Экологическая акция. Экологическая акция в школе Название экологических акций по посадке

Экологическая акция «Знакомьтесь, это крыса!»


Описание. Публикация знакомит с синантропным видом зверей – крысой. Материал пригодится учителям школ, педагогам дополнительного образования.

Автор. Зубович Карина, учащаяся объединения по интересам «Эврика» ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Республика Беларусь.
Руководитель. Данильченко Оксана Анатольевна, педагог дополнительного образования ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.

Цель: знакомство учащихся с синантропным видом зверей Республики Беларусь – крысой.

Задачи:
- привлекать внимание к образу жизни крысы;
- развивать у учащихся исследовательские качества;
- воспитывать понимание, что в природе всё взаимосвязано между собой.

Предварительная работа: участникам акции дано задание провести опрос людей и узнать, что они думают о крысах.

Введение


Написали очень много
Про котов, собак, про лис,
Но я стих искала долго
Про обычных серых крыс.
Зря обидели зверька -
Обошли вниманием,
Жизнь и так ее горька,
Прямо наказание.
То капкан на крыску ставят,
То попрячут всю еду,
Крысу так уже достали,
Проклинает та судьбу.
Но хочу я всем напомнить,
Эти правила важны:
Раз живут они в природе,
Значит ей они нужны.
Иван Крылов


Обычно грызуны вызывают у человека неприязнь. Уничтожая крыс, комаров, мух и других, вредных с нашей точки зрения животных, люди считают, что они делают мир лучше.
Например, крыса. Она обитает на помойках, является переносчиком тяжелых инфекций, уничтожает продукты, многие её очень боятся.


Обычный человек делает выводы:
- крыса очень большой вредитель;
- крыс необходимо убрать с лица земли.
Так ли это на самом деле, и какова роль этих «вредителей» в природе?

1. Исследование «Ассоциация»


Цель: изучить, как характеризуют крыс взрослые и дети
Метод: опрос.

Ход исследования
Участникам опроса предлагалось одним прилагательным охарактеризовать крысу.

Было опрошено: 10 участников (от 18 и старше лет) и 10 участников (от 9 до 17 лет)
Результаты опроса:
Участники опроса в возрасте от 9 до 17 лет считают крысу серой, страшной, смелой, ужасной, быстрой.
Участники опроса в возрасте от 18 лет и старше считают крысу доброй, страшной, хвостатой, зубастой, гадкой.
Выводы:
- характеристики у взрослых и детей похожи;
- мнение о крысе у людей опирается на внешний вид;
- знания о крысе у участников опроса очень поверхностные.

2. Это интересно


1. Участники акции изучают образ жизни крысы и её взаимоотношения с человеком, пользуясь литературой и Интернет-ресурсами.
2. Участники выступают с информацией о крысах.

Выступающий 1:
В Республике Беларусь обитает два вида крыс: серая и черная.
Чем черная крыса отличается от серой?
Внешне черную крысу не сложно отличить от серой, особенно если смотреть на этих зверьков (или на их фотографии) одновременно:
1. Черная крыса мельче и несколько стройнее, у неё более вытянутая мордочка;
2. Уши у черной крысы большего размера – вместе с более длинным носом они делают её похожей на крупную мышь.
3. Черную крысу от её серого сородича отличают меньшие размеры, вытянутая мордочка и большие уши, что в целом делает её похожей на крупную мышь.
4. Кстати, ещё одно важное отличие черной крысы – хвост у неё всегда длиннее тела. У серой длина хвоста всегда меньше длины тела.


Черная крыса


Серая крыса
Может показаться, что главное отличие черной крысы от серой – это окраска меха. Это не всегда верно. Дело в том, что у вида имеется несколько цветовых окрасок, и некоторые из них оказываются даже более светлыми, чем серые крысы (пасюки).

Выступающий 2:
Крысы – животные общественные, образующие большие семьи. Обычно в крысиную семью допускаются потомки одного семейного сообщества, берущего начало от общего предка. В крысиных семьях существует строгая иерархия.
Преимущество больших групп в природе очевидно: легче обнаружить врага, отыскать корм, вырыть норы, кроме того, в большой группе легче выжить новорожденным малышам.
Однако существование значительного количества крыс на ограниченной территории нередко становится причиной внутрисемейных конфликтов, связанных, как правило, с недостатком пищи.
Для отграничения территории сообщества входящие в него крысы делают пахучие метки, по ним же грызуны отыскивают места кормления, водопоя и отдыха, с помощью пахучего секрета самка дает знать самцу, что готова к спариванию.

Выступающий 3:
Следует отметить, что запах крыс одной семьи отличается от запаха других животных, даже их ближайших соседей. Информация о характерном запахе передается от родителей детям генетически.
Одна пара крыс за год может стать целой колонией в 2000 крыс. В отличие от других животных, в период, когда им грозит опасность вымирания, у крыс наблюдается резкое увеличение количества крысят в одном помете.
Многие животные питаются этими грызунами: лиса, сова, горностай и т.д.

Выступающий 4:
Большинство крыс обитают рядом с человеком.


Крысиные полчища могут стать причиной болезней, голода, аварий. Однако следует помнить, что главная причина, по которой крысы поселяются в домах, является мусор.


Лабораторные крысы часто используются в науке для тестирования различных лекарств (приложение 1).


Декоративные крысы – одни из лучших домашних питомцев. Они легко приручаются, умны, сообразительны, поддаются дрессировке и не требуют особого ухода. Существуют даже выставки декоративных крыс (приложение 2).


Несмотря на то, что люди крыс недолюбливают, во многих городах мира им установлены памятники.




3. Викторина «Знакомьтесь – это КРЫСА!»


1. Правда ли, что моряки, прошедшие Великую Отечественную войну, рассказывали, что крысы убегали не только с тонущих судов, но и с тех кораблей, которые на следующий день ожидала торпедная атака? (да)
2. Правда ли, что крысы появились на Земле на 48 миллионов лет раньше, чем люди? (да)
3. Правда ли, что ученые считают, что крыса является лучшим модельным объектом для исследования и разработки методов лечения и предотвращения заболеваний человека? (да)
4. Правда ли, что крыса может плыть 3 дня подряд, проплыть несколько километров (зафиксированный рекорд - 29 км!) и утонет, если только не будет возможности выбраться? (да)
5. Правда ли, что серые крысы способны перемещаться со скоростью 10 км/ч? (да, и даже прыгать вверх на высоту до 80 см, а в агрессивном состоянии - до 2 метров в высоту)
6. Правда ли, что зубы крыс растут только один месяц? (нет, они растут всю жизнь, поэтому они все время что-то грызут для их стачивания)
7. Правда ли, что у крыс - богатейший словарный запас криков с особенными значениями? (да)
8. Правда ли, что пасюк в год потребляет около 12 кг продуктов, но это несравнимо с количеством пищи, которую он делает негодной? (да)
9. Правда ли, что крысы не способны отличить отравленную пищу от обычной? (нет, они чувствуют яд даже тогда, когда его разведение одна часть на миллион)
10. Правда ли, что крыса может жить без воды дольше, чем верблюд? (да)

Заключение


Итак, что мы знаем о крысах? Обычно только то, что размножаются они с огромной скоростью, приживаются везде, чрезвычайно умны и сообразительны, отлично прыгают, бегают и плавают. А самое главное мы знаем что крыса – это страшное существо, которое надо уничтожать!
Крысы обитают преимущественно рядом с человеком, поедая его съестные запасы, повреждая электропроводку и перенося множество опасных для человека и животных заболеваний.
А кто в этом виноват?
Крысы обитают рядом с человеком уже несколько столетий, занимая свалки и помойки. В населенных пунктах у них мало врагов. Таким образом, в появлении полчищ крыс виноват сам человек.
В природных экосистемах крыс поедают совы и филины, аисты, хорьки, ласки и т.д. Так, что они являются пищей других животных и, следовательно, без них многим стало бы не очень сытно жить.
Выводы:
1. В природе нет «ненужных видов»! Это придумал человек!
2. Чтобы крыс было меньше, необходимо навести чистоту в своих городах и деревнях.

Источники


1. Рождественская А. С. «Крыса черная»/ Звери: Популярный энциклопедический справочник (Животный мир Беларуси). Минск, 2003. С.165-167
2. Гричик В. В., Бурко Л. Д. «Животный мир Беларуси. Позвоночные: учеб. пособие» Минск, 2013. -399 с.
3. Сержанин И. Н. «Млекопитающие Белоруссии». Издание 2-е. Минск, 1961. -321с.
4. Савицкий Б. П. Кучмель С. В., Бурко Л. Д. «Млекопитающие Беларуси», Минск, 2005. -319с.

Приложение 1

Лабораторные крысы


Благодаря подопытным животным сделаны крупные открытия в познании жизнедеятельности млекопитающих, выяснены многие вопросы по распространению опасных инфекций, разработаны профилактические меры в борьбе с болезнями человека и домашних животных, производятся лечебно-профилактические биопрепараты (сыворотки, вакцины и т.п.).
Выпуску биопрепаратов для широкого практического применения должно предшествовать испытание на лабораторных животных с целью выявления активности, профилактических и лечебных свойств этих препаратов, а также степени безопасности для человека и домашних животных. Для этого требуются самые различные животные, потребность в которых с каждым годом возрастает.
Белые крысы являются «классическим» видом животных, используемых для опытов. Важное преимущество белых крыс как лабораторных животных заключается в том, что они довольно устойчивы к инфекционным заболеваниям и дают большой приплод. Вес их небольшой, разводить их и содержать в условиях вивария несложно, и это позволяет проводить над ними массовые опыты.
В настоящее время в России развита сеть научно-исследовательских институтов: медицинских, ветеринарных, биологических, где широко используются лабораторные животные. Они способствуют развитию медицины, ветеринарии, биологии и др. наук.
В США каждый год используют 20 миллионов мышей и крыс, а также морских свинок, хомяков, песчанок. С развитием технологий генной инженерии генетически модифицированные мыши могут быть созданы на заказ для изучения широкого спектра человеческих заболеваний. Крыс часто используют в психологических исследования, тестах на токсичность и в изучении раковых заболеваний.

Приложение 2

ТОП-7 популярных разновидностей декоративных крыс


Стандарт – гладкошерстные массивные создания весом до 0,5 кг. Хвост (20 см) почти равен по длине туловищу (24 см). У них широкие, округлые, но в меру большие ушные раковины;
Сатиновые – отличаются глубоким блеском шерстного покрова. Мех приятен на ощупь, а волосинки длинные, тонкие и гладкие.


Дамбо – выделяются низко посаженными и более круглыми ушами на довольно острой морде. Формой корпуса (грушевидной) напоминают бесхвостых крыс, отличаясь от них более длинным хвостом и укороченным телом.


Сфинкс – абсолютно безволосая разновидность вплоть до отсутствия усов. Младенческая пигментация с возрастом исчезает, и складчатая кожа грызуна обретает чистый розовый цвет.


Бесхвостые – крысы, которые рождаются без хвоста. Первая подобная особь появилась (как результат незапланированной мутации) в 1983 году. Туловище напоминает грушу.


Рекс – эти крыски наделены не только густой кучерявой шерстью, но и короткими, лихо закрученными усами. Мех (по сравнению со стандартными) более жесткий и менее блестящий.


Пуховые – представители этой разновидности покрыты редким просвечивающим мехом, лишенным остевых волос. Но зато у пуховых есть кудрявые короткие усики.

Экологические Акции

АКЦИЯ - это социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие. Имеет протяженность во времени.

В нашем учреждении образованя экологические акции проходят в течении всего учебного года. В ходе акций дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвящённые объектам акции.

Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе, только дружно, помогать природе нужно!».

«Давайте друзья, везде, где живём,
Деревья посадим, сады разведём.
Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица,
И доверяли повсюду нам,
Как самым лучшим своим друзьям!».

Цель проведения экологических акций: формирование экологической культуры, сознания и мировоззрения.

Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение, эстетическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.

Алгоритм проведение акций:

  • цель (каждая акция имеет свою цель);
  • задачи (выполняются общие и конкретные);
  • объект (на что направлено - птицы, деревья…);
  • участники (дети + родители, сотрудники + дети + родители);
  • этапы:
    1. Подготовительный (разработка плана по достижению цели, сбор информации, объём и накопление материала, смета расходов);
    2. Организационно-практический (т.е. деятельностный, выполнение плана деятельности);
    3. Аналитический (подведение итогов, рефлексия. Может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома, видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

ВИДЫ АКЦИЙ:

Осень:

  1. «Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов, семеня для подкормки птиц);
  2. «Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц.)

Зима:

1. «Ёлочка - зелёная иголочка»

2. «Витамины на подоконнике»

3. «Птичья столовая»

Весна:

  1. «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»
  2. «Любимый - чистый агрогородок!»
  3. «Каждому певцу по дворцу!»
  4. «Украсим планету цветами»

Лето:

  1. «Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады, уход за посадками).
  2. «Берегите лес и его жителей от пожара!»

Весна-осень:

1.«Чистота спасет мир!»

2. «Свой дворочек как веночек»

3.«Чистый двор»

4.«БУНТ» (большая уборка нашей территории)

5. «Чистая природа»

Экологическая акция «Добрый волк!»


Описание: Целью экологической акции было, на примере волка, привлечь внимание ребят к тому, что в природе нет понятий «вредный» или «полезный», а следовательно все виды живых организмов необходимо охранять. Она показала возможность информирования взрослых через детские плакаты о важности волка в природе и необходимости изменения отношения людей к этому виду млекопитающих.
Материал адаптируется к разному возрасту детей.
В ГУО «Слуцкий ЭБЦУ» экологическая акция «Добрый волк!» проходила дважды: для учащихся 2-4 классов и учащихся 5-7 классов.
Публикация представляет интерес для учащихся школ, педагогов дополнительного образования, учителей начальной школы и биологии, классных руководителей, педагогов-организаторов, воспитателей дошкольных учреждений и всех любителей природы.

Цель акции: знакомство участников акции с ролью волка в природе и необходимостью бережного отношения к нему.
Задачи:
Обучающая – способствовать всестороннему изучению проблемы взаимоотношений волка и человека.
Развивающая – способствовать развитию экологического мышления и творческих способностей.
Воспитывающая – способствовать воспитанию ответственного отношения к природе.

Форма организации мероприятия: акция.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийные презентации «Рацион волка», «Волк в сказках» и «Волк в скульптуре», доска, мел, листы бумаги (А-4, А-3), краски, цветные карандаши, фломастеры, иллюстрации волка.

Участники мероприятия: учащиеся учреждений образования 2-9 классов.

Продолжительность мероприятия: 2-3 часа

Время проведения: январь, 2017 года

Место проведения: ГУО «Слуцкий ЭБЦУ», г.Слуцк.

Предварительная подготовка: подготовка стихов и выступлений.

Советы от автора:
1. Материал лекции «Проблема взаимоотношений волка и человека в современном мире» можно разделить между учащимися на отдельные выступления.
2. Сокращая и дополняя предложенный материал, его можно адаптировать для учащихся любого возраста.
3. Вместо конкурса плакатов «Добрый волк!» можно предложить мастер-класс в любой технике на тему, посвященную волку.

План мероприятия
1. Вступление
2. Лекция «Проблема взаимоотношений волка и человека в современном мире»
3. Игра-викторина «Рацион волка»
4. Выступление участников акции со стихами о волке
5. Беседа «Волк в сказках»
6. Конкурс плакатов «Добрый волк!»
7. Заключение
Ход мероприятия

1.Вступление

Хищные животные - неотъемлемая часть природы. В природе хищных животных много, они существуют и среди насекомых, и среди птиц, и среди млекопитающих. И роль их не всегда однозначна.
Часто люди просто не знают о роли хищных животных в природе и относятся к ним отрицательно: раз хищник - значит, кровожадный; поедает других животных - значит, попросту убийца! Наиболее типичный пример тому - отношение людей к волкам.
Человек
Много есть чудес на свете,
Человек их всех чудесней.
Но себя лишь он любил
И природу погубил.
Он никак не мог понять,
Что природа - наша Мать!
Вырубаются леса, реки загрязняются,
И вода у нас в реке нам уже не нравится
Нет теперь в лесах зверей,
Человек ведь всех главней!
Удержаться он не смог,
Это был его порок.
Почему не может он
Жить спокойно и с умом?
Охранять, любить, ценить,
Всей природой дорожить!
А теперь вот видим мы
Леса без птиц, и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
В. Киш, Н. Осьмак

2. Лекция «Проблема взаимоотношений волка и человека в современном мире»

2.1. Разновидности волка

Демонстрируются иллюстрации.
Есть около семи отдельных видов волков, и еще семнадцать (или около того) разновидностей серого волка, в результате чего в общей сложности около 24 видов, которые можно найти по всему миру.
Волк - типичный хищник, который добывает еду самостоятельно активным поиском и преследованием жертв. Повсюду основу питания волков составляют копытные животные: в тундре - дикие и домашние северные олени; в лесной зоне - лоси, косули, дикие свиньи, домашние овцы, коровы, кони; у степи и пустыни - антилопы разных видов и овцы; в горах - дикие и домашние козы.
2.1.1. Вымершие виды волка
Сумчатый волк или тилацин, как его иначе называют, официально считается вымершим животным. По официальным данным последний дикий представитель этого вида был убит в 1930 году, а последний содержащийся в неволе в частном зоопарке – умер от старости в 1936 году. Но все же сохраняется вероятность того, что сумчатому волку всё же удалось выжить в глухих местностях Тасмании.
Японский волк относится к классу млекопитающих и отряду хищных. Название Японский волк пошло от двух подвидов семейства волка обыкновенного, которые когда-то обитали на островах Японии. Во всемирной классификации Японский волк относится к волку. Он также известен как Эзо, волк, который обитал на острове Хоккайдо. А второй подвид – это Хондосский волк или волк Хонсю. На сегодняшний день оба вида считаются вымершими. По внешним размерам Хоккайдо намного был крупнее волка Хонсю, и по параметрам приближаясь к размерам обыкновенного волка. В 1889 году данный подвид вымер из-за усиленного заселения территории острова под строительство ферм, в период реставрации Мэйдзи Существующее Правительство Мейдзи определило награждение каждому, кто принесет голову убитого волка, тем самым организовав кампанию по их уничтожению.
Ньюфаундлендский волк жил на острове близ Ньюфаундленда восточного побережья Канады. Окрас имел светлый с темной полосой вдоль хребта. Размеры имел средние 5,5 футов (от носа до кончика хвоста) Рацион питания составляли: Карибу (так в канаде называют северных оленей), бобры полевки и прочие грызуны. Охота и пушной промысел в регионе обитания привели к полному исчезновению этого виды в 1911 году. Так же влияние на исчезновения оказали такие факторы как резкая нехватка продовольствия в 1900 годах, что привело к резкому сокращению популяции карибу.
2.1.2. Редкие виды волка
Полярный волк (Сanis lupus tundrorum) является одним из наиболее редких животных на нашей планете. Местом обитания полярного волка является Арктика. К условиям сурового арктического климата волк хорошо приспособлен. Уникальный мех полярного волка всегда привлекал к себе повышенное внимание охотников, что поставило полярного волка на грань вымирания. В связи с глобальным потеплением и таянием полярных льдов численность полярных волков продолжает сокращаться также из-за резких изменений в климате его привычных мест обитания. В настоящее время полярный волк занесен в Красную Книгу, и охота на него запрещена.
Красный волк – редкий вид, включенный в Красную книгу МСОП и Красную книгу РФ. На территории России находится под угрозой исчезновения. В Индии разрешается охота, но только по лицензиям. Внешне это животное имеет своеобразный вид – смешаны черты серого волка, лисы и шакала.
Гривистый волк или гуара, агуарачай получил свое название из-за украшающей его плечи и шею длинной шерсти, напоминающей конскую гриву. Средой обитания гривистого волка в основном являются саванны Южной Америки, но его можно встретить также в Бразилии, Парагвае, Боливии, Уругвае и Северной Аргентине, где он обитает в пампасах и по окраинам болот, заросших высокой травой. Агуарачаи или гривистые волки внесены в Международную Красную Книгу как вид, находящийся в опасности. В настоящее время непосредственной угрозы вымирания не наблюдается, но гривистый волк все равно остается весьма редким зверем.
Лирый волк найден исключительно в Южной Америке.
Эфиопский Волк - волк, очень похожий на лису. Этот вид находится под угрозой исчезновения, за мех, которому нет аналогов (цвет меха может доходить до желтого), распространен промысел этого зверя.
2.1.3. Виды волка, которые еще не в Красной книге
Макензенский Волк - также известный как Горный Волк, аляскинский или канадский лесной. Прямой родственник нашего лесного волка, но из-за специфических условий обитания имеет более густую шерсть и белесый окрас, остающийся даже летом.
Мелвильский островной волк, также называемый элсмирским или арктическим волком, обитает в Северной Америке на группе арктических островов и в северной части острова Гренландия. Мелвильский островной волк немного меньше по размерам, чем волк обыкновенный.
Волк обыкновенный (серый) имеет несколько подвидов. Например: Тундровый волк, Среднерусский лесной волк, Сибирский лесной волк, Степной волк, Кавказский волк, Монгольский волк и другие.

2.2. Волк в природе


Волк – хищник сравнительно больших размеров. Это зверь стройный, мощный, с покатой спиной, высокой холкой, крепким и широким крупом. Шея у него короткая и толстая, голова сравнительно крупная, лоб широкий, морда короткая, ноги достаточно длинные.


В период размножения и воспитания выводка волчат волчья семья прикована к выбранному месту обитания и участку охоты. Волки устраивают логово в укромных, труднодоступных, но сухих местах: на островках посреди болота, в зарослях канавы, на берегу водоема в зарослях кустарника и камыша, в бурьянах и тому подобных местах. Чаще всего логово находится в ложбинках под завалами деревьев, реже волки селятся в естественных или устроенных другими животными норах. Логово расположено обычно не дальше чем в 500 м от воды. Волчье семейство может жить в одном и том же логове несколько лет подряд.
В помете может быть 1-12, но чаще выводок состоит из 3-8 щенков, рождающихся в конце апреля - начале мая, слепых и беспомощными. Первые несколько суток волчица не покидает волчат и кормит их молоком. Корм волчице приносит самец. На участке обитания волчат часто устраиваются запасные логова, куда волчица переносит детенышей при возникновении опасности. Волчата открывают глаза на 9 – 13 день. Мать выкармливает выводок 4 – 6 недель.
С месячного возраста волчата начинают играть между собой у логова. В этом возрасте родители оставляют волчат одних и уходят на охоту. Постепенно волчата переходят на мясной корм. Сначала волчица кормит их мясом, которое отрыгивает из желудка, затем кусками мяса, оторванными от принесенной добычи. Подросшие волчата сами разрывают добычу, а иногда и умерщвляют раненых животных, которых приносят родители для их тренировки.
Осенью волки переходит к бродячему образу жизни. Волчата будут способны к самостоятельной жизни только к концу зимы, когда наступит период гона и матерые волки прогонят их прочь. Взрослыми они станут только к концу второго – началу третьего года своей жизни.
Волки обычно ведут в основном сумеречный и ночной образ жизни, но иногда активны и в светлое время суток. Обычно волки передвигаются шагом или легкой рысцой, они переходят на галоп, только преследуя добычу или убегая от преследователей. По твердой земле некоторые волки могут развить скорость 60-70км и поймать зайца. Добычу подстерегают из укрытия или активно и настойчиво ее преследуют.

Это интересно


1. У волков хорошо развит слух. Находясь в лесу, они слышат звук на расстоянии 9 км. Если же волки находятся на открытой местности, то слышат звук на расстоянии 16 км.
2. Приручить волка невозможно. Собакой он никогда не станет.
3. Ученые установили, что волки способны различать 200 миллионов оттенков запахов. Полтора километра – расстояние, позволяющее волку учуять другое животное.
4. Период беременности волчицы длится 65 дней. Волчата родятся глухими и слепыми, а весят они всего полкилограмма.
5. Когда волчата открывают глаза, то можно заметить, что все они голубоглазые. Желтыми глаза становятся к 8 месяцам.
6. Голодный волк может съесть 10 кг мяса.
7. Волки спокойно могут проплыть 13 км. Помогают им в плавании перепонки между пальцами.
8. В 1600х годах много волков обитало в Ирландии. Поэтому Ирландию называли «Волчьей землей».
9. На людей волки редко нападают. Причины нападений – угроза хищнику или бешенство волков. (Бешенством волки заражаются от инфицированных лисиц, ежей, енотов.)
10. В волчьей стае при общении используется мимика движения. По поднятому «трубой» хвосту легко определить вожака стаи.
11. Волк – прекрасный семьянин. Волчья пара может просуществовать 12-18 лет – всю волчью жизнь. Волк предан своей спутнице жизни, предан семье. Если волчица спит, волк на страже – охраняет ее покой.
12. Волку присуще стремление к свободе. Попав в капкан, волк может отгрызть себе лапу и уйти. Вступив в схватку с противником, волк доводит ее до конца: или погибает, или побеждает

2.3. Проблема взаимоотношений волка и человека в мире


В России их испокон веков боялись и ненавидели. Слово «волк» стало символом зла, жестокости, кровожадности. С волками боролись любыми способами, уничтожали их, где только и как только возможно.
И не только в России. Во многих европейских странах за счет казны содержали специальные отряды истребителей волков, а в облавах, кроме охотников, нередко принимали участие полицейские и воинские подразделения.
В Англии последний волк был убит в начале XVI века, в Ирландии - в конце XVII века, в Японии в середине 20 столетия, в других странах численность хищников сильно сократилась или практически свелась к нулю.
Не смотря на это, в Европе и Азии волки сохранились. Потому что, кроме «мерзкого лика, дикого вида, устрашающего голоса, невыносимого запаха, коварного нрава», как охарактеризовал этих зверей великий французский натуралист Жорж Луи Бюффон, у волков есть еще кое-что. В частности, сила, выносливость, высокоразвитая нервная система, сообразительность. Они могут жить в самых различных природных условиях, быстро приспосабливаться к новым обстоятельствам, новой обстановке, не теряются далее в самых неожиданных, трудных ситуациях.
Сегодня в тех странах Европы, где волков осталось мало, они взяты под защиту. Многие ученые стали выступать в защиту волков. Сегодня стало меняться наше представление об окружающей среде, наши знания о взаимосвязи всего живого на Земле. Сравнительно недавно ученые пришли к выводу, что волки, как и другие хищники, необходимы на Земле, что без них придется гораздо хуже тем самым животным, которых они уничтожают. Суть сводится к двум основным моментам .
Первый момент: волки, как и все хищники, нападают главным образом на больных животных. Уничтожая их, они не позволяют распространяться заболеваниям, которые могут погубить остальных, здоровых животных.
Второй момент: волки сдерживают увеличение численности копытных животных, не позволяют размножиться в таких количествах, когда им может угрожать смерть от бескормицы.
Однако у противников волков есть свои доводы: волки нужны лишь дикой природе. Сосуществование волков с оленями в тундре или в степях с сайгаками сбалансировано. Но ведь волки уничтожают и домашних животных! Это верно. Но только там, где не хватает дичи в природе!
Поэтому в районах развитого животноводства и в охотничьих хозяйствах численность волков должна быть под контролем человека.
Вместе с тем, как считают некоторые ученые и охотоведы, настало время перейти от безоговорочного и повсеместного истребления волка к более гибкому и внимательному отношению к этому хищнику, к изучению его места в природе.
Профессор В. Г. Гептнер писал, что «приручение волка и превращение его в собаку было одним из важнейших моментов в развитии человеческой культуры. И сейчас никто не может сказать, что вызовет в природе обратный процесс - уничтожение одного из важнейших экологических звеньев - уничтожение хищников. И какие последствия, какую цепную реакцию это может вызвать, и как это отразиться на человеке. Но, несомненно, отразится. И, безусловна, отразится очень значительно, а возможно, и глобально!».
В природе нет ничего случайного, как и нет ничего лишнего - каждая особь вносит свой вклад в ту или иную экологическую систему и каждая из них очень важна - будь то царь зверей или мелкая рыбешка. У каждой своя роль. Слаженный механизм. Убери один винтик - и рухнет вся система.
Вот один из примеров огромной роли волка в экосистеме.
Когда в 1995 году четырнадцать волков были выпущены на волю в Йеллоустонском национальном парке, ученые и не подозревали, что это кардинально изменит всю экосистему парка.
Волков не было в парке 70 лет, и все это время там царствовали олени, которые за годы бесконтрольного размножения (все усилия людей по контролю их популяции не приносили успеха) нанесли сильнейший урон местной флоре.
Четырнадцать волков, конечно, не смогли съесть всех оленей, но они заставили тех осторожнее выбирать места для пастбищ и избегать некоторых участков парка. На тех местах начала возрождаться растительность.
За шесть лет количество деревьев увеличилось в пять раз!
Появились бобры, которым деревья нужны для постройки плотин. В заводях завелись ондатры, утки и рыбы.
Волки уменьшили популяцию шакалов, что привело к увеличению количества зайцев и мышей, а те в свою очередь привлекли в парк ястребов, хорьков и лис.
В парк пришли медведи, так как они смогли отгонять волков от их добычи или доедать их объедки. В парке увеличилось количество ягод.
Но самое удивительное, волки изменили течение рек. Их русла выпрямились и стабилизировались, уменьшилась эрозия берегов. Случилось это потому, что влияние волков на оленей (регулирование их численности) привело к взрывному росту деревьев и травы по берегам рек, что привело к их укреплению.
Поменялась сама география парка, а все благодаря четырнадцати волкам, выпущенным туда менее двадцати лет назад.
Еще один пример роли волка в природе. Когда в 1970–х в России массово были уничтожены волки в Воронежской и некоторых других областях, в лесах расплодилось огромное количество бродячих собак, уничтожавших диких животных. Проблема решилась, когда волк вернулся в эти места.

2. 4. Волк в Республике Беларусь


Численность волка на территории Беларуси всегда была сравнительно высокая из-за наличия многочисленных лесных и болотных массивов. В последние десятилетие осушение болот и распашка территории в западных районах обусловило снижение численности волка. Без изменений остается она в северной, восточной и юго-восточной территориях Беларуси, где осушение болот и вырубка леса проводилась не так интенсивно.
Проблема волка в Беларуси заключена в том, что волк издавна считается вредным хищником, врагом животноводства и охотничьего хозяйства.
В нашей стране (а также в России и в Украине) волк находится вне закона. Его разрешено уничтожать в любое время года, в любом месте, без ограничений по численности, полу и возрасту. Жестокость белорусских законов в отношении к волку заключается в том, что для его уничтожения разрешено применять автомобили, снегоходы, вертолеты, осветительные приборы и приборы ночного видения (что в отношении других животных является браконьерством). За бесплатный отстрел волков охотникам выделяют премии из средств экологических фондов. Уничтожение волчат разрешено любым гражданам Беларуси без всяких разрешений. Белорусские СМИ постоянно публикуют статьи, разжигающие «антиволчью истерию», провоцирующие жестокость в отношении животных. Природоохранных организаций, защищающих волков, в Беларуси нет. Не издано ни одной книги по охране волков. Ежегодно в стране отстреливается до 60% волков, в результате чего численность волков с 1996 г. по 2006 г. опасно сократилась в 3 раза и насчитывается около 1200 волков.)
В последние годы на территории Беларуси начали появляться гибридные особи - помесь волка и собаки. Еще в конце 1990–х - начале 2000–х, когда в Европе изучали геном волка, его популяция в нашей стране была генетически чистой. Сегодня встретить гибрид волка и собаки не редкость. Можно назвать две причины: первая – сокращение численности волка, вторая – увеличение численности сначала бездомных, а потом, как следствие этого, одичавших собак. Следует отметить, что потомство волка и собаки отличается собачьим отсутствием страха перед человеком и умом волка. К тому же волки участвуют в циркуляции эпизоотии бешенства. Заболевший волк намного опаснее бешеной собаки. Однако в последние годы результаты различных исследователей все большее свидетельствуют о важности волка для регулирования и поддержания оптимальной численности парнокопытных млекопитающих.
Волк является очень значимым элементом видового разнообразия животных, выполняющий важные функции в их сообществах. Согласно последним исследованиям ученых польза от волка в природе намного превышает вред, наносимый им человеку.
Польза, приносимая волком природе.
1. Волк поддерживает здоровье популяций диких копытных животных: лосей, оленей, косуль и кабанов. Это связано с тем, что в пищу к нему в первую очередь попадают ослабленные и больные животные.
2. Волк ограничивает численность копытных млекопитающих, а, следовательно, не дает исчезнуть растениям, которыми они питаются.
3. Волк в немалой мере ограничивает численность таких вредоносных видов, как енотовидная собака и лисица. В условиях Беларуси годовое существование одного волка – это приблизительно 10 – 20 умерщвленных енотовидных собак и лисиц, а значит сотни сохраненных тетеревиных и утиных птиц.
4. Кроме того енотовидная собака занимает жилища и сокращает кормовую базу барсука, занесенного в Красную книгу Республики Беларусь. Таким образом, сокращая численность енотовидной собаки, волк способствует восстановлению численности барсука. Сама енотовидная собака чужеродный вид на территории нашей страны и поэтому не желательный.
5. В голодное время волки питаются мертвыми животными, а, следовательно, являются санитаром леса.
Вред, наносимый волком человеку.
1. Сокращение волком количества животных, на которых охотится человек.
2. Нападение волком на домашних животных в случае нехватки кормовой базы в лесу.
3. Больной бешенством волк приходит в населенные пункты и становится опасным для человека.

2.5. Волк в скульптуре

У человечества крайне странная привычка выражать признательность своим врагам. Одним из таких проявлений признательности можно назвать памятник волку. И ладно бы пытались запечатлеть образ волка в виде хищника, врага или хотя бы санитара леса, но нет. Памятники волкам чаще всего демонстрируют иронический образ.
Один только образ волка из мультфильма «Жил-был пёс» представлен в трех разных вариантах в трех городах: Ангарск, Томск и Красноярск.
Демонстрация презентации «Волк в скульптуре»

3. Игра-викторина «Рацион волка»


Цель: изучить рацион волка.
Волки имеют очень сложное охотничье поведение. В их поведении выделяют поиск добычи, скрадывание, нападение и преследование. Выследив добычу, волки обычно подкрадываются к ней на близкое расстояние и нападают броском. Если в результате броска волки не сделали удачной хватки, то они прекращают преследование. Часто короткая погоня, или бросок, длятся не более 500 м. догнав жертву, волки хватают ее за промежность или брюхо
Если хватка была удачной, то волки преследуют добычу, ожидая, когда она ослабеет, после чего окончательно добивают ее. Насытившись добычей, волки уходят на отдых, место для которого выбирают неподалеку. Они возвращаются к останкам до тех пор, пока те еще представляют определенную кормовую ценность. Иногда волки прячут часть добычи в виде кусков туши или нагрызенных и отрыгнутых кусков мяса. Почуяв опасность со стороны человека (капкан или просто запах), волки могут не возвращаться к добыче.
У волка очень быстро образуются условные рефлексы, и он хорошо приспосабливается к ситуации. Всем известна, например, способность волка в короткое время «научиться» отличать опасного для него человека (охотника с ружьем или без) от обыкновенного прохожего, дачника или грибника. В первой половине периода воспитания выводка матерые волка никогда не охотятся вблизи своего логова.

3.1.Загадки на тему «Что ест волк?»

Участникам акции предлагается отгадать загадки.
(Отгадки записываются на доске или листе бумаги.)

1. Этот зверь с двумя клыками,
С очень мощными ногами
И с лепешкой на носу.
Роет землю он в лесу.
(Кабан)

2. Есть в реке работники
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину.
(Бобры)

3. Длинное ухо,
Комочек пуха,
Прыгает ловко,
Грызёт морковку.
(Заяц)

4. Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
(Лось)

5. Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит травы.
(Олень)

6. Самый маленький олень,
Лёгкий и изящный,
Зимой серо-рыжий,
Рыжий летом яркий!
(Косуля)

7. Крыса мускусная я,
В норке вся моя семья.
Сама норка - на горе,
А вход в норку - в воде.
(Ондатра)

8. Ходит по земле легко,
И взлетает высоко,
Почками питается,
Ягод не гнушается!
(Тетерев)

9. Ест хвою, как индейка, да насекомых разных.
Тяжеловат в полёте – шумит, когда «взмывает»,
К тому ж про осторожность, токуя, забывает.
(Глухарь)

10. Маленький рост,
длинный хвост,
Серая шубка,
острые зубки.
(Мышь)

11. Зелёная, но не трава.
Холодная, но не лёд.
Поёт, но не птица-
Вот такая небылица.
(Лягушка)

12. По пригорочку бежит,
Хвостиком - рулём рулит.
Схватишь хвостик, только - ах!-
Убежала!... Хвост в руках.
(Ящерица)

13. Он рогатый и усатый,
Многоногий и крылатый,
Издаёт гудящий звук
При полёте толстый
(Жук)
14. Мех красивый – зверь пушной,

В чаще я живу лесной.
Домом для меня дупло,
И уютно, и тепло.
Хвост пушистый, полосатый,
Молод я, хоть и усатый.
Ну, узнал меня хоть кто-то?
Ведь зовут меня –
(Енотом)

15. С наружи похож на енота,
Скелет у собаки я взял,
Война с барсуком за жилище,
Еда все, что можно найти.
(Енотовидная собака)

16. На припёке у пеньков
Много тонких стебельков.
Каждый тонкий стебелёк
Держит алый огонёк.
Разгибаем стебельки -
Собираем огоньки.
(Земляника)

17. Ягодка нежная
Прячется в валежнике,
Сине-черная сладкая,
Смотрит украдкою.
Рви да знай -
Руки не замарай!
(Черника)

18. Свежа, красна, полезна, вкусна:
И морозить, и мочить, и варенье варить,
И в морс годится - не даст простудиться.
В лес иди-ка - там ягодка...
(Брусника)

19. На усах расту я тонких
На болотах самых топких.
И за кислым витамином
Толпы лезут по трясинам.
(Клюква)

20. Хорошо известна я:
Любят кролики меня,
Мной питаются зайчата,
И козлята, и гусята,
Мной газон озеленяют.
Как меня все называют?
(Трава)

3.2. Вопросы «Рацион волка»

1. Что объединяет все слова записанные на доске? (Это пища волка)
2. На кого предпочитает охотиться волк? (Лось, косуля, кабан, олень)
3. Уничтожая, каких животных, волк приносит пользу аборигенным видам Республики Беларусь? (Енотовидная собака, енот-полоскун)
4. Зачем волк ест травы и ягоды? (Это лекарство и витамины)
5. Каких животных хищник употребляет в пищу, в крайнем случае? (Беспозвоночных)
6. В чем польза волка, как охотника на копытных животных? (Регулирует их численность, уничтожает ослабленных и больных млекопитающих)
7. Почему волка называют санитаром леса? (Может употреблять в пищу мертвых животных)
8. Какого зверя волк очень не любит: рысь, медведя или лису? (Рысь)
9. У этой хищной кошки сильны, высоки ножки.
Зимою шерсть пятниста, мохната и пушиста.
И кисточки на ушках, а лапы на подушках,
Они мощны, лохматы, опасны для пернатых.
Обед бывает сытным, когда он из копытных.
Кто это? (Рысь)
10. Предположите, почему волк не любит рысь? (Рысь – это пищевой конкурент волка.)
11. Может ли волк употреблять в пищу рыбу? (Да)
В условиях Республики Беларусь основу рациона волка составляют дикие парнокопытные млекопитающие: в северной ее части – лось, в южной кабан и косуля. Благородный олень в местах его обитания также является один из основных кормов волка. Иногда в рационе волка встречаются заяц, бобр, тетерев и другие звери и птицы.
Часто волки кормятся падалью, разыскивая ее как в лесу, так и вблизи животноводческих ферм. В теплое время года волк больше кормится животными средних и даже мелких размеров, хотя основу их рациона по-прежнему составляют дикие парнокопытные млекопитающие.

4. Выступление участников акции со стихами о волке


Ребятам предлагается прочитать стихотворения, посвященные волку.
В зависимости от возраста участников акции стихи могут быть различными.
***
Он живет в лесу густом,
Схожий на собаку,
В серой шубке и с хвостом,
И большие лапы.
Зайцу страху нагоняет,
Хочет съесть его в обед!
Как зовут его - все знают,
Это волк, сомнений нет!
Что за дикий, страшный зверь,
Водится в лесу теперь.
Быстро прыгает, кусает,
Каждый точно его знает.
Серый, по лесу бежит,
За добычей он поспешит.
Знает зверь в охоте толк,
Отвечаем, это…волк!
С.Антонюк

Добрый волк
Я – серый волк. Я – добрый волк.
Ну, кто сказал: «Зубами щёлк».
Не ел утят и поросят,
Не ел я семерых козлят.
Питаюсь апельсинами,
Морковкой, мандаринами,
Конфетами, печеньем,
Тортами и вареньем.
Но почему-то (почему?)
Никто не верит этому.
- Я – мама-волчица.
Хочу вам подтвердить.
Не хочет он учиться
Зайчиков ловить.
Не любит он козлятины.
Совсем не ест курятины.
А любит апельсины,
Морковку, мандарины,
Конфеты и печенье,
Пряники, варенье.
Но почему-то (почему?)
никто не верит этому.
Н. Исаева

***
Серый, грозный с виду, волк
Не такой ужасный,
Он бывает, одинок,
И совсем не страшный!
Ночью воет на луну,
От тоски по дружбе,
Потому, что и ему
Тоже кто-то нужен.
Но ему никто не верит,
От лисы и до зайчат,
Сторонятся волка звери,
И дружить с ним не хотят!
С.Антонюк

Волк
В зимний хмурый день холодный
Ходит - бродит зверь голодный.
По лесам, полям он рыщет,
И еду себе он ищет.
В сказках "серым" он зовётся,
И ему там достаётся.
То обманет вдруг лиса:
Он поверит в чудеса.
На пути он ей попался --
Без хвоста чуть не остался.
Где обман - поди, узнай-ка!
Даже вот трусишка-зайка
Постоянно за нос водит
И всегда из лап уходит.
Ото всех добра не жди!
Он кричит: "Ну, погоди!".
Нелегко ему живётся.
Как же этот зверь зовётся?
З. Торопчина

Волчонок
В лесу, где старые дубы,
Где сказка обитает,
Под тенью молодой листвы,
Волчонок отдыхает.
Он целый день провел в бегах,
Гонялся за зайчонком,
На барсука навел он страх,
И испугал бельчонка.
Устал ужасно и прилег
Пусть отдыхают лапы!
«Он должен бегать, он же - волк»
Сказал ему так папа!
С. Антонюк

Волк
Удачная на днях была охота,
Легко нашел я логово волков.
Волчицу сразу пристрелил я дробью,
Загрыз мой пес, двоих ее щенков.

Уж хвастался жене своей добычей,
Как вдалеке раздался волчий вой,
Но в этот раз какой-то необычный.
Он был пропитан, горем и тоской.

А утром следующего дня,
Хоть я и сплю довольно крепко,
У дома грохот разбудил меня,
Я выбежал, в чем был за дверку.

Картина дикая моим глазам предстала:
У дома моего, стоял огромный волк.
Пес на цепи, и цепь не доставала,
Да и наверно, он бы помочь не смог.

А рядом с ним, стояла моя дочь,
И весело его хвостом играла.
Ничем не мог я в этот миг помочь,
А что в опасности - она не понимала

Мы встретились с волком глазами.
«Глава семьи той», сразу понял я,
И только прошептал губами:
«Не трогай дочь, убей лучше меня».

Глаза мои наполнились слезами,
И дочь с вопросом: Папа, что с тобой?
Оставив волчий хвост, тотчас же подбежала,
Прижал ее к себе одной рукой.

А волк ушел, оставив нас в покое.
И не принес вреда ни дочери, ни мне,
За причиненные ему мной боль и горе,
За смерть его волчицы и детей.

Он отомстил. Но отомстил без крови.
Он показал, что он сильней людей.
Он передал, свое мне чувство боли.
И дал понять, что я убил ДЕТЕЙ.
А. Васёв

Волки тоже бывают добрыми
Волки тоже бывают добрыми
В их глазах янтаря сияние,
Из сугробов Москвы подобраны,
Грустной нежности обаяние…
К нам наверно Богом отправлены,
Чтоб учить нас любви и мудрости,
Души завистью не отравлены
Не знакомо им бремя скупости.
Люди взглядом скользнут презрительно
По спине их мохнатой, серой
Но Господь все поступки бдительно
Нам запишет, сравнив их с верой!
И когда наша жизнь закончится
На весах со грехами давними,
Что бы встретил там, очень хочется,
Серый ангел с глазами янтарными…
Нужно быть ко всему готовыми:
К небесам, скорой встрече праведной
С добрым ангелом, с жизнью новою,
Не земной, а иной. И - правильной.
Ангел четверолапый радостно,
Улыбнется глазами ласково.
Значит, жили ЗДЕСЬ не напрасно мы.
Значит, будет нам небо сказкою…
И. Зорина.

5. Беседа «Волк в сказках»

Ребятам предлагается порассуждать о характере волка как персонажа сказок и мультфильмов.

Ответы сопровождаются демонстрацией презентации.

1. Вспомните сказки и мультфильмы одним из персонажей, которых является волк.
2. Охарактеризуйте персонажей волка.
3. Какой волк по вашему мнению?
4. Как вы думаете, почему волк чаще отрицательный персонаж, чем положительный?

Ответы ребят и обсуждение образа волка в сказках и мультфильмах.

Образ волка присутствует практически в каждой сказке.
Волк в сказках традиционно олицетворяет собой жадность и злобу. Его часто изображают глупым, поэтому серого часто одурачивают персонажи сказок, например, лиса.
В древних культурах образ волка ассоциировался со смертью, поэтому в сказках этот животный персонаж зачастую кого-то съедает («Волк и семеро козлят») или нарушает спокойную жизнь животных («Зимовье зверей»). Но в итоге добрые сказочные персонажи русских сказок всегда обманывают или побеждают волка. Например, волк в сказке «Лисичка-сестричка и волк» остается без хвоста.
Еще одна сказка – «Красная Шапочка». Это история о девочке по имени Красная Шапочка, которую волк обманул и съел ее вместе с бабушкой. Лишь по счастливой случайности благодаря охотникам им удалось остаться в живых. Волк здесь предстает как коварное и хитрое существо.
В то же время волк может служить помощником сказочного героя. Вспомните сказку «Иван Царевич и Серый Волк», где дикий зверь переносит на себе царевича. Волк может быть не только врагом, но и союзником людей.
В мультфильме «Ну, погоди!» волк – комический персонаж. Он все время пытается обмануть зайца, чтобы съесть его, но сам остается обманутым. Мультфильм «Ну, погоди!» изменил представления детей о волке и создал комический образ.
Также волк часто присутствует в жанре фэнтези, будь это фильм или мультфильм. В фэнтези волк часто предстает оборотнем, в которого в лунную ночь превращается человек. Когда Редьярд Киплинг создавал Маугли для своей «Книги джунглей», он был вдохновлен одной из многочисленных историй о детях-волках, которые были распространены в Индии.

Мировая рекламная индустрия уже долгое время оспаривает мнение о том, что экология - это скучно. Промокампании и экологические акции становятся все более захватывающими, а без эко-проектов не обходится, пожалуй, ни один мировой фестиваль рекламы или креатива.

Расширяем границы!

Этой весной Интернет взбудоражило письмо американской школьницы Брии Лавдей — девочка предложила Илону Маску, основателю компании Tesla, производящей электрокары, объявить конкурс фанатских роликов. Бизнесмену потребовалось меньше часа на раздумье, чтобы поддержать идею и запустить Project Loveday, названный в честь девочки.
Видео-победитель демонстрирует вместительность электромобиля в связи с отсутствием у него двигателя, а значит, с возможностью положить необходимые вещи ещё и под капот.
Будь в тренде или вымри!

В основе успешных экологических акций зачастую лежат современные форматы продвижения контента.
Интерактивная инсталляция «Гринписа» в виде тающего айсберга собрала вокруг себя множество людей, которым оказалось под силу его спасти, нужно лишь считать QR-код.

Не менее важное слагаемое успеха рекламной кампании - умение использовать тренды в свою пользу.
Ролик о проблемах глобального потепления снят мотивам «Игры Престолов» и имеет ироничный слоган «Зима не близко». В ролике белые ходоки проваливаются под лед.

А знаменитые покемоны стали идеей для кампании WWF «Покемоны существуют. Сохрани их всех», где покемонов заменили на изображение редких зверей, призывая не ловить их.

Зеленое приземление

Иногда даже самые простые акции становятся успешными, например, проект зоопарка Копенгагена. Уже третье лето подряд аэропорт столицы Дании превращается в настоящий заповедник: здесь по-доброму рычит лев, полярный медведь предлагает измерить рост, кенгуру оставляет следы, по которым так удобно прыгать, а слон размашисто шагает, предлагая всем широкой поступью идти вслед за ним. Больше всего такая кампания действует на детей — а значит, цель кампании достигнута: ребята с родителями поспешат в зоопарк и узнают много нового про природу.

Ответственность как преимущество

Исследование Cone Group показало, что люди тянутся к социально ответственным компаниям: сразу 81% потребителей готовы покупать продукцию тех брендов, которые, предлагая товары по сравнимой цене и качеству, приносят дополнительную пользу обществу. Неудивительно, что множество вдохновляющих экологических акций посвящены «второй жизни вещей».

32 упаковки чипсов легко обратить в сумку IKEA:


Скамейка в парке, созданная силами фонда Keep America Beautiful, состоит из переработанных бутылок:

Даже платье от модного бренда H&M для супермодели Натальи Водяновой создано из переработанного пластика:


Всё это наглядно демонстрирует, что мы живем в мире, в котором даже рекламные конструкции могут помочь экологии, что доказала Toyota. При создании билбордов компания использовала виниловый слой с диоксидом титана, способный очищать оксиды азота, являющиеся основным компонентом смога.

Edutainment-проект для всей семьи

Крылатая фраза «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» из уст организаторов фестиваля «Золотая Черепаха» звучит иначе: лучше один раз принять участие, чем просто увидеть.
Это крупнейший международный эколого-просветительский проект, творческий конкурс, запечатлевающий красоту дикой природы, и единственное российское событие, проводимое в рамках десятилетия сохранения биоразнообразия, объявленного Организацией Объединенных Наций.
Технологии +мастерство = высокохудожественные произведения, которые будут представлены на фестивале в рамках экспозиции финалистов творческого конкурса « The Golden Turtle» в трех категориях: фото, живопись и дизайн.

Отдельного внимания заслуживает большое количество интерактивных форматов. На «Золотой Черепахе» заработает мультимедийное пространство, которое включает в себя площадки дополненной реальности, лекторий, детские образовательные зоны, увлекательный квест. «Золотая Черепаха» станет настоящим edutainment-марафоном для всей семьи и растянется сразу на полтора месяца — с 13 октября по 5 ноября в Москве и с 10 ноября по 22 ноября в Санкт-Петербурге.

Амбассадоры природы

Большую роль в эффективности привлечения внимания масс к защите экологии, безусловно, играют знаменитые люди. На собственном примере они показывают, что помогать природе — это просто, достаточно всего лишь зайти на сайт и сделать небольшое пожертвование.

«Мы часто сотрудничаем с благотворительными фондами и стараемся помогать тем, кто развивает культуру филантропии в стране. Недавно я даже инициировал собственный благотворительный проект — написал колыбельную, все средства от продажи которой будут направлены на помощь детям-сиротам. Я считаю, что очень важно поддерживать благотворительные инициативы, такие как «Золотая Черепаха». Они привлекают внимание людей к важным проблемам, и каждый посетитель может сделать свой вклад в большое дело — помочь детям справиться с тяжелой болезнью», — рассказывает лидер популярной группы Therr Maitz Антон Беляев

В число послов «Золотой Черепахи» также входят Ольга Свиблова, основатель и директор музея «Московский дом фотографии», Светлана Журова, депутат Государственной думы, Ольга Шелест, телеведущая, Алексей Кортнев, лидер группы «Несчастный Случай» и другие.

Цель проекта WWF, в котором принимают участие телеведущий Владимир Позднер и музыкант Илья Лагутенко, — привлечь к благотворительности как можно больше людей, чтобы они не просто восхищались красотой природы, но и действовали, перечисляя средства на защиту окружающей среды. Сейчас таких активных защитников всего 1% россиян, однако, проект уже дает первые результаты: пожертвования от 100 рублей в рамках акции сделали 25,4 тысячи жителей страны.

Владимир Познер и Илья Лагутенко, амбассадоры WWF, утверждают: «Гордиться — не значит помогать».

Звонарь Лидия Васильевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №2 "Колосок"
Населённый пункт: ХМАО - Югра Тюменская обл., г. Нефтеюганск
Наименование материала: статья
Тема: "Экологические акции в детском саду
Дата публикации: 19.01.2018
Раздел: дошкольное образование

Экологические акции в детском саду

Экологическое воспитание подрастающего поколения в последние годы выходит на

первый план, по причине ухудшения экологической обстановки в целом. Дошкольный

возраст считается наиболее благоприятным в плане формирования экологической

культуры. В дошкольном учреждении ребенок проводит большую часть своего времени,

что позволяет пропитывать каждое мгновение его нахождения в детском саду любовью и

уважением к природе. На сегодняшний день используются разнообразные формы

обучения детей, формирующие экологическое сознание и активизирующие

познавательную потребность дошкольников: экскурсии, разнообразные целевые прогулки,

экологические акции, праздники, развлечения, уроки доброты, выставки.

Интересной и эффективной формой работы я считаю проведение экологических

(природоохранных) акций - социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками

и детьми, родителями.

Что же такое экологическая акция?

Экологическая акция – это социально значимое комплексное мероприятие. Акция

может затрагивать круг слушателей и действующих лиц: дети одной группы детского сада,

дети и их родители одного и более детских садов, жители микрорайона, города страны и

даже всего мира. Акция позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для

решения одной проблемы и применять их на практике. Объектом акции могут стать

деревья, птицы, растения, территория детского сада. Эти мероприятия, как правило,

приурочены к каким - либо датам, событиям, имеющим общественное значение.

Цель : создание условий для формирования экологической культуры, сознания и

мировоззрения.

Задачи :

формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое

отношение, эстетическую отзывчивость

развивать положительное эмоциональное отношение к природе, желание беречь её и

заботиться о ней.

Алгоритм проведения акций

цель (каждая акция имеет свою цель);

задачи (выполняются общие и конкретные);

объект (на что направлены- птицы, деревья…);

участники (дети – родители- сотрудники- дети-родители);

Любая акция включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап:

Составляется и вывешивается текст объявления о начале акции с указанием темы, цели,

периода, состава участников, условий;

Готовится оборудование и материал, план мероприятий.

2. Познавательно- исследовательский этап (организационный) :

Организация наблюдений, опытов, экспериментов, занятий, бесед, чтение

художественной литературы;

Решение логических, проблемных задач.

3. Этап практической деятельности:

Изготовление плакатов в защиту объектов акции;

- «экологическая почта»- переписка с объектами акции;

Выработка правил, упражнение в трудовых действиях; - инсценировка произведений,

досуги, праздники;

Выставка рисунков, книг

Самоделок, газет, коллажей, фотовыставка;

Аналитический

Подведение итогов,

Рефлексия. (может проходить в форме награждения, изготовление фотоальбома,

видеофильма, изготовление книжек-самоделок, проведение выставок и т.д.).

ВИДЫ АКЦИЙ:

Осень:

«Семечко и зёрнышко про запас!» (сбор семян для будущего урожая, семена цветов,

семеня для подкормки птиц);

«Добрая зима для птиц» (подкормка зимующих птиц. В группе стоит ёмкость, куда

дети и родители приносят корм для птиц. В «Панораме добрых дел» воспитатели

отмечают благодарность активным семьям).

Зима:

«Ёлочка – зелёная иголочка» (в защиту ёлочки дети изготавливают плакаты, несут

домой. По пути могут повесить в общественном месте. Заключительный этап

может выйти в форму

Витамины на подоконнике» конкурса и выставки – «Ёлочка – зелёная иголочка»);

« (выращивание лука для себя, наблюдение за ростом лука в разных условиях,

ведение календаря наблюдения общего и индивидуального).

Весна:

воды». Акция может начаться раньше, а закончиться праздником «Волшебница

вода». Плакаты, экспериментальная деятельность – вожжа живительная сила).

«Любимый – чистый город!» (это городская акция «Чистый город» проходит

традиционно, а мы активно подключаемся, родители + дети + сотрудники: убираем

территорию, благоустраиваем и озеленяем).

«Каждому певцу по дворцу!» (совместно с родителями изготовление и

прикрепление скворечников. Можно прилепить во дворе своего дома, на даче).

Весной начинает старт экологическая акция «Украсим планету цветами» (начало

акции в апреле, в праздник «День земли», когда дети сеют семена цветов).

Лето:

«Украсим планету цветами» (разбивка цветников, газонов из выросшей рассады,

уход за посадками).

«Берегите лес и его жителей от пожара!» (призыв, как вести себя в лесу,

осторожное обращение с огнём в лесу. Пожар наносит неизгладимый вред природе,

его жителям, людям).

Широкий спектр структурных компонентов акции позволяет сделать данную работу

наиболее интересной и привлекательной.

Структурные компоненты природоохранных акций, являются и методами и формами

экологического воспитания. На наиболее интересных хочется остановиться подробнее.

Экологические экскурсии-экспедиции.

Цель – найти ответы на поставленные вопросы, накопить информацию, научить

формирования представлений об окружающих природных условиях, рельефе местности,

условиях, экологической обстановке, наличии животных и растений. Во время экспедиции

дети могут заготовлять лекарственные травы, собирать природный материал для

коллекций, исследовать растения, почву, воду в разных условиях (в том числе в

благоприятной экологической обстановке: вдоль забора, на пустыре и т.д.).

Объектами исследования, кроме живой природы, могут стать и объекты неживой

природы: гранитные валуны, камни; песчаные осыпи; ветер и вода, их разнообразное

воздействие на природу.

Для экологических экспедиций, как правило, требуется специальное снаряжение: лупа,

карандаш, фломастер; несколько пластинок оргстекла, папка для гербария; коробочки;

пакеты; фотоаппарат и т.д.

Экспедиции чаще планируются в подготовительной к школе группе. Результаты работы

оформлять в виде альбомов, рисунков, коллекций.

Экологические выставки и экспозиции.

Цель – ознакомление с природными явлениями, недоступными для наблюдения детям.

Выставки и экспозиции включают материал, предназначенный для работы с детьми и

со взрослыми.

Тематика может быть самой разнообразной: «Лес – друг человека»; «Богатства недр

нашей Земли»; «Космос»; «Человек и его добрые дела на Земле»; «Родные просторы» и

На выставке могут быть представлены художественные произведения, работы детей и

воспитателей, разнообразные коллекции. Выставка обычно служит прекрасным фоном для

бесед с детьми, для экскурсий, которые в состоянии провести не только воспитатель, но и

Экологический музей.

Является для ребенка настоящей школой природы. В музее уместны следующие

экспозиции: растительный мир (гербарий); редкие, исчезающие виды растений и

животных (альбомы и фотографии); минералы и горные породы (коллекции детей); вода,

ее использование, охрана (иллюстрации); зеленая аптека (лекарственные травы);

экосистемы (модели); экологические катастрофы и бедствия (альбомы, иллюстрации).

Подобный материал позволяет наглядно представлять детям самые разнообразные

темы: «Кто такие защитники природы»; «Голубые и зеленые патрули, их деятельность»,

«Жизнь животных в лесу»; «Таинственный мир насекомых» и т.д.

Но ни один музей не заменит общения с живой природой. И здесь большое значение

имеют экологические наблюдения.

Экологические наблюдения.

Цель – сформировать представление о животных и растениях как о живых организмах,

показать взаимосвязи, существующие в природе.

Важно рассмотреть наблюдаемый объект со всех точек зрения: так, в наблюдениях за

растениями можно выделить следующие циклы: название (интересные сведения,

связанные с названием); классификация (дерево, кустарник, травянистое растение);

внешний вид, части, назначение; условия, необходимые для роста и развития; среда

обитания; растение как место обитания животных; растение как пища для животных;

способы распространения семян, размножение; значение в жизни человека; как человек

помогает растениям; правила поведения в природе.

В наблюдениях за животными целесообразно выяснить следующее: название

(интересные сведения, связанные с названием); внешний вид, особенности;

классификация (насекомые, птицы, рыбы, млекопитающие); способ передвижения,

приспособление конечностей к способу передвижения; способ добывания пищи,

приспособление к способу добывания пищи; пища, среда обитания, приспособление к

среде обитания; размножение; взаимосвязи, существующие в природе; значение в жизни

человека; роль человека в жизни животных; правила поведения в природе.

Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только

просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической

деятельности.

Уроки доброты.

Проводятся индивидуально или с небольшой подгруппой детей (старшего возраста) в

минуты их обращения к миру природы.

Цели: развить интерес к природе; формировать положительное эмоциональное

отношение к ней, желание беречь ее и заботиться о ней; воспитывать чуткость и чувство

сопереживания.

Такие мероприятия, воздействующие на душу ребенка, не должны быть многословны;

могут сочетаться с музыкой, восприятием художественных произведений.

Длительность не регламентируется (от одной до нескольких минут в зависимости от

настроенности ребенка на заданную тему).

Тематика уроков доброты: «Что значит быть добрым?»; «Когда я был добрым по

ребенок бережно относится к природе?»; «Что такое красота?»; «Чем красив цветок?»;

«Красота человека»; «Гармония красок»; «Гармония звуков»; «Чем удивительна

лягушка?»; «Что такое страх?»; «Как ведут себя животные, испытывающие страх?»;

«Когда они бояться?»; «Что нужно делать, чтобы не пугать животных?»; «Как ты

чувствуешь любовь своих близких?»; «Как ты проявляешь любовь к животным?»;

«Любить – что это значит?»; «Украшение Земли»; «Нужны ли в жизни правила?»; «Что ты

чувствуешь, когда ступаешь на землю?»; «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?»;

«Что ты чувствуешь, когда смотришь в небо?»; «Что рассказала тебе природа?» и др.

Экологические игры.

Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания

экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники

выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры – формировать

представление о том, что строительство может осуществляться только при условии

соблюдения экологических норм и правил).

Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической

деятельности. Игра «Экосистема водоема» позволяет проследить роль каждого

компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на

биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок

наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели

остальных).

Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в

приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся:

конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т.д.

Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в

которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т.д.

В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где

живет?»; «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания);

«Живое – неживое»; «Птицы – рыбы – звери» (на классификацию заданным признакам);

«Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно

дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Экологические плакаты.

Как пробуждать в детях гражданскую активность ко всему живому? Я думаю, что

каждый ребенок может «выговориться» на данную тему в рисунке, эскизе. Эскизная

работа является первоисточником пробуждения активности детей, направленной на борьбу

за защиту окружающей среды.

Многие узнав, что дети будут рисовать экологические плакаты, удивляются. Ведь

экологический плакат - серьезная вещь. Зачем он нужен ребенку? Но, подумав, поняли,

что это правильно. Ребенка нельзя изолировать от проблем жизни. Маленький человек

глядит в мир и часто видит (особенно по телевизору) то, что его воображение даже не

может принять (горящую тайгу, умирающих, испачканных нефтью птиц, загубленную

рыбу). Все это травмирует психику ребенка. Одним из способов освобождения от такого

нервного стресса и могут быть экологические рисунки-плакаты, в которых ребенок

призывает к действенной помощи окружающей среде, а значит, и сам делает попытку не

навредить своему «дому» и тем, кто живет и растет рядом с ним».

Рисунки детей не оставляют никого равнодушным. Можно назвать этот вид работы

гимнастикой для ума, которая, помимо всего прочего, формирует личностные качества

Природоохранные акции являются действительно эффективной формой работы

по формированию у детей представлений о взаимосвязи человека с природой,

Экологическая тропа

Экологическая тропа - это специальный образовательный маршрут в природных

условиях, где есть экологически значимые природные объекты.

Основными видами

деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение.

На этих маршрутах можно познакомить детей и взрослых с многообразием растений и

животных, связями, которые имеются между ними, представить на практике

природоохранную деятельность. Экологическая тропа рассчитана преимущественно на

организованное прохождение. При выборе маршрута учитывается доступность,

эмоциональная насыщенность и информационная емкость.

Экологическая тропа занимает важное место в системе накопления каждым ребенком

личного опыта, экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего

окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со

своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Объектами экологической тропинки могут быть: различные виды пород деревьев,

(аллеи, сад, уголок леса; кустарники; различные по форме и подбору растений цветочные

клумбы; альпинарии; небольшие водоемы (искусственные); уголок луга; уголок

нетронутой природы; муравейник; грядка с лекарственными растениями; огород,

отдельные красивоцветущие растения и др

Этапы создания и оформления тропинки:

1) Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее

интересных объектов.

2) Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов:

общая, которая будет находиться в методическом кабинете, и схемы в группах с учетом

возраста детей, в группах старшего дошкольного возраста может быть макет

экологической тропинки.

3) Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - сказочного персонажа.

4) Составление паспорта всех точек тропинки.

5) Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.

Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать

любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на

природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении

каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе.

Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.

Дети наблюдают природу в разные сезоны года, живут в ней, наслаждаются ею. Чтение

сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх

позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить

отношение к нему в яркой эмоциональной форме. В летний период на экологической

тропе воспитатели прививают детям любовь к труду.

Трудовая деятельность на экологической тропе в летний период

1. Природоведческий труд

Уход за грядками на огороде (рыхление, полив, прополка, прореживание).

Уход за цветами на экологической тропе.

Сбор семян разнотравья для подкормки птиц в зимнем саду.

Уборка урожая на огороде.

Заготовка лекарственных трав.

Сбор опавших листьев, веточек для гербария - с разных деревьев и кустарников.

2. Хозяйственно-бытовой труд

Мытье исследовательского оборудования (баночки, стаканчики и т.д.)

3. Природоохранный труд

Изготовление природоохранных знаков и установка их на экологической тропе.

Осмотр овощных культур (нет ли вредителей) и обработка (педагогом) их настоем

их трав, луковой и чесночной шелухи.

Осмотр муравьиных дорожек и подкормка муравьев.

Операция «Сломанная веточка» (подвязывание и замазывание сломанных веточек).

4. Ручной труд

Изготовление поделок из природного материала.

Аппликация из природных материалов.

Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и

оздоровления детей на свежем воздухе.

Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств

каждого ребенка.

Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с

окружающим миром.

Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и

бережного отношения к природе.

Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в

рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии,

исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

В нашем дошкольном учреждении экологические акции проходят в течении всего

учебного

дошкольники

получают

природоведческие

формируют

экологической

культуры,

активную

жизненную

служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Дети

видят отношение родителей, организацию мероприятия и сами в ней участвуют.

Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты,

памятки). В содержание акций входят праздники, развлечения, викторины, выставки,

конкурсы, посвящённые объектам акции. (слайд)

Проведение природоохранной акции в детском саду позволяет способствовать

поступательному развитию у детей познавательного интереса к миру природы,

воспитанию бережного отношению к растениям, животным и птицам, формированию

навыков природоохранной деятельности, а также переоценке мировоззренческих

ориентиров (восприятие себя как части природы, понимание взаимосвязи человека и

природы). Таким образом, данная деятельность направлена на создание условий развития

ребенка, открывающих возможности для его успешной социализации, всестороннего

личностного развития.

Все экологические мероприятия и акции проходят под общим девизом: «Только вместе,

только дружно, помогать природе нужно!».

«Давайте друзья, везде, где живём,

Деревья посадим, сады разведём.

Давайте будем к тому стремиться,

Чтоб нас любили и зверь и птица,

И доверяли повсюду нам,

Как самым лучшим своим друзьям!».