете, а затем все вместе повторяем.

Жи-жи-жи - в лесу живут ежи.

Ши-ши-ши - в коробке есть карандаши.

Вот и первая наша остановка. "Словарная".

Ребята, кто из вас догадался, почему она так называется? Правильно, сейчас мы будем повторять словарные слова.

Игра "Молчанка". Учащиеся записывают словарные слова, которые висят на карточках на доске, выделяют орфограммы. Какая группа быстрее и качественнее справится с заданием. (на доске висят карточки, дети открывают тетради и должны записать только одно слово, для каждого ряда по одному слову).

М...шина, к…р…ндаши, х…р…ши.

Мы повторили правописание непроверяемых безударных гласных букв.

А какая ещё орфограмма есть в этих словах? (Во всех словах сочетание ши)

Что вы знаете про звуки [ж], [ш]? (Эти звуки всегда твёрдые)

Что вы можете сказать про сочетания жи-ши? (Сочетания жи-ши пиши с буквой и)

Хорошо с заданием мы справились, поехали дальше.

Чистоговорки.

Ча-ча-ча - вы ждали нашего врача.

Ща-ща-ща - в пруду поймали мы леща.

Станция «Волшебная».

А почему волшебная? (что-то необычное, сказочное). А задание на этой станции будет трудное. Мы будем учиться различать звуки [ч"], [щ"].

Учитель читает слова, а учащиеся записывают под диктовку слова в два столбика: 1 - со звуком [ч"], 2 - со звуком [щ"]. (Вика у доски и Максим). Девочки записывают - ч, мальчики щ.

Щавель, чугун, щука, удача, площадь, перчатки.

Проверка слов. Учащиеся проверяют и подчёркивают известные орфограммы. Чистоговорки:

Щу-щу-щу - я по маме грущу.

Чу-чу-чу - громко в дверь я постучу.

Следующая станция - "Урожайная".

Сейчас вы получите задания от лесного жителя «Лесовичка». Ему нужно помочь собрать урожай на зиму. Каждая группа будет собирать свой урожай, но только с теми словами, которые написаны правильно. (возьмите конвертики с заданиями и начинаем).

1-я группа. Собирают урожай яблок. С собой мы возьмём только те яблоки, на которых написаны слова без ошибок. Щука, пищять, роща, чюлан, чай, счястье. тащю, чудо.

2-я группа. Собирает урожай грибов. Чащя, куча, свеча, чяйка, саранча, дача, тучя, чяйка.

3-я группа. Собирает урожай овощей. Кочан, чюгун, щука, лыжы, щавель, жыраф, машина, счястье.

Чей вагон быстрее справится - поднимаем руки все. Проводники выходят к доске и вывешивают корзинки с урожаем. Назвать правильно написанные слова.

Физкультминутка. Упражнения для развития мелкой моторики рук.

"Колечко".

Поочерёдно, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний и т.д.

Чистоговорки.

Жи-жи-жи - прилетели к нам чижи.

Ши-ши-ши - веселятся малыши.

Станция "Соревновательная".

Учащиеся выходят по одному к доске, записывают сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу, так чтобы конец и начало слов совпали. (проводники выбирают по одному человеку, который и будет сражаться кто-быстрее.)остальные записывают слова с новой строки, через запятую.

лу… …знь

све… …сы

сту… …гун

гара… …лет

кри… …лки

Чистоговорки.

Ча-ча-ча - у меня нет ключа.

Уч-уч-уч - ёжик наш колюч.

Станция "Самостоятельная".

Учащиеся выполняют на карточках задания. (для всех задания на карточках. Берём красные карточки и на них начинаем писать)

Вставьте пропущенные буквы.

Встреч…, пуш…нка, ч…чело, угощ…ть, беж…т, груш…, коч…н, гущ…, кувш…н.

Домашнее задание. С.83 упр. 131(списать, вставить сочетания, которые мы сегодня повторяли, которые подходят, подчеркнуть, то, что вставили). открываем дневнички и записываем задание.

Станция «Страна Знаний». Итог урока.

Итак, мы прибыли в Страну Знаний! Давайте с вами подведём итоги.

Какие орфограммы мы закрепляли на уроке?

Какая гласная буква пишется в сочетании ча-ща? чу-щу? жи-ши?

Что у вас получилось сегодня лучше всего?

В чём испытывали затруднения?

Сейчас я хочу, что бы вы показали, какое солнышко светит вам в стране Знаний. Если вам всё понравилось на уроке, было интересно, то вы прикрепите к нашему солнышку жёлтенькие лучики, если были трудности - то голубые лучики. (вагоны поочереди выходят и крепят лучики.)

Урок наш окончен

И выполнен план.

Спасибо, ребята,

Огромное вам,

За то, что упорно,

Усердно трудились!

И знания ваши

Нам всем пригодились!

Урок русского языка во 2 «Д» классе
Урок закрепления и обобщения знаний
Тема: Правописание сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу
Цель: актуализировать знания учащихся о правописании сочетаний жи, ши,
же,ше, ча,ща, чу, щу.
Задачи:
Учебные:
1.повторить и обобщить знания учащихся о правописании сочетаний жи, ши,
же,ше, ча,ща, чу, щу.
2.совершенствовать навык правописания и самоконтроля.
Развивающие:
1. развитие орфографической зоркости;
2. развитие устной и письменной речи учащихся;
3. развитие познавательных интересов у учащихся.
Воспитательные:
1. воспитывать положительное отношение к учению;
2. воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование: презентация, карточки для индивидуальной работы, схема
предложения, сказочный герой Незнайка.
1.Организационный момент.
Ход урока
Прозвенел и смолк звонок,
Всех собрал нас на урок.
Все у парты ровно встали,
Улыбнулись, подровнялись
Тихо сели за свой стол,
Начинаем мы урок.
2.Сообщение темы и целей урока.
­ Ребята, сегодня на уроке мы будем повторять и обобщать знания о
правописаниях сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу. Слайд 1

3.Работа над темой урока
а) Проверка домашнего задания.
­ Начнём урок с проверки домашнего задания. Дома вы выполняли
упражнение 127. Все выполнили задание? Вопросы ко мне есть?
Тогда у меня есть вопросы к вам.
­По каким критериям вы оценили свою работу? (Правильность и
аккуратность.)
­Встаньте те дети, которые выполнили задание на высоком уровне.
­Молодцы. А остальные должны более внимательно выполнять домашнее
упражнение.
­Назовите слова с сочетаниями ча, чу из домашнего текста. (Пыхчу, не хочу,
чай.)
Игра «Назови слово»
­ Ребята, какие ещё слова с этими сочетаниями вы знаете? Я предлагаю вам
сыграть в игру. Я буду бросать мяч, а вы называете мне слово с этими
сочетаниями.
б) Чистописание.
­К нам в гости на урок пришёл гость, а кто, вы узнаете, когда отгадаете
загадку:
Он, конечно, самый главный
Озорник­шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка.) Слайд 2
­Незнайка пришёл к нам в гости не с пустыми руками. А что он вам принёс, вы
сейчас узнаете из загадки:
Листья жёлтые летят,
падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковёр ложатся!
Что за жёлтый снегопад?
Это просто….(Листопад) Слайд 2
­Он принёс нам букет из осенних листьев. Это не простые листья, а сказочные.
На каждом из них задание для вас. (Открывается листок на доске)
­Вот первое задание: послушайте стихотворение и скажите, какой звук чаще
всего встречается в стихотворении.
Чайка, чайник вскипятила,
Чайка чаек пригласила:

­Какой согласный звук чаще всего встречается? (Звук ч)
Приходите все на чай!
Сколько чаек? Отвечай!
Характеристика звука.
­Давайте скажем Незнайке, какой это звук? (Согласный, шипящий, непарный
глухой, всегда мягкий).
­Какой буквой на письме обозначается звук ч? (Буквой Ч).
Пальчиковая гимнастика «Замок».
На дверях висит замок,
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли.
­Пропишите в своих тетрадях заглавную и строчную буквы Ч,ч.(Дети пишут
буквы, чередуя заглавную и строчную, одну строчку).
­Обведите карандашом ту букву, которая получилась у вас лучше всего.
­Какие ещё шипящие звуки вы знаете? (ж, ш, щ)
­Правописание каких сочетаний с этими буквами нужно знать на уроках
русского языка? (Дети называют сочетания парами, и прописывают их в
тетради).На доске появляются опорные схемы.
­Ребята сформулируйте цели нашего урока. (Повторять и закреплять
знания о правописании сочетаний жи, ши, же,ше, ча,ща, чу, щу,
совершенствовать навык грамотного письма.)
в) Словарная работа. Слайд 3
­ На втором листочке нам Незнайка принёс новое словарное слово, а какое,
узнаете из загадки.
а) Отгадайте загадку: Слайд 4
Чтобы я тебя повёз, не нужен мне овес…
Накорми меня бензином, на копытца дай резины.
(машина)
б) Игра «Живые буквы» (Выходят дети, у которых на парте лежат буквы,
и составляют слово «машина», затем выходит ученик с ударением.)
Слайд 4
­Запишем это слово.
в) Анализ слова:
­Сколько слогов в слове? (3 слога, потому что 3 гласных звука)
­На какой слог падает ударение? (ударение падает на второй слог)

­Какой слог безударный? (в первом слоге безударная гласная а)
­Какую букву надо писать? (а)
­Найдите шипящий звук в слове? (ш)
­Какой это звук? (согласный, всегда твердый, шипящий, парный глухой.)
г) Образование слов от слова машина.
­Как называют игрушечную машину? (машинка) Слайд 4
­Запишем это слово в тетради
­Где стоят новые машины? (машинный двор) Слайд 4
Слайд 5
д) Работа с поговоркой.

­Существует поговорка «Машина любит ласку, чистоту и смазку».
Почему так говорят?
(если не ухаживать за машиной, то она поломается, …)
­Как вы, мальчики, относитесь к своим игрушечным машинкам?
­А девочки к своим игрушкам?
е) Межпредметная связь.
­Какие виды машин вы знаете? Слайд 6
(служебные, для перевозки товаров, для личного пользования)
г) Физминутка.
д) Игра «Исправь ошибки»
На доске и на карточках у каждого ребёнка написаны слова с ошибками.
­Ребята, Незнайка просит вас помочь ему. Он написал слова, но не уверен,
правильно ли. Давайте прочитаем эти слова и проверим их.
Жэлезо, чудо, роща, чяйник, жывой, щука.
(Дети по одному выходят к доске и исправляют ошибки, а также на местах на
карточках.)
­Прочитайте ещё раз слова и подумайте, какое слово лишнее и по какому
признаку.(Живой – это слово­признак; железо – в нём три слога).
«Крылатые слова»
­Ребята, существуют такие выражения: «живое слово» и «живая вода».
Давайте запишем их.(На доске запись: Ж..вая вода, ж..вое слово.)
­Какие буквы вставим на месте пропусков? (Букву и)

­Где вы слышали выражение «живая вода»? (Вода, обладающая
определёнными волшебными или сверхъестественными свойствами.
Например, в сказках, живая вода способна оживлять мёртвое тело.)
­Кто знает, какое слово живое? (Речь, содержащая свежие, интересные
мысли, волнующая и трогающая слушателя.)
е) Гимнастика для глаз.
Чтоб глаза ваши зоркими были,
Чтоб в очках вам не ходить,
Эти легкие движенья
Предлагаю повторить.
Вдаль посмотрим и под ноги,
Вправо, влево побыстрей.
Удивимся - что такое
И закроем их скорей.
А теперь по кругу быстро,
Словно стрелочка часов,
Проведем глазами дружно.
Ну, а дальше - будь здоров.
ж) Работа в парах. Игра «Поле чудес» Слайд 7
­Следующее задание от Незнайки – это кроссворд. Запишите в ячейки
кроссворда слова, соответственно номерам рисунка. На это задание вам три
минуты.
1
2
3
4
5

1 Ч
У
Ч
Л
О
2 Ч
А
3
Ч
4 С В Е Ч А
Й
Н
И
Ы
5 Ч А Ш К А
­Проверим по слайду. Слайд 7
(Дети по очереди называют слова в кроссворде и орфограмму в них.)
з) Работа по учебнику. Упр.
и) Дифференцированная самостоятельная работа по разно­уровневым
карточкам.
1-й уровень
Ребята ч..сто бегали в рощ.. . Весной там цветут ландыш.. .
Дети видели ж..вую лису. У неё пуш..стый хвост.
2-й уровень
Ребята ___сто бегали в ро____. Весной там цветут ланды___.
Дети видели ____вую лису. У неё пу_____стый хвост.
3-й уровень. – “Соберите” предложения, используя слова для
справок.
Ребята ___________бегали в _____________. Весной там цветут___________.
Дети видели ___________ лису. У неё _____________хвост.
Слова для справок: рощ.., ландыш.., ч..сто, пуш..стый, ж..вую.
Проверка.
­Сколько предложений в тексте?

– О чём или о ком текст?
– Как можно озаглавить текст? (предположения учащихся)
­Какая орфограмма встречается в этих словах?
3.Подведение итогов урока
­Ребята, над какой орфограммой мы сегодня работали на уроке?
4. Домашнее задание.
­Дифференцированное задание на карточках.
1 уровень
Дятлы
Трещ..т морозы. В лесу тиш..на. Только дятлы стуч..т по стволам.
Они ищ..т пи.. под корой. Дятлы любят долбить ш..шки. Там они
и..т вкусные семена.
2 уровень
Дятлы

и__т вкусные семена.
3 уровень
Дятлы
Тре__т морозы. В лесу ти__на. Только дятлы сту__т по стволам.
Они и__т пи__ под корой. Дятлы любят долбить __шки. Там они
и__т вкусные семена.
Слова для справок: ищ..т, трещ..т, пищ.., ш..шки, тиш..на,
стуч..т.
5. Рефлексия «Волшебное дерево»
­Незнайке очень понравилось, как вы справились с его заданиями. Давайте и
вы сделаете ему подарок – нарядите деревце листочками. У вас на партах
лежат листочки, напишите несколько слов с сочетаниями же, ше, жи, ши, ча,
ща, чу, щу. На это вам даётся 1 минута.
­(По истечении одой минуты). Кто считает, что он ещё не совсем усвоил
правила написания сочетаний, прикрепите листочек на нижние веточки.

­ Кто думает, что он знает, как надо писать сочетания, прикрепите листочек
на средние веточки
­ Кто уверен в том, что он не только сам знает как писать сочетания, но и
может помочь товарищу, прикрепите листочек на верхние веточки.

Правило

После ж, ч, ш, щ не пишутся ю, я, ы , а пишутся у, а, и , например: чудо, щука, час, роща, жир, шить.

Буквы ю и я допускаются после этих согласных только в иноязычных словах (преимущественно французских), например: жюри, парашют (в том числе - в именах собственных, например: Сен-Жюст), а также в сложносокращённых словах и буквенных аббревиатурах, в которых, по общему правилу, допускаются любые сочетания букв.

Исключениями считаются слова жю ри, брошю ра, парашю т, пшю т, фишю . Но формулировке правила эти слова не противоречат. См. чуть выше.

Примеры

Чу до

Щу ка

Уча ща ется

Жи вотное

Ши рокий

История правила

Ноги у правила ЖИ-ШИ растут из прошлых веков, в кои существовали в русском языке мягкие [Ш] и [Ж]. Буква И и показывала эту мягкость. Сейчас Ч и Щ обозначают только мягкие звуки, а Ж и Ш - только твёрдые, соседняя гласная не может смягчить и без того мягкий или всегда твёрдый звук. А раз при произнесении ЖЫ и ЖИ, ШЫ и ШИ, ЧЯ и ЧА, ЩЯ и ЩА, ЧЮ и ЧУ, ЩЮ и ЩУ звучали бы одинаково, логично было выбрать какое-то одно написание каждого слога, что и было сделано. В первых учебниках по грамматике для гимназий мы находим почти не изменившуюся по сей день формулировку этого правила. Хорошо бы тогда сразу привели к единообразию и написание О и Ё после шипящих , а то все гласные второго ряда учли в каких-то правилах, а с О и Ё мы так и мучаемся. Но это отдельный разговор. Так вот, необходимость единообразного написания указанных слогов очевидна.

Споры вызывают 2 момента:

1. Выбор буквы после твёрдых Ж и Ш. Многие исследователи полагают, что согласно звучанию писать следует ЖЫ и ШЫ - твёрдо!