Тренинг ситуации успеха для старшеклассников. «Безобидный тренинг» для старшеклассников. Тренинговое занятие для старшеклассников

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Гимназия г. Надыма»

«Программа тренинга общения для старшеклассников»


возраст детей – 13-16 лет
срок реализации – 1 год

воспитатель в ГПД МОУ «Гимназия г. Надыма»

Надым
2014

Пояснительная записка

Введение

Характерные для юношеского возраста психологические особенности – повышенное внимание к своему внутреннему миру, попытки разобраться в себе, своих переживаниях и мыслях, в своих отношениях к миру и другим людям, застенчивость – актуализируются на фоне важнейшей для старшеклассников проблемы – профессионального самоопределения, которое неразрывно связано с личностным самоопределением и самореализацией.

Проблема личностного и профессионального «Я» встает перед ребенком в ранней юности со всей своей остротой и во всей своей сложности.

Эффективным средством для решения многих психологических проблем школьников являются методы групповой работы, когда помощь приходит не от навязчивого взрослого, а от самих ребят. Принципиально новыми формами проведения групповых занятий с детьми, опирающимися на активные методы обучения, являются тренинги по развитию самосознания.

Предлагаемая программа тренинга общения для старшеклассников преследует две цели: с одной стороны, — развитие представлений о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личной позиции и, с другой, — развитие коммуникативной компетентности, освоение разных методов общения, осознание своих возможностей в этой области, необходимой во всех профессиональных видах деятельности.

Актуальность данной образовательной программы «Программа тренинга общения для старшеклассников» заключается в том, что она направлена на создание условий для психотерапевтического взаимодействия, обеспечивающего позитивную групповую динамику, развитие творческой личности ребенка через осознанное освоение основ тренинговых технологий, формирование у обучающихся системного и логического мышления, что способствует более успешной самореализации в современном информационном обществе.

Программа также способствует повышению уровня эрудированности и общей осведомленности детей, развитию творческого и логического мышления учащихся. Решение жизненных ситуаций, предлагаемых на практических занятиях, требуют применения не только теоретических знаний, но и нетривиальных мыслительных операций, фантазии, логики и смекалки. Каждое занятие – живое, активное, непредсказуемое взаимодействие. Программа может меняться по ходу тренинга – направление дискуссии, упражнения и пр. При проведении занятий используются различные короткие двигательные игры – упражнения. Задача этих упражнений – снять напряжение и усталость участников, переключить их деятельность, усилить групповое взаимодействие на невербальном уровне. Такие упражнения включены в каждое занятие.

Отличительной особенностью данной программы является то, что в ходе обучения навыкам тренинговых технологий используются новые формы, что позволит дать сильный толчок ребенку в выборе профессии.

Образовательная программа «Программа тренинга общения для старшеклассников» адресована подросткам, проявляющим интерес к подлинному познанию себя. Групповой процесс в тренинге предстает как путь участников к своему «Я», и через него – к «Я» других людей.

Уровень освоения программы – общекультурный.

Цель программы

Содействовать обучающимся в приобретении опыта развития коммуникативной компетентности в общении.

Задачи программы

Обучающие:

    расширить знания обучающихся об тренинговых технологиях;

    дать представление о психологии как научной и практической дисциплины;

    ознакомить обучающихся с основными принципами – нормами общения в группе;

    сформировать навыки анализа и решения различных жизненных ситуаций с учетом особенности их реализации в жизни;

    сформировать навыки групповой работы.

Развивающие:

    развить системное и логическое мышление;

    развить коммуникативные качества учащихся, чувство товарищества и взаимопомощи.

Воспитательные:

    познакомить с особенностями различных профессий с целью выработки жизненной позиции относительно данной профессии;

    воспитать ответственное и уважительное отношение к своей деятельности и деятельности других;

    содействовать обогащению опыта межличностного общения.

Возраст детей, участвующих в реализации образовательной программы

Программа ориентирована на детей в возрасте от 13 до 16 лет.

В этом возрасте подростки стремятся развивать представление о себе, о своем месте в мире, о своих правах и обязанностях, осознание своей личностной позиции, понять логику явлений, отказываются что-либо принимать на веру, требуют системы доказательств.

Внимание подростка характеризуется не только большим объемом и устойчивостью, но и специфической избирательностью. Значительно увеличивается объем памяти, причем за счет не только лучшего запоминания материала, но и его логического и системного осмысления.

Изучение тренинговых технологий как нельзя лучше способствует развитию перечисленных качеств и формирует соответствующие навыки познания окружающего мира.

Сроки реализации образовательной программы

Программа рассчитана на 1 год обучения, 11 часов.

Формы и режим занятий

Занятия проводятся 1 раз в месяц по 1 учебному часу с группой обучающихся во внеурочное время. В «группу общения» набираются по желанию несколько старшеклассников. Важным условием для успешной работы группы является принцип добровольности. Члены группы должны быть заинтересованы в своих собственных изменениях. Желательно участие каждого во всем цикле занятий.

Форма проведения занятий – групповая, численность группы – 8-10 участников.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

По окончании обучения, учащиеся:

    получат представление о том, что такое тренинговые технологии;

    получат навыки работы в группе;

    изучат основные базовые понятия теории тренинга и приобретут практический опыт их использования;

    приобретут опыт решения различных ситуаций, требующих нестандартного творческого подхода, системного подхода и логического мышления;

    приобретут опыт сотрудничества и взаимопомощи в рамках коллектива при совместном решении жизненных задач и преодолении трудностей, возникающих в ходе отработки практических упражнений;

    научатся ценить результаты своей интеллектуальной работы и работы других учащихся, брать на себя ответственность за принимаемые решения;

    обогатят и расширят личный опыт общения за счет вовлечения в новую для них деятельность.

Результативность отслеживается по мере освоения теоретического материала на протяжении всего учебного года. Для проверки усвоения материала учащиеся выполняют и защищают определенные задания.

Также используются такие формы, как: педагогическое наблюдение, качественная оценка работ учащихся, самоконтроль, тестирование.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы

При подведении итогов реализации программы используются такие формы как групповые дискуссии, итоговое собеседование, круглый стол, упражнения,различные короткие двигательные игры, представление портфолио выполненных домашних заданий.

Материально-техническое обеспечение

Аппаратное обеспечение:

Персональный компьютер класса Pentium-III.

Мультимедийный проектор.

Программное обеспечение:

Операционная система Windows XP.

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Программа тренинга общения для обучающихся

11

Введение. Принятие правил групповой работы. Выработка ритуала начала и окончания занятий. Знакомство.

Представление о себе.

Представление о себе.

Овладение способами невербального общения.

Развитие наблюдательности в общении.

7.

Развитие умения слушать другого.

Развитие навыков точной передачи информации.

Мои права и права других людей.

10 -11.

Завершение работы группы.

Шляпы мышления.

Итого часов:

11

8

Занятие 1.

Тема: Введение. Принятие правил групповой работы. Выработка ритуала начала и окончания занятий. Знакомство.

Ход занятия.

Теория

Принятие правил групповой работы. Выработка ритуала начала и окончания занятий. Знакомство.

Рассказ ведущего о целях занятий, форме их проведения.

Небольшая дискуссия о роли общения в жизни участников и необходимости совершенствования общения (примеры из повседневной жизни).

Рассказ о правилах, по которым будет работать группа.

Практика

Упражнение. Каждому раздается карточка с булавкой. Участников просят написать на карточке какое-нибудь вымышленное имя, которым будет называться этот человек на протяжении всего тренинга, и приколоть карточку на груди.

ПРАВИЛА:

1). Активное участие в работе группы каждого участника.

2). Общение по принципу «здесь и теперь».

3). Добровольность участия (если не хочешь говорить о чем-то, не делай этого, но сообщи об этом открыто или с помощью условного знака).

4). Конфиденциальность. Нельзя вне занятий обсуждать и рассказывать кому-то о поведении участников и то, что они узнают друг о друге в ходе занятий. Все, что происходит на занятиях, остается нашей общей тайной.

5). Высказывание своих мнений и чувств по поводу происходящего в группе, а не оценивать по принципу «хорошо-плохо», или «правильно-неправильно».

Принятие правил. Ведущий сам обещает выполнять эти правила и просит дать такое же обещание каждого участника.

Выработка общего клича. Ведущий просит участников за 10 минут в ходе совместного обсуждения выработать общий клич – общее восклицание, которым будет начинаться, и заканчиваться каждое занятие. После выработки совместного решения группа выполняет этот клич.

Знакомство. Каждый участник по кругу рассказывает «свою биографию» — вымышленную историю жизни своего персонажа.

Дискуссия по упражнению. Какие рассказы запомнились? Что именно привлекает внимание в рассказе – содержание, манера рассказа, эмоциональность, оригинальность.

Заключительная дискуссия. Что было важным в сегодняшнем занятии? Что запомнилось? Какие мысли и чувства? Какие выводы можно сделать для себя?

Занятие 2.

Тема: Представление о себе.

Ход занятия.

1.Участники прикалывают карточки, садятся в круг и выполняют клич.

3.Упражнение «Представление о себе». Участникам раздаются листы бумаги. Участники рассаживаются по комнате. Каждый получает задание написать 8-10 предложений о себе, не указывая на легкоузнаваемые внешние признаки. Ведущий зачитывает описания, не называя фамилий. Задача участников – угадать, кому принадлежит зачитываемая характеристика.

4.Дискуссия по упражнению. У кого совпало представление о себе с мнением окружающих? В чем причина несовпадения?

5.Упражнение «Нарисуй радость».(5-10 мин.)

6.Дискуссия по упражнению. Мысли и чувства по поводу рисунков. Обсуждаются различия в понимании и представлении разными людьми одного и того же понятия.

7.Заключительная дискуссия.

8.Клич.

Занятие 3.

Тема: Представление о себе.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия о себе.

2.Упражнение «Ассоциации». Один из участников выходит за дверь. Группа загадывает одного из оставшихся участников, которого водящий должен угадать. Вернувшись, водящий задает вопросы членам группы и по их ответам пытается угадать человека. Вопросы задаются по ассоциации, возникающие у каждого члена группы в связи с загаданным человеком: С каким животным ассоциируется у тебя этот человек? С какой погодой? Растением? Цветом? Музыкой? Обычно задаются 5 вопросов, и после этого водящий должен назвать того, кого загадали. В случае верного ответа загаданный участник становится водящим, а в случае неверного ответа – водящий выполняет это упражнение еще раз.

3.Дискуссия по упражнению. Легко ли было угадывать? С чем это связано? Легко ли давать ассоциации на человека? Совпадают ли ассоциации у разных людей?

4.Дискуссия перед упражнением «Футболка с надписью». Ведущий задает тему обсуждения о подаче себя в надписях на футболках, значках, сумках. Участники приводят примеры.

5.Упражнение «Футболка с надписью». Участникам раздаются листы бумаги, на которых просят написать надпись на своей футболке, так, чтобы она говорила что-либо о человеке – о его занятиях, играх, отношениях к миру и др. Можно придумать несколько надписей. На работу дается 5-10 минут. После этого участники рассказывают о своих надписях.

6.Дискуссия по упражнению. О чем говорят эти надписи? Что мы хотим сообщить о себе другим людям? Какие надписи можно придумать разным участникам?

7.Заключительная дискуссия.

Занятие 4.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия.

2.Небольшая дискуссия о чувствах и эмоциях, их роли в жизни обучающихся. Зачем нужны эмоции? Можно ли ими управлять? Примеры из жизни.

3.Упражнение «Спектр чувств». Участникам раздаются листы бумаги, и предлагается написать как можно больше названий эмоций, переживаемых в реальной жизни. Названия эмоций следует писать в два столбика: слева – положительные эмоции, справа – отрицательные. Затем все зачитывают свои списки.

4.Дискуссия по упражнению. У кого больше всего написано эмоций? У кого есть совпадающие? Подводится к выводу о разнообразии эмоций, большом спектре переживаемых чувств и т.д.

5.Упражнение «Дай мне стакан воды».

6.Дискуссия по упражнению.

7.Упражнение «Угадай эмоцию». Обучающиеся рассаживаются в парами, лицом друг к другу. Задание: один участник в течение 15 секунд показывает какую-либо эмоцию, другой – угадывает. Затем меняются ролями.

8.Дискуссия по упражнению.

Занятие 5.

Тема: Овладение способами невербального общения.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия.

2. Упражнение «Передай другому». Обучающиеся сидят в кругу, и по очереди каждый без слов передает соседу какой-либо воображаемый предмет. Сосед должен «взять» его соответствующим образом и назвать. Затем он передает уже другой, свой предмет следующему по кругу.

3.Дискуссия по упражнению.

4. Упражнение «Разговор через стекло». Для этого упражнения по желанию выбирается пара участников, остальные будут зрителями. Участникам выдается инструкция.

5.Дискуссия по упражнению.

6. Упражнение «Инсценировка песни». Участники разделяются на 2-3 команды, и каждая получает задание подготовить и затем показать инсценировку какой-либо известной песни. Остальные участники должны угадать.

7. Дискуссия по упражнению.

Занятие 6.

Тема: Развитие наблюдательности в общении.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия.

2. Упражнение «Что помню?». Один из членов группы садится спиной к аудитории. Остальные вслух загадывают одного из присутствующих. Задача водящего – как можно подробнее описать внешний вид загаданного.

3. Дискуссия по упражнению. Легко или трудно было описывать внешность? Кому было легко выполнять это упражнение?

4. Упражнение «Найти отличия». Задача: найти отличия в позах.

5. Дискуссия по упражнению. Участники обсуждают впечатления.

6. Упражнение «Таможня».

7. Дискуссия по упражнению.

8. Заключительная дискуссия.

Занятие 7.

Тема: Развитие умения слушать другого.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия.

2. Упражнение «Спина к спине». Двое участников по желанию садятся на стулья друг к другу. Их задача – вести диалог на какую-либо интересующую обоих тему в течение 3-5 минут. Остальные участники исполняют роль молчаливых зрителей.

3. Дискуссия по упражнению.

4. Упражнение «Умение слушать».

5. Дискуссия по упражнению.

6. Упражнение «Я вас слушаю». Участникам раздаются листы бумаги. Они рассаживаются по комнате. Задача каждого участника – ответить в письменном виде на ряд вопросов. Вопросы заранее написать на доске или на листе бумаги. После завершения работы участники садятся в круг, листы ответов не сдаются. Происходит обсуждение мнений по упражнению.

7. Заключительная дискуссия.

Занятие 8.

Тема: Развитие навыков точной передачи информации.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия.

2. Упражнение «Пересказ текста». Участникам предлагается инструкция по выполнению данного упражнения.

3. Дискуссия по упражнению.

4. Упражнение «Диалог». Участникам раздаются листы бумаги. Ведущий зачитывает начало диалога и просит участников записать на листе бумаги, какой ответ они дадут вместо второго участника диалога. Так повторяется 2-3 раза с разными диалогами. После этого все зачитывают свои ответы по каждому диалогу.

5. Дискуссия по упражнению. Обсуждается возможность получения различных реакций на один и тот же пусковой стимул. Следует подвести участников к тому, что процесс общения является сложным по своей природе, включающим в себя как элементы говорения, так и элементы слушания и понимания.

6. Упражнение «Кто быстрее?».

7. Дискуссия по упражнению.

8. Заключительная дискуссия.

Занятие 9.

Тема: Мои права и права других людей.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия.

2.Короткая дискуссия об особенностях общения: как общаться, чтобы не ущемлять права другого?

3. Упражнение «Мои права». Участникам предлагается разделиться на три группы. Две группы будут заниматься выработкой «Декларации о правах старшеклассника», третья группа будет «Конституционной комиссией», которая будет утверждать Декларацию. Всем группам на выполнение задания дается 15-20 минут.

4. Дискуссия о соотношении собственных прав и прав других людей.

5.Домашнее задание. Составить контракт с самим собой с перечнем прав, которые обучающийся предлагает реализовать.

6. Заключительная дискуссия.

Занятие 10.

Тема: Завершение работы группы.

Ход занятия.

1.Начальная дискуссия по предыдущему занятию.

2.Короткая дискуссия по индивидуальным контрактам. В ходе дискуссии участникам разрешается что-то сменить в своем контракте.

3. Упражнение «Новогодняя елка». Все участники группы должны выстроить из группы «Новогоднюю елку»: кто-то будет стволом, кто-то игрушками и т.д. Главное, чтобы все участники группы участвовали в постройке, и чтобы каждый был удовлетворен своим местом.

4. Дискуссия по упражнению. Участники делятся чувствами, пережитыми в ходе упражнения.

5. Упражнение «Телеграммы». Для каждого участника на его «телеграмме» написать самое хорошее, что каждый узнал о нем, чем этот человек помог в ходе тренинга, в чем была его важная заслуга.

6. Дискуссия по телеграммам. Раздать телеграммы адресатам, каждый читает свои телеграммы. После этого участники делятся чувствами.

Занятие 11.

Тема: Шляпы мышления.

Ход занятия.

Звучит музыка – звуки леса.

Приветствие.

Ведущий : «Все вы слышали, как в лесу удаляется эхо. Пусть оно поприветствует нас, а мы подхватим его!»

Инструкция : первый участник группы называет одно слово приветствия, следующий повторяет чуть тише, но сохраняя интонацию первого. Так эхо проходит по кругу и заканчивается самым тихим эхом.

Разминка.

Ведущий : «Для того, чтобы узнать тему нашего занятия, нам нужно отгадать ребус!»

Инструкция : Каждый получает карточку определённого цвета (показываю). На ней написана цифра и буква. Разгадать слова можно, если участники объединятся в группы по цвету. Справа от ведущего встанут те, у кого карточки зелёного цвета; слева – те, у кого карточки красного; за ними – те, у кого синего цвета. Потом участники встают по порядку, в соответствии со своим номером, и громко каждый называет свою букву. «Какие слова у нас получились?»

Звучит спокойная музыка.

Притча о старом шляпнике.

Ведущий : «Я хочу рассказать вам об одном мастере. Жил-был старый мудрый Шляпник. Он имел золотые руки и прекрасную мудрую душу, поэтому мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы – шляпы, кепки, панамы, шапки. Настало время, когда ушёл в иной мир старый Шляпник, оставив своим сыновьям три грациозные шляпы. Чёрную, фиолетовую и разноцветную шляпу. «Я возьму себе чёрную шляпу. Она так изящна, восхитительна и прекрасны, я буду в ней красоваться на балах и приёмах», — сказал первый сын. «Пусть моей станет разноцветная шляпа, чтобы мною любовались и восхищались. А в этой шляпе я буду неотразим!» — воскликнул второй сын. «Тысячу раз я летал во сне над землёй, быть может, эта шляпа поможет осуществиться моей мечте» – мечтательно произнёс третий сын. Владелец чёрной шляпы стал довольно важным членом. Факты, цифры были для него важнее всего на свете, казалось, что эмоции и чувства он утратил навсегда. Он стал точным, проницательным, умел логически рассуждать. Обладатель разноцветной шляпы отныне жил во власти эмоций. Он страдал и радовался, любил и ненавидел, восхищался и презирал. Обладатель третьей шляпы оказался в удивительном мире. Всё, что он видел, слышал, чувствовал, превращалось в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы, повести, пьесы для театра и кинематографа. Однако наступил тот день и час, когда сыновья Шляпника вновь встретились под крышей отцовской мастерской. Поражались братья тем изменениям, которые произошли в каждом из них. И только теперь они стали понимать, какое сказочное богатство оставил им в наследство их родитель, великий мастер».

Ведущий : «Добрыми, умеющими прощать и любить, смелыми и находчивыми людьми, которые не боятся чувствовать, творить, такими хочу видеть вас и я. Поэтому принесла я сегодня три волшебные шляпы. Но шляпы эти для взрослых, а вы пока что ещё только дети. Так давайте представим, какими взрослыми вы станете».

Продолжает звучать тихая спокойная музыка.

Взрослое имя и мое будещее.

Инструкция : «Закройте глаза. Постарайтесь увидеть себя взрослыми. Рассмотрите, как вы одеты, что думаете, какие люди вас окружают. Сядьте так, как будто вы уже стали взрослыми. Человеком какой профессии вы стали? Как к вам будут обращаться другие люди? Наверное, по имени-отчеству? Откройте глаза».

Музыка меняется (ритмичная).

Ведущий : «Теперь каждый из вас по очереди встанет, подойдёт к участнику группы, который сидит напротив и представится, например: «Здравствуй, меня зовут Виктор Николаевич!» После этого каждый из вас может выбрать ту шляпу, которая подходит вам больше всего. Назовите свою профессию, а ребята произнесут волшебное заклинание: Ты продавец! Ты водитель!»

Вопросы для обсуждения :

Понравилось ли вам быть в роли взрослых?

Что вы чувствовали?

Кто из ребят лучше всех справился с ролью взрослого?

Наглядный пример.

На доске нарисована фантастическая шляпа водопроводчика.

Ведущий : «Посмотрите, какой удивительный головной убор здесь нарисован. Здесь есть кисти и палитра, карандаши и краски, а также видна рамка для картины».

Вопросы для обсуждения :

Как вы думаете, человеку какой профессии принадлежит эта шляпа?

Почему вы так считаете?

Назовите, что именно доказывает правильность вашего ответа?

Творческое задание.

Ведущий : «Сегодня я приготовила для вас задание-сюрприз. Прочитайте название работы. Прочитайте, что нужно сделать. Ребята, вы можете придумать любые три профессии (можете взять те, что назвали ребята или придумать свои собственные). Нарисуйте для каждой из них шляпу. А четвёртый головной убор нарисуйте в подарок своему лучшему другу. Работаем!»

Звучит ритмичная мелодия, и дети выполняют задание.

Вернисаж.

Ведущий : «Из получившихся работ я предлагаю составить вернисаж».

Вопросы для обсуждения :

Какая из шляп фантастичная?

Чья шляпа для лучшего друга самая яркая?

Чьи работы самые добрые?

Урок подходит к своему концу, и ведущий организует детей в круг.

Ритуал прощания.

Ведущий : «Пришло время прощаться!»

Инструкция : дети встают в круг, выбирают из тех шляп, которые им нравятся, ту, что нравится больше всего и мысленно одеваю её.

Ведущий : «Теперь пожелайте всей группе и друг другу то, что может пожелать хозяин этой шляпы. Например, я – врач, и я желаю вам здоровья!»

Дети высказываются по кругу. По окончанию пожеланий, ведущий говорит: «Спасибо, до новых встреч!»

Список литературы

Литература, использованная при написании программы:

1.Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л. ЛГУ.1998.

2.Большаков В.Ю. Психотренинг. С-Пб, 2004, 316 с.

3.Ефремцева С.А. Тренинг общения для старшеклассников. Москва, 2004, 80 с.

4.Кудрявцев Т.В. Исследование психологических особенностей профессионального становления.

5.Немиринский О.В. Терапевтическая роль групповой динамики. Московский психотерапевтический журнал. – 2000. – 3. – С.5-24.

6. Психология. Учебник./ Под ред.А.А.Крылова. – М.: Проспект, 1999.

7.Тиима М.Х. Выбор профессии как социальная проблема. М.: Мысль, 2000

8.Шавырина Г.В. Исследование системы познавательной саморегуляции в процессе решения пространственно-комбинаторных задач. Кандид. диссерт. М.

Именно в переходном возрасте у подростков возникает потребность в понимании самих себя, во взгляде на себя глазами других людей, особенно ровесников. Только проявив себя в кругу своего общения подросток сможет составить мнение о том, кем является и на что способен. Демонстрация сверстникам своих возможностей откроет обратную связь, и мнение окружающих о различных особенностях личности поможет лучше узнать себя. Подросток получит такую возможность, поучаствовав в тренинге личностного роста и выполнив разные задания и психологические упражнения.

Социально­психологическую и личностную зрелость человека характеризует способ решения жизненных противоречий. Она проявляется в умении соединять свои индивидуальные особенности, статусные, возрастные возможности, собственные притязания с требованиями общества. Способность осуществлять это соединение называют стратегией жизни. Помощь в формировании индивидуальной «стратегии жизни» старшеклассников является одной из главных целей тренинга личностного роста для старшеклассников.

Поэтому основными методическими задачами такого тренинга являются следующие:

  • ознакомить старшеклассников с суждениями о себе;
  • развивать представления учеников о своих жизненных целях и желаниях;
  • формировать установку о значимости своей личности;
  • выработать потребность ребят осознать, как построить свою жизнь;
  • воспитывать атмосферу открытости и доверия в ученическом коллективе.

Тренинг личностного роста должен быть тщательно разработан и соответствовать основным принципам и требованиям к разработке психологических тренингов. Чтобы ваши занятия с подростками, посвященные личностному росту, были разнообразными, оригинальными и не скучными, вы можете сами разрабатывать программу тренинга, используя следующие упражнения. Вы можете выбрать упражнения, которые наилучшим образом подходят именно для вашей тренинговой программы, в зависимости от ее цели и продолжительности.

Упражнение «Чистка луковицы»

Цель : четко уяснить, кем является человек в действительности, представить свое внутреннее «Я» и осознать свои цели и желания.

Продолжительность: 5 минут.

Педагог: «Закройте глаза, расслабьтесь. Представьте себя большой луковицей, состоящей из множества слоев. Снаружи находится тонкая коричневая шелуха. Это ваше внешнее «Я». Это слой ваших внешних масок и поведения в обществе. Аккуратно и не спеша снимите этот верхний слой, складывая шелуху рядом с луковицей.

Сняв его, наблюдайте появление образа, олицетворяющего другое «Я». Это ваше истинное «Я», которое вы не всегда показываете окружающим. Просто наблюдайте за этим образом. Может, вы увидели в нем что­то такое, чего раньше никогда не замечали? А может, увидели что­то такое, от чего хотели бы избавиться? Взгляните еще раз и запомните этот образ».

Упражнение «Представление о достигнутом успехе»

Цель : развить уверенность в себе на основе представлений о достигнутом успехе.

Продолжительность: 5 минут.

Педагог: «Успех вселяет чувство собственного достоинства. Если вы представите, что добились успеха, это поможет вам стать уверенней в себе. Благодаря осознанию достигнутого успеха вы чувствуете в себе больше сил, возрастает чувство собственного достоинства, вы динамичней и целеустремленней, чем обычно. Все эти чувства вносят вклад в уверенность в себе.

Решите, какой успех наиболее важен для вас. К примеру, вам хочется добиться признания на работе, построить дачу, приобрести автомобиль, удачно выйти замуж и т.д.

Расслабьтесь, закройте глаза и представьте, что вы достигли этой цели. Представьте свой успех, испытайте удовлетворение и чувство собственной силы, которое он приносит. Чувствуйте подъем, возбуждение, силу, мощь, абсолютную уверенность в себе и владение ситуацией.

Потом представьте, как другие искренне поздравляют вас. Принимая похвалу от них, вы чувствуете теплоту и волнение. Они говорят вам, какой вы удачливый человек. Вы себя прекрасно чувствуете и способны на все, что захотите».

Упражнение «Планирование будущего»

Цель : развить представления о своих жизненных целях, планах и желаниях.

Продолжительность: 10-­15 минут

Педагог: «Предлагаю написать вам приблизительный план своего будущего. Сначала выделите основные сферы, присутствующие в жизни каждого человека: семейная, профессиональная, досуговая и прочие. В каждой сфере наметьте главные достижения, которых вы хотели бы добиться, события, которые могут произойти или вы бы хотели, чтобы они произошли. Постарайтесь поставить реальные цели и спрогнозировать реальные события.

Теперь выделите ближайшие цели, которые являются этапами к достижению дальних целей. Можно расположить их в хронологическом порядке и даже написать приблизительные даты. Обратите внимание: нет ли противоречия между целями и событиями из разных областей вашей жизни? Помогают ли они друг другу? Может, оказывают друг на друга какое­то влияние? Постарайтесь согласовать их.

Оцените свои собственные достоинства и недостатки, которые могут повлиять на успешность достижения различных целей. Определите пути преодоления этих недостатков. Отметьте все внешние препятствия на пути к вашим целям. Определите пути преодоления внешних препятствий. Оцените возможность резервных вариантов в разных сферах жизни (на случай непреодолимых препятствий или глубокого противоречия между целями из разных сфер жизни).

С каких целей вы начнете практическую реализацию своего плана? Укажите конкретную дату».

Упражнение «Прошлое, настоящее, будущее»

Цель : исследовать себя, свои ресурсы в прошлом, настоящем и будущем.

Продолжительность: 40-­50 минут.

Педагог: «Сейчас мы походим по комнате и выберем место для индивидуальной работы. Вы можете свободно перемещаться по комнате и рассаживаться на заранее подготовленные места. Если кто­то хочет изменить расположение своего стола, развернуть или подвинуть его, то устраивайтесь именно так, как вам хочется. Чувствуйте себя свободно.

Наша работа будет состоять из трех этапов.

Первый этап. Сядьте поудобнее, расслабьтесь, закройте глаза вспомните себя в прошлом. Кто вы? Кто вас окружает? К чему вы стремитесь? Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Зафиксируйте это. Думайте об этом до тех пор, пока не почувствуете, что готовы вернуться. Когда это произойдет, можете открыть глаза.

Мы побывали в своем прошлом. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски. Отобразите то, что вы увидели и почувствовали. Кем вы были? Кто вас окружал? Как действовали на вас окружающие? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей? Не важно, умеете ли вы рисовать или нет. Главное, что за этим изображением стоит ваша реальность, которую вы осознаете».

На выполнение этого задания отводится 7-­10 минут, после чего участникам следует отложить работу. Лучше, если ребята немного отдохнут. Пусть они выложат свои работы в центр комнаты по кругу, в таком случае можно будет пройтись и просмотреть все работы. После этого участники должны вновь вернуться на свои места. Педагогу следует оценить, насколько им сейчас удобно, не желают ли они изменить положение своего рабочего места.

Педагог: «Приступим к выполнению второго этапа работы. Давайте сядем и расслабимся. Почувствуйте свое тело, положение рук, ног, головы. Удобно ли вам? Сейчас каждый из вас находится в своем настоящем. Как вам здесь? Кто вы? Кто теперь вас окружает? К чему вы стремитесь? Что изменилось по сравнению с прошлым? Что осталось по­прежнему? Зафиксируйте то, что вы почувствовали. Запомните свои ощущения и то, что вы увидели. Думайте о них до тех пор, пока не почувствуете, что готовы вернуться. Когда это произойдет, можете открыть глаза.

Мы в своем настоящем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски. Отобразите то, что вы увидели и почувствовали. Кем вы были? Кто вас окружал? Как они действовали на вас? К чему вы стремились? Как вы достигали своих целей?»

На выполнение этого задания отводится 7­-10 минут, после чего участникам следует отложить работу. Предложите ребятам немного отдохнуть. Попросите их выложить свои работы так же, как и после первого этапа. Когда все работы будут просмотрены, участники могут вернуться на свои места. Педагог должен поинтересоваться, всех ли устраивают рабочие места, удобно ли ребятам.

Педагог: «Настал третий этап работы. Сейчас переместимся в будущее. Кто вы теперь? Кто здесь вас окружает? Может быть, появился кто­то новый? Может, кто­то исчез? К чему вы стремитесь? Чем занимаетесь? Запомните свои ощущения и те картинки, что вы увидели. Постарайтесь запомнить их. Думайте о них, пока не почувствуете, что готовы вернуться. Открывайте глаза.

Мы побывали в своем будущем. Перед вами лежит лист бумаги, карандаши, фломастеры, краски. Отобразите то, что вы увидели в будущем».

Когда все участники закончили работу, педагог дает следующую часть инструкции:

«Давайте устроим галерею и разложим наши работы на полу по кругу. Так мы сможет познакомиться со всеми работами, пройдясь по комнате».

Завершающий этап работы – обсуждение.

Упражнение ««Я реальное» и «Я идеальное»»

Цель: создать условия для выстраивания адекватной самооценки.

Продолжительность: 15-­20 минут.

Педагог: «Сейчас я каждому раздам по два листа бумаги и карандаши. Вам необходимо нарисовать себя в двух «ипостасях»: «Я реальное» и «Я идеальное». На это я отвожу 10-15 минут».

После того, как все справятся с заданием, происходит обсуждение.

Педагог: «Давайте обсудим то, что у вас получилось. Когда вы чувствовали большее напряжение: когда рисовали «Я идеальное» или «Я реальное»? Совпадают ли ваши реальные и ваши идеальные образы? Как вы думаете, что вам необходимо предпринять, чтобы эти два понятия стали едиными? С какими трудностями вы можете столкнуться? Может, у вас это легко получится?»

Упражнение «Формирование уверенности»

Цель: сформировать, развить уверенность в себе и чувство собственного достоинства, оказать помощь в преодолении страхов, тревог, сомнений в себе и самоограничений типа «Я не могу это сделать» или «Я недостаточно умелый».

Продолжительность: 10-­15 минут.

Педагог: «Нельзя стать уверенным, не осознавая, в чем проявляется уверенность. Используя технику силы ума, вы можете избавиться от страхов и тревог, а также приобрести уверенность в себе, которая вам нужна, чтобы успешно встретить предстоящие испытания и обрести хорошее самочувствие.

Вы можете использовать эту технику, чтобы предотвратить появление каких­либо сомнений в своих силах, чтобы почувствовать уверенность в себе и полностью овладеть ситуацией. Если регулярно пользоваться данными методами, вы получите подтверждение: вы способны осуществить все, что захотите.

Вот пять основных шагов по приобретению чувства собственного достоинства при помощи техники силы ума:

  1. Осознайте свои положительные качества, таланты и достижения, выгодно отличающие вас от других лично знакомых вам людей.
  2. Утвердитесь в мысли, что у вас есть качества, которые вы хотите развить. Постоянно повторяйте это, работая над развитием этих качеств.
  3. Представьте себе, что вы преуспевающая личность, достигшая каких­либо целей, что ваши усилия признаны другими людьми.
  4. Представьте себя процветающим, богатым и имеющим все, что вы хотите.
  5. Чувствуйте себя уверенно, чувствуйте уверенность в своих силах и владение ситуацией. Чувствуйте уверенность каждой клеточкой своего организма».

Упражнение «Радуга»

Цель: осознать важные жизненные цели.

Продолжительность: 10-­15 минут.

Педагог: «Сейчас у нас есть возможность задуматься о будущем, определить и осмыслить важные для нас цели. Говорят, что на конце радуги стоит горшок с золотом, который каждому, кто его найдет, дарит счастье и богатство.

Представьте себе вашу личную радугу, созданную солн­цем и дождем для того, чтобы порадовать вас…

Пусть две точки, где радуга опирается на землю, обозначают ваше настоящее и будущее. Вообразите, что в точке будущего вас ждет нечто ценное и очень желанное, идеально подходящее вам.

Нарисуйте, пожалуйста, в своем воображении радугу. Во второй точке, точке будущего, нарисуйте цель, которая придет вам в голову во время рисования. Сосредоточьтесь, прежде всего, на радуге, на ее цветах, ее изгибе. Пока вы будете рисовать, вам будут приходить в голову различные мысли, в памяти будут всплывать различные цели.

Нарисуйте будущую цель, осознавая, что она может быть не единственной важной целью. Вы можете нарисовать ее символично, реалистично, а можете совместить оба эти способа».

На это задание отводится 20 минут.

Взгляните на свой рисунок и мысленно представьте ответы на следующие вопросы:

  • «Как мне достичь своей цели?»;
  • «Что зависит от меня, а что – от других?»;
  • «Какие препятствия могут встретиться на моем пути?»;
  • «От чего мне, возможно, придется отказаться?»;
  • «Что я выиграю?»;
  • «Кто, кроме меня, может получить пользу от достижения этой цели?»;
  • «Как я отношусь к этой цели?»

На эти размышления отводится 5 минут.

Упражнение «Самоподдержка»

Нередко подростки приходят в группу с преимущественно негативным образом самого себя. Во многих случаях групповой опыт помогает им обратить внимание и на позитивные стороны своей личности. Однако после завершения работы группы этим участникам часто не хватает подходящих партнеров, которые давали бы им позитивную обратную связь, помогая поддерживать возросшую самооценку. Недостаток поддержки со стороны других людей можно компенсировать с помощью самоподдержки. С этим понятием, разработанным Д. Премаком, и знакомит участников это упражнение, которое особенно полезно для групп, ориентированных на развитие личности.

Цель: поддержать личные достижения участников, возросшую самооценку.

Продолжительность: 15-­20 минут.

Педагог: «Я знаю, что многие из вас научились позитивно воспринимать самих себя и ценить в себе то, чего раньше не замечали или же недооценивали. Поскольку после окончания упражнения далеко не каждый окажется в таком окружении, которое помогло бы ему конструктивно развивать образ самого себя, мне хочется научить вас одному приему.

Когда вы будете наедине с собой, напишите несколько положительных высказываний о самом себе. Можно начать с мелочей, которые вам в себе нравятся, например: «Я люблю свой красивый голос…», «Я отлично умею играть в футбол/баскетбол/хоккей…» и прочее. Затем просмотрите все предложения и проверьте, действительно ли вы с ними согласны.

На это задание отводится 10 минут.

Теперь выберите то утверждение, которое представляется вам особенно важным и которым вы могли бы гордиться. Что это за утверждение?

На это задание отводится 5 минут.

Напишите выбранное предложение на карточке и вместе с этой карточкой вернитесь в круг. Дайте мне ваши карточки. Я прочитаю сейчас первую из них, не называя имени автора. После этого вся группа повторит вслух написанное на карточке утверждение. То же самое мы сделаем и с остальными карточками.

В каком­либо другом месте у вас едва ли будет возможность слышать это высказывание от такого количества людей. Такой прием поможет вам самостоятельно позаботиться о том, чтобы ваше утверждение постепенно вошло в ваше сознание.

Этот прием может работать по принципу «сначала – работа, потом – удовольствие». Он состоит в следующем: вы заключаете сами с собой договор о том, что после каждого выполнения какого­нибудь привычного частого действия вы будете прочитывать свою карточку.

Есть и другая возможность часто получать ваше послание: прикрепите карточки в разных местах своей квартиры так, чтобы они постоянно были на виду. Так сможете в течение дня снова и снова перечитывать написанное на них высказывание».

Цель: развить уверенное поведение в общении и презентации.

Продолжительность: 20­-25 минут.

Педагог: «Нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувеличением считать нас специалистами по рекламе. Давайте представим, что мы собрались для того, чтобы создать свой собственный ролик для какого­то товара. Наша задача – представить этот товар публике так, чтобы подчеркнуть его лучшие стороны, заинтересовать им.

Все будет как в обычной деятельности рекламной службы. Но один маленький нюанс: объектом нашей рекламы будут конкретные люди, сидящие здесь, в этом кругу. Каждый из вас вытянет карточку, на которой написано имя одного из участников группы. Может оказаться, что вам достанется карточка с вашим собственным именем. Ничего страшного! Значит, вам придется рекламировать самого себя.

В нашей рекламе будет действовать еще одно условие: вы не должны называть имя человека, которого рекламируете. Также вам предлагается представить человека в качестве какого­то товара или услуги. Придумайте, чем мог бы оказаться этот человек, если бы его не угораздило родиться в человеческом облике. Может быть, холодильником? Или загородным домом? Расскажите, какой это холодильник или загородный дом… Разумеется, в рекламном ролике должны быть отражены самые важные и истинные достоинства рекламируемого объекта.

Длительность каждого рекламного ролика – не более одной минуты. После этого группа должна угадать, кто из ее членов был представлен в той или иной рекламе. При необходимости можете использовать любые предметы, находящиеся в комнате. Также можно просить других игроков помочь вам. Время на подготовку – 10 минут».

Упражнение «Телевизионный ролик»

Цель: утвердить жизненную позицию.

Продолжительность: 40-50 минут.

Группа разбивается на малые группы по 4-6 человек.

Педагог:

«Представьте, что вы работаете на телевидении. Ваша задача на ближайшие 20 минут – придумать и поставить телевизионный ролик о вреде наркотиков. Вы можете работать в любых жанрах: социальная реклама, постановка, мультипликация… Можно использовать музыкальное сопровождение, рисовать, танцевать – словом, все, что подскажет вам воображение».

После обдумывания и репетиций каждая подгруппа представляет свой «ролик». Затем участники делятся своими впечатлениями.

Упражнение обычно проходит живо и интересно. Если участникам удается войти в роль, они с увлечением ра­зыгрывают сценки, демонстрируя творческие способности.

В конце упражнения очень важно обсудить, какой из роликов показался участникам наиболее удачным и почему.

Упражнение «Что? Кто? Как? Где? Когда?»

Цель: спланировать желаемую «жизненную программу» на ближайший период.

Продолжительность: 20-30 минут.

Педагог:

«Составьте список желаемых результатов вашего будущего и расположите его в порядке убывания значимости или ценности каждого. Можете добавить в этот список желания, связанные с вашим будущим трудоустройством.

Выберите из составленного списка первоочередное желание и составьте программу его достижения на основе следующих правил планирования результата.

Сформулируйте результат в позитивном ключе («Что у меня будет?», «Что я хочу иметь?», «Как я буду себя чувствовать?» и т.д.).

Планируйте только то, что сможете сделать сами.

Результат должен быть представлен во всех сенсорных системах: чувствах, ощущениях, звуках, настроении и т.д.

Представьте себе, где, когда и кому пригодится этот результат. Мысленно «проиграйте» ситуации, в которых сможете пользоваться произошедшими изменениями.

Продумайте последствия достижения желаемого результата. Спросите себя: «Что будет, если это про­изойдет?» Результат должен сберечь и сохранить все лучшее, что было раньше».

Когда все участники подготовятся, необходимо обсудить результаты в группе.

Упражнение «Повышение уверенности»

Цель: развить уверенность в себе.

Продолжительность: 15-20 минут.

Педагог:

«Это упражнение пригодится тем, кто переживает из-за недостатка уверенности при общении с другими людьми.

Примите позу, в которой легко расслабиться: лежа на спине, полусидя-полулежа в кресле, сидя на стуле в позе кучера… Располагайтесь так, как вам хочется.

Расслабьтесь, закройте глаза и повторяйте за мной:

«Мое тело должно быть расслабленным»;

«Мое тело должно быть тяжелым»;

«В моем теле должно ощущаться тепло».

Чем лучше у вас получится расслабиться, тем большего эффекта вы достигните. Со временем у вас будет получаться расслабляться все лучше и лучше.

Работа этих формул зависит от того, насколько вы со­средоточены на них.

Давайте попробуем еще раз и «разгоним» мысли:

«На несколько минут мой разум должен стать свободным»;

«Все посторонние мысли должны постепенно улетучиться»;

«Сейчас мне лень думать о чем-то постороннем».

Теперь используем формулы самовнушения, направленные на повышение уверенности:

«У меня есть право быть одному»;

«У меня есть право быть независимым»;

«У меня есть право на успех»;

«У меня есть право быть выслушанным и принятым всерьез»;

«У меня есть право получать то, за что я плачу»;

«У меня есть право иметь права, например, право действовать в манере уверенного в себе человека»;

«У меня есть право отвечать отказом на просьбу, не чувствуя себя виноватым и эгоистичным»;

«У меня есть право просить то, чего хочу»;

«У меня есть право делать ошибки и быть ответственным за них»;

«У меня есть право не быть напористым».

Желательно запомнить эти формулы перед следующим упражнением, однако можно пользоваться шпаргалкой. Выпишите формулы на листочек. Во время самовнушения можете приоткрывать глаза, чтобы подсмотреть. Старайтесь при этом ни на что не отвлекаться.

Упражнение «Игра в куклы»

Цель: устранить личностные конфликты.

Продолжительность: 20-30 минут.

Педагог:

«Возможно, на каком-то этапе вы почувствовали или почувствуете, что в вашей жизни слишком много поверх­ностного. Вы испытываете какие-то случайные эмоции, беспокоитесь о каких-то второстепенных вещах, поступаете по ситуации и потом удивляетесь своим поступкам, будто это сделали не вы, а другой человек в вас? Если так, тогда это упражнение для вас.

Создайте из подручных материалов куклу. Постарайтесь, чтобы она была похожа на вас внешне. Если у вас не хватает художественных способностей – не страшно. Важно приложить усилия в создание этой куклы.

Не давайте кукле своего имени, потому что она – это не вы. Лучше дать ей «говорящее» имя. Если вы страдаете от того, что к вам прилипла роль плаксы, то подойдет «Пьеро». Если у вас проблемы в отношениях, то подойдет «Ромео» или «Джульетта». И так далее.

Теперь можно играть в куклы. Играть в куклы так, как это делают маленькие дети. Пусть ваш «Пьеро» или ваша «Джульетта» ведут себя в соответствии с той оболочкой, которую вы с себя хотите сбросить.

Разыграйте маленькие сценки либо поставьте большую пьесу. Главное – чтобы вам было весело и смешно. Смех – это тот «растворитель», который поможет вам избавиться от ненужной кукольной оболочки.

Уже после первой игры вы почувствуете облегчение, как-будто сбросили с себя ненужную ношу».

Упражнение «Пять шагов»

Цель: повысить готовность участников выделять приоритеты при планировании своих жизненных и профессиональных перспектив, а также готовность соотносить свои профессиональные цели и возможности.

Продолжительность: 30-40 минут.

Педагог:

«Определите какую-либо интересную профессиональную цель. Например, вы хотите поступить в какое-либо учебное заведение, оформиться на интересную работу либо в перспективе совершить что-то выдающееся на работе» (выпишите цели, которые сформулировала группа, на доске или листе ).

Определите, что за воображаемый человек должен достигнуть этой цели. Вы должны назвать его основные характеристики по следующим позициям: пол, возраст (желательно, чтобы этот человек был сверстником играющих), успеваемость в школе, материальное положение, социальный статус родителей и близких людей (выпишите ответы на перечисленные характеристики ).

Выделите основные пять этапов – пять шагов, которые помогут в достижении этой цели (примерно пять минут )».

«Давайте выясним, чей вариант этапов достижения выделенной цели наиболее оптимальный и интересный. Обсудите это друг с другом и выпишите пять самых лучших этапов, которые вы выбрали».

Каждая микрогруппа устраивает обсуждение с учетом особенностей обозначенного выше человека . Отведите на обсуждение 5-7 минут.

«А теперь пусть кто-нибудь из каждой микрогруппы расскажет о пяти этапах, которые были выбраны в групповом обсуждении. Остальные участники могут задавать уточняющие вопросы. Можем обсудить их вместе».

При общем подведении итогов игры можно посмотреть, насколько совпадают варианты, предложенные разными микрогруппами. Также в итоговой дискуссии совместными усилиями можно оценить, насколько учитывались особенности человека, для которого и выделялись пять этапов достижения профессиональной цели. Важно также определить, насколько выделенные этапы реалистичны и соответствуют конкретной социально-экономической ситуации в стране, то есть насколько общая ситуация в обществе позволяет (или не позволяет) осуществлять те или иные профессиональные и жизненные мечты.

Можно проводить это игровое упражнение и по другим процедурным схемам. К примеру, сначала каждый выделяет пять этапов на своих листочках, затем несколько желающих выходят к доске и выписывают свои предложения. После этого в общем обсуждении рассматриваются выписанные этапы и выделяется наиболее оптимальный вариант.

Можно разбить учащихся на группы и предложить им (без индивидуальной предварительной работы) составить общий вариант программы достижения намеченной цели (выписать пять шагов-этапов) для данного человека.

Упражнение «Розовый куст»

Цель: глубокая саморефлексия.

Продолжительность: 25-30 минут.

Педагог:

«С древних времен и на Востоке, и на Западе определенные цветы считались символами высшего человеческого «Я». В Китае таким цветком был Золотой цветок, в Индии и на Тибете – лотос, в Европе и Персии – роза. Примером этому могут служить «Песнь о розе» французских трубадуров, «вечная роза», так замечательно воспетая Данте, роза, изображенная в середине креста и являющаяся символом целого ряда духовных традиций.

Обычно высшее «Я» символизируется уже распустившимся цветком, и хотя этот образ по своей природе статичен, его визуализация может служить хорошим стимулом и пробудить силу. Также стимулирует процессы в высших сферах нашего сознания динамический образ цветка – то есть его развитие от бутона до раскрывшейся розы.

Такой динамический символ соответствует внутренней действительности, которая лежит в основе развития и раскрытия человека и всех процессов природы. В нем сливаются воедино свойственная всему живому энергия и напряжение, исходящие изнутри человека, которые велят ему участвовать в процессе постоянного роста и эволюции. Эта внутренняя жизненная сила – то средство, которое высвобождает наше сознание и ведет к открытию нашего духовного центра, нашего высшего «Я»…

А теперь сядьте поудобнее, закройте глаза, сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов и расслабьтесь.

Представьте себе розовый куст со множеством цветов и нераспустившихся бутонов… Теперь переведите внимание на один из бутонов. Он еще закрыт, окружен зеленой чашечкой, но на самом верху уже заметен розовый кончик. Полностью сосредоточьте внимание на этом образе, следите за ним.

Зеленая чашечка начинает медленно раскрываться. Уже видно, что она состоит из отдельных чашелистиков, которые постепенно, отходя друг от друга, загибаются к низу, открывая розовые лепестки. Чашелистики продолжают раскрываться, и вы уже видите весь бутон целиком.

Лепестки тоже начинают раскрываться, медленно разворачиваясь, и цветок полностью расцветает… Постарайтесь почувствовать, как пахнет эта роза, ощутите ее аромат.

Представьте, что на розу попал луч солнца. Он отдает ей свое тепло и свет… Продолжайте удерживать розу, освещенную солнцем, в центре внимания.

Загляните в сердцевину цветка. Почувствуйте, что из него исходит мудрость, которая рада открыться вам.

Подумайте, что для вас важно в данный момент. Спросите, что вас сейчас больше всего волнует. Это могут быть какие-то жизненные проблемы, вопросы выбора и направления движения. Постарайтесь использовать это время для того, чтобы выяснить все, что необходимо. Можно записать те ответы, которые вам откроются.

Представьте, что вы стали этим цветком. Осознайте, что та мудрость, которая только что была к вам благосклонна, может быть с вами всегда. Вы в любое время можете обратиться к ней.

Отождествите себя с розой. Поймите, что вы и есть этот цветок. Вы та сила и мудрость, которая поможет вам осуществить ваши цели».

Екатерина ДАВИДОВСКАЯ,

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель:

Осознание учащимися необходимости целеполагания с учетом своих потребностей и мотивов.
- научить пошаговому способу достижения цели.
- формирование установки на самоанализ.

Методическое оснащение: слайды, жетоны, бланки «прошлые успехи», «ресурсы достижений», «достигнутый прогресс», «лестница достижений», мелодии.

Одна – широкая, но неосвещённая. На ней то и дело встречаются булыжники страха и отчаяния, а иногда дорогу преграждают завалы зависти, озлобленности. Пешеходов на ней уйма, но ты все время спотыкаешься о камни отчужденности и одиночества, потому что рядом шагают только глухонемые. Прорываясь через заросли обид, вины, ты устало сталкиваешь с дороги того, кто послабее. Но, в конце концов, тебя эта дорога вымотает и разрушит.

(Музыкальное сопровождение Мелодия №2 Рисунок 2)

Вторая дорога – длинная, но светлая, на ней горят фонари веры и уверенности. У прохожих слух острый, так как они слышат не только то, что ты говоришь, но и то, что чувствуешь. По бокам красиво подстрижены газоны взаимоподдержки и выручки, а на клумбах ярко пламенеют цветы любви, доверия и прощения, уютную тень усталому путнику дают деревья взаимопонимания и душевного спокойствия. Возможно, дорога эта тоже утомит, но не разрушит.

Дорога первая – это путь неконструктивного, разрушающего общения. Дорога вторая – это путь конструктивного, созидающего общения. Все кем овладел страх перед жизнью, стремятся к мучительной первой дороге. У таких людей проблемы с общением. Избавить людей от страха и увлечь их на другую дорогу есть единственный способ: дать им возможность почувствовать себя умными, хорошими, добрыми, любимыми и интересными.

Задание: Какая картина вам ближе? Бывает, человек метается, а не бывает ли середины? (черно-белая полоса). Вы свои жетоны поместите под картиной, которая вам ближе на данный момент.

Сегодня мы собрались для того, чтобы поразмыслить о том, как жить, чтобы быть успешным.
Ответьте на вопрос честно: (Приложение №1 Слайд №3)

1.Зачем мы живем, в чем наше предназначение?
2.Для чего вы ходите в школу? Для чего вас учат в школе?
3.Чего вы хотите достичь в жизни? К чему вы стремитесь сейчас? (ответы)

В ваших ответах есть противоречие. Оно заключается в том, что основная деятельность в школе учебная, а интересы вашего возраста заключаются в том, что вы стремитесь сейчас к самоутверждению, личностным контактам, поискам личностного смысла. Как быть?

1. Понять, что взрослость немыслима без получения знаний. Это личностный смысл учения.
2.В вашем возрасте есть возможности для формирования и самосовершенствования. Сегодня мы будем работать над понятиями (Приложение №1 Слайд №4)

Цель
Мотивация
Прошлые успехи
Ресурсы достижения
Достигнутый прогресс
Личностная социальная поддержка

I этап .

Что такое цель? Это то, что позволяет нам в жизни стать не неудачниками, а победителями, учит пользоваться своими лучшими качествами своей личности для достижения чего-то. Если человек уверенно, шаг за шагом движется по направлению к своей мечте и стремится жить такой жизнью, какую он себе вообразил, то успех придет к нему.

Задание: цель бывает ближняя и дальняя. Сейчас сформулируйте свою цель, определите для себя, чего вы хотите достичь.

Рефлексия

II этап . « Мотивация». (Приложение №5)

Мотивы – комплекс факторов, побуждающих человека к деятельности; это те причины – которые заставляют что-то либо делать.

Как сказал М. Горький: (Приложение №1 Слайд №5)
«Нужно жить всегда влюбленным во что-нибудь недоступное тебе.
Человек становится выше ростом от того, что тянется вверх.»

Задание : заполнение таблицы №2

Советы Д. Карнеги «Как добиться успеха», это что нужно изменить в себе, как помочь самому себе: (Приложение №1 Слайд №6)

1. Развивайте силу воли.

Успех приходит к тому, кто к нему стремится. Не ждите, что кто-то откроет вас – откройте себя сами. Скажите себе: я хочу, я могу, я сделаю. Успех предпочитает, чтобы его сильно желали, добивались, прилагая максимум усилий.

2. Следуйте поставленной цели.

Всякий успех начинается с какой-то идеи. Сформулируйте ее для себя четко, не придаваясь одним лишь неясным мечтам. Запишите, когда и чего вы хотите добиться. Ориентируйтесь на эту цель, отмечая промежуточные результаты. Если в движении возникает заминка, определите, в чем причина. Сделайте новую попытку, но не теряйте при этом главную цель.

3. Составляйте план действий

Намечайте вечером, какие дела должны быть сделаны завтра. Что касается долгосрочных дел, то надо также записывать, если к ним необходимо подготовиться.

4. Оценивайте себя объективно.

Охарактеризуйте себя сами, ответив на такие вопросы:
Достаточно ли я демонстрирую свои выгодные качества?
Знают ли о них другие?
Нужно задумываться над своими слабостями и учитывать их. Тот, кто лжет сам себе- никогда не добьётся успеха.

5. Следите за своим временем.

Определите, в какое время дня вы работаете особенно продуктивно и творчески. Эти лучшие часы не растрачивайте впустую. Рутинные дела выполняйте только тогда, когда все равно становитесь вялым, усталым. Проанализируйте, на что обычно вы тратите время, старайтесь не транжирить его бесцельно.

6. Делайте дела безотлагательно .

Не откладывайте до бесконечности неприятные дела, старайтесь по быстрее с ними разделаться, иначе они будут вас тяготить. Начинайте сразу делать то, что кажется вам полезным.

Общеизвестно, что из-за черных мыслей, постоянных забот и пессимизма качество жизни не улучшается.

8. Слушайте окружающих.

Учитесь тому, что знают другие. Прежде чем говорить, выслушайте других. Никогда не обрывайте говорящего.

9. Доверяйте своим чувствам.

Ум - еще не всё. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, высказывайте все, что вначале кажется невероятным.

III этап . «Прошлые успехи»

У каждого из вас есть за спиной уже какой-то прошлый опыт, прошлые успехи – это ваша личная сила! Его нужно использовать! (Приложение №2)
(н-р: нач. школу окончил без «3»). Вспомним их. «Ресурсы достижения»

Это то, что вы лучше умеете делать, ваши интересы, склонности. То, что дает вам ощущение радости, уверенности в себе, что окрыляет и наполняет вас энергией (спорт, хобби, музыка, книги, упрямство, сила воли.)

IV этап. «Лестница достижений»

Все мы стремимся к успеху, хотим быть успешными, но не всегда это у нас получается. Я сейчас открою вам очень важный секрет: наши мысли определяют особенности нашей личности. То, что мы думаем- определяет нашу судьбу. Поэтому мы должны выстраивать свои мысли и делать себе правильные внушения.
Направим наши мысли на наше будущее- и попробуем написать, каких же успехов вы сможете достичь через определенные промежутки времени.

И на этом же рисунке сделай пометочку, как ты докажешь другим, что достиг прогресса?
(Приложение №3)

V этап. «Социальная поддержка»

А сейчас мы устроим себе праздник. Представьте, что вы уже достигли всего, о чем мы сегодня писали. И у нас праздник «День успеха» (закройте глаза, помечтайте). Опишите свой идеальный день. Это может быть рисунок, а можно писать словами, что вы чувствуете? Кто Рядом с вами? Где вы находитесь?(в лесу, на берегу озера, в офисе, в квартире; какие вещи вас окружают: рояль, компьютер, чашка кофе …)

Релаксация: «Любите все свои «Я»» (Приложение №4)

Я бы хотела, чтобы вы вернулись в то время, когда вы были младенцем. Пристально к себе приглядитесь. Улыбнитесь малышу и, открыв ему навстречу объятия, скажите: « Я – твоё будущее, и я пришёл, чтобы любить тебя». Обнимите его и поведите его с собой в настоящее время. А теперь оба встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли смотреть друг на друга с любовью.»
Шагните в то время, когда вы только научились ходить. Вы вставали и падали и снова вставали и падали. И вдруг – вы сделали первый шаг, затем ещё и ещё. Мы так гордились собой, Любите малыша.

Вы будущие первоклассники! Вам не хотелось оставлять свою маму. Вы храбро переступили порог, и начался новый этап вашей жизни. Вы всегда делали всё, что было в ваших силах, в любой жизненной ситуации. Любите малыша!
Теперь вам 10 лет. Вы помните, что происходило в это время. Оно, вероятно, было чудесным, а, может быть, вы боялись? Вы делали всё возможное, чтобы выжить. Любите этого ребёнка.

Вернитесь теперь в то время, когда вы были подростком. Возможно, оно было восхитительно волнующим, потому что вы наконец выросли. А возможно, и принесло вам много волнений другого толка: сверстники учили вас тому, что можно делать, а что нельзя. Вы старались изо всех сил справиться с этой трудной задачей. И вы делали это как нельзя лучше. Любите подростка!
Теперь школьные годы остались позади. Вы знали больше, чем ваши родители. Вы были готовы начать жизнь так, как вы хотели. Вы были смелы и напуганы в одно и то же время. Любите себя в юности!

Теперь вспомните первый день вашей работы. Как вы гордились своей первой зарплатой! Вам хотелось всё делать хорошо. Так многому предстояло учиться. Вы делали для этого всё, что могли. Любите себя в то время.
Подумайте о другой вехе в вашей жизни. О женитьбе или замужестве. О вашем собственном ребёнке. О новом доме. Вероятно, это были прекрасные переживания?! Вы с ними справились. Любите себя за это.

Теперь « поставьте» перед собой все ваши многочисленные «Я» . Встаньте перед зеркалом так, чтобы вы могли смотреть на каждое из них, смотреть с любовью. А вот ещё одно ваше « Я» . Оно идет вам навстречу из будущего, протягивая руки и говорит: « Я здесь, чтобы любить тебя.» Да будет так!.

5. Рефлексия занятия:

О чем сегодняшнее занятие заставило вас призадуматься? Попытались ли вы глубже взглянуть внутрь себя?
- может кто-то понял истины этих дорог, изменил отношение к ним?
- что больше всего запомнилось?

В знак благодарности за приятные общения давайте встанем все в общий круг, возьмемся за руки и все вместе скажем: « Я буду успешным!»